Екатерина Старцева
Конспект НОД в старшей группе по теме «Игры и забавы на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель образовательной деятельности:
Знакомство детей с обычаями и традициями на Руси через игры и забавы в зимнее время года.
Образовательные задачи:
Расширять представления детей об истории русского народа, обычаях, традициях, народных играх. Формировать способность рассуждать, анализировать, делать выводы.
Развивающие задачи:
Развивать мелкую моторику, память ребёнка, терпение, усидчивость, аккуратность.
Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по теме „Игры и забавы на Руси“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Воспитывать интерес к старинным народным играм, умение договариваться с одногрупниками, избегая конфликтных ситуаций в игре; аккуратность при выполнении творческого задания.
Интеграция детских видов деятельности:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Материалы и оборудование:
Интерактивная доска, ноутбук, виды старинной крестьянской одежды (экспонаты музея) для наглядной демонстрации, сюжетные картинки (виды зимних забав, игр, кисточки для рисования, набор акриловых красок, непроливайки с водой, два комплекта бирюлек (один для росписи, один для демонстрации).
Ход образовательной деятельности.
1. Организационный момент 1-2 мин.
Звучит аудиозапись вьюги, хруст снега.
Воспитатель:
Что за звуки за окном?
Может это гремит гром?
Может это дождь весенний?
Или листопад осенний?
Что за странный шум природы?
Что это за время года?
(дети отвечают)
Воспитатель:
Да, ребята, мы сейчас услышали звуки зимнего времени года. Вой вьюги и хруст снега. Наконец наступила зима. День стал короче? На улице стало холоднее? Мы стали одеваться на прогулку теплее? А что же на земле и на деревьях вместо зелёной травки и листьев?
(дети отвечают на вопросы)
2. Основная.
Воспитатель:
Ребята, а в какие игры можно играть зимой на улице?
Воспитатель показывает сюжетные картинки «Виды зимних забав и игр», дети рассуждают, называя, перечисляя игры.
Воспитатель:
А в какие игры вы играете зимними вечерами? Чем вы занимаетесь зимой, когда непогода, нет возможности проводить время на улице?
(ответы детей)
Воспитатель:
А знаете ли вы, в какие игры играли детишки много лет назад, когда не было такого изобилия игрушек, когда не было телевизоров, компьютеров, смартфонов, игровых приставок и т. д.? Я предлагаю вам посмотреть, чем занимались, в какие игры играли дети в старину, много-много лет назад.
Показ презентации «Старинные народные игры зимой на Руси».
Во время презентации воспитатель демонстрирует виды крестьянской одежды и обуви.
Воспитатель:
Согласитесь, ребята, что и без современной техники можно интересно провести время, вспомнив некоторые старинные игры. Какие забавы зам запомнились больше всего?
(ответы детей)
Воспитатель:
Что-то мы с вами засиделись, давайте поиграем в одну интересную игру, которая называется «Золотые ворота».
Воспитатель объясняет правила и условия игры, играет с детьми.
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
Воспитатель:
Понравилась вам игра? А теперь покажу вам ещё одну старинную игру «Бирюльки».
Воспитатель с детьми играют в «бирюльки», и воспитатель попутно рассказывает историю этой игры.
Раньше в России существовало два вида игры - играли в бирюльки-палочки или соломинки и в бирюльки, сделанные из дерева. Обычно в первый вариант игры играли в основном деревенские детишки. А в точеные русские бирюльки играли семьи побогаче. А некоторое время спустя это было одно из самых популярных светских развлечений. Точеные бирюльки изготавливались из различных ценных пород дерева, яшмы и янтаря, и даже из слоновой кости.
Правила этой увлекательной игры очень просты. Бирюльки высыпали горкой на стол, и участники по-очереди особой удочкой вылавливали их оттуда. Кто пошевелит соседнюю бирюльку, передает крючок следующему игроку. Игра продолжалась до тех пор, пока не разбиралась вся горка из фигурок. Выигрывал тот участник, у кого набиралось больше всего бирюлек. Иногда фигурки помещали в специальный расшитый мешочек, а уже оттуда с помощью удочки или крючка вытаскивали бирюльки не глядя.
В другом варианте той же игры фигурки горкой выкладывали на стол, и нужно было аккуратно, не рассыпав остальные, снимать их по одной. Дело требовало изрядной усидчивости и ловкости. Побеждал, естественно, тот, кто вытаскивал самое большое количество бирюлек.
Воспитатель:
А теперь давайте распишем красками точечной росписью детали бирюлек?
(Самостоятельная работа, воспитатель оказывает необходимую помощь при росписи бирюлек).
3. Рефлексия 2 мин.
Воспитатель:
Что вам больше всего понравилось в нашем занятии? Теперь вы знаете новую игру «Бирюльки», в которую можно будет играть и в группе, и дома, и в гостях у друзей.