Анна Савчук
Конспект занятия «Жизнь и труд казаков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
-познакомить детей с орудиями труда казаков;
-расширить знания детей о жизни и быте первых поселенцев-казаков;
Задачи:
-продолжить формировать у детей умение точно и правильно выражать свои мысли;
-совершенствовать монологическую речь детей;
-воспитывать чувство уважения к нашим предкам;
-развивать лексический запас слов : мотыга, борона, серп, буханка, молотьба, сноп, амбар, коса, цепь,лукошко, каравай.
Материал:
Круглая буханка хлеба, иллюстрации «Орудия труда», «Труд и жизнь казаков», магнитофон, кассета с песнями Кубанского хора.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия „Жизнь и труд казаков“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Рассматривание фотографий «Музей семьи Степановых», иллюстрации «Орудия труда», «Труд и жизнь казаков», дидактическая игра: «Кому что нужно?», экскурсия в музей семьи Степановых, рассказы о первых переселенцах-казаках.
Ход занятия:
Воспитатель вносит свежую буханку хлеба, дает детям возможность рассмотреть, понюхать, попробовать ее.
Вопросы:
-Что это?
-Что вы можете рассказать о хлебе?
Воспитатель отмечает, что этот хлеб когда-то казаки называли «буханкой». Выращивали хлеб казаки сами. При помощи сохи пахали землю. Верной помощницей казаку была лошадь. Она всегда с ним была рядом и в труде, и в бою.
(Рассматривание иллюстраций пашущего казака и казака в боевом обмундировании).
При помощи бороны казак боронил (разравнивал) землю, а затем сеял пшеницу, рожь и овес. Использовал он для этого лукошко – в него насыпали отобранные зерна, а затем раскидывали. Затем вновь боронили, засыпали зерна землей.
(Рассматривание иллюстраций).
Когда хлеб поспевал, его косили косой. Серпами, собирали в маленькие снопы и ставили в большой сноп. Затем цепями выбивали зерна из колосьев (иллюстрация), зерна высушивали и ссыпали в амбары. На мельницах мололи зерна в муку.
Упражнение: «Что быстрее» (дети попробуют размолоть зерна между камнями и в кофемолке).
Из полученной муки казачки пекли буханки хлеба. В печи пекли хлеб, варили еду, спали на печи, сушили фрукты, грибы. Это был вкусный хлеб, который достался казакам упорным трудом. Казаки очень уважали людей тружеников, об этом придумали даже пословицу: «Труд казака кормит, а лень портит». У казачек труд был очень тяжелый: вставали рано, вели свое хозяйство, воспитывали детей, занимались рукоделием. Это о казачках сказано: «Казачий дом – не руками трясти». Казачья еда была разнообразной: овощи, мясо, фрукты, рыба, грибы. Ужинали всей семьей вместе, собираясь вокруг большого стола: отец, мать дети, внуки и старики.
Дети тоже не оставались от труда в стороне: мальчики постарше уезжали с отцом в поле, помладше пасли коров, коз, гусей. А девочки оставались при матери, помогали по хозяйству: учились ткать, прясть, вязать (иллюстрации) .Занимаясь рукоделием, казачки пели песни и придумывали про себя пословицы: «Какова пряха, такова на ней рубаха».
Праздники казаки встречали весело: пели, плясали, в игры играли.
(Прослушивание песен из репертуара Кубанского казачьего хора).
Танцевальная пауза: «Вспомни кубанские танцевальные движения».
Воспитатель задает детям вопросы:
-Как вы думаете, легко ли доставался хлеб казакам?
-Почему?
-А сейчас какие машины помогают выращивать хлеборобам хлеб?
-Какую пословицу казаки придумали о своем труде?
Дидактическая игра «Назови орудия труда».
В заключении занятия пение песни «Ой, да на Кубани».