Нина Архипова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Электрические чудеса»
▼ Скачать + Заказать документы
Электрические чудеса
Конспект занятия «Электрические чудеса»
Архипова Нина Александровна
Филиал МОУ Новоуренской СШ детский сад «Сказка»
Задачи
Образовательные:
- Познакомить детей с достижением человечества- электричеством;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Электрические чудеса“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
-Обобщать знания детей об электрических приборах и их использовании человеком;
-Познакомить детей с понятием «статистическое электричество»;
-Закреплять правила безопасного обращения с электроприборами;
Развивающие:
-Развивать интерес к поисково-познавательной деятельности;
-Способствовать развитию мыслительной активности, умению наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
-Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, вызывать чувство уважения и гордости к достижениям человека;
Материалы и оборудование:
Пластмассовые палочки по числу детей, разрезные картинки с изображением электрических приборов, кусочки шерстяной ткани, шелка, картинка с изображением Золушки, разноцветные воздушные шары, маленькие бумажные пчелки, пластмассовые расчески, парные картинки с изображением электроприборов и старинных предметов быта, заменяющих их, мыльные пузыри, черный перец, соль.
Ход занятия
Показываю картинку с изображением Золушки и читаю стихотворение.
Про бедную девушку сказку читаю,
Но как ей помочь, к сожаленью не знаю.
Не справиться девушке с тяжкой работой,
А на балу оказаться охота.
Никто не оценит бедняжки стараний!
Ей так не хватает машины стиральной.
Приходится Золушке дом убирать.
Но где пылесос, чтобы ей помогать?
Как трудно тарелок огромную груду
Помыть без машины, что моет посуду!
А надо еще приготовить обед.
Как жаль, что электроплиты в доме нет.
Присела бедняжка-всего не успеть.
Сейчас телевизор бы ей посмотреть!
Однако работает, сил не жалея,
Надеется только на добрую фею.
Е. Нефедова
Восп-ль. Ребята, как можно помочь бедной Золушке? Попробуйте отгадать какие бытовые приборы могут ей помочь.
Есть у нас в квартире робот
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(пылесос)
Летом папа наш привез
В белом ящике мороз,
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты.
(холодильник)
Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг-
Имя у него …. (утюг.)
Четыре теплых солнца
У бабушки на кухне,
Четыре теплых солнца
Горели и потухли,
сварили кашу и уху,
Спасибо солнцам за еду.
(электроплита)
На столе, в колпаке
Да в стеклянном пузырьке,
Поселился дружок-
Развеселый огонек.
(настольная лампа)
Дом на ножках
Посреди окошко.
Засветится окно-
Появится кино.
(телевизор)
Восп-ль. Как можно назвать предметы, которые мы перечислили?
Это бытовая техника или электрические приборы?
Почему эти приборы называют электрическими?
Электроприборы окружают нас повсюду, они как добрые волшебники, помогают нам.
Восп-ль: Всегда ли существовали электроприборы? (ответы детей)
Много лет назад люди не знали, что можно пользоваться электричеством. Предлагаю вам вернуться в прошлое и вспомнить. Что люди использовали вместо электроприборов.
Дидактическая игра «Что есть- что было»
Дети делятся на две команды. У одной команды карточки с изображением предметов современной техники, а у другой-карточки с изображением предметов, заменяющих электроприборы в старину. Детям нужно найти пару и объяснить свой выбор.
Пылесос-веник
Утюг-рубель
Швейная машина-иголка
Электролампа-керосиновая лампа
Электрообогреватель-печка
Калькулятор-счеты
Электрический чайник-самовар
Вязальный станок-спицы
Стиральная машина-корыто
Восп-ль: Электроприборы-это наши помощники.
А какие электроприборы есть у вас дома? Назовите их.
Что же это такое находится в розетке и заставляет электроприборы трудиться и помогать людям? (ответы детей)
Правильно, это электрический ток. А знаете ли вы, откуда он приходит в наши дома?
Его вырабатывают на электростанциях, а в дома он приходит по проводам. Провода тянуться глубоко под землей или натягивают высоко на электростолбах. Току приходится совершать длинное путешествие по улицам больших городов и маленьких деревень. В каждое здание он приходит по электрическому проводу. Сверху провод одет в резиновую рубашку, а под ней много тонких медных проволочек. И по этим проволочкам бегут маленькие частицы-электроны к розеткам, а затем и в электроприборы.
Дидактическая игра «Электроприборы» (разрезные картинки)
Дети собирают разрезные картинки электроприборов.
Восп-ль. Электричество очень помогает людям, но и к себе требует уважения: если сунешь пальцы в розетку или дернешь за провода, ток может ударить тебя! Он предупреждает, что неуважительно с ним обращаться нельзя. Только прикоснешься мокрой рукой к выключателю- ток пробежит через воду и ударит тебя! Ни в коем случае нельзя забираться в трансформаторные подстанции, трогать руками оборудование и провода. Этим вы подвергаете свою жизнь смертельной опасности и можете оставить без электричества тысячи людей.
Но есть электричество тихое, неопасное, незаметное. Такое электричество называется статистическим. Оно живет повсюду, с ним даже можно поиграть, и я вам предлагаю познакомиться с ним поближе.
Опыт №1
Восп-ль: Дети, посмотрите, один шарик висит на стене, а все остальные лежат на полу. Давайте мы с вами повесим все шарики на стену.
Дети пытаются это сделать, но у них ничего не получается.
Восп-ль: Почему ваши шарики падают, а этот висит? (дети высказывают свои предположения)
Давайте ваши шарики тоже превратим в волшебные, а как это сделать, я вас научу. Нужно шарик потереть о волосы и этой стороной приложить к стене. (Дети выполняют)
Вот и ваши шарики стали волшебными, они тоже висят на стене. А произошло это от того, что в наших волосах живет тихое электричество.
Когда мы натирали шарики о волосы, заряды-минусы начали быстро двигаться и притягиваться к зарядам –плюсам, которые находятся на стене, поэтому наши шарики прилипли.
Чтобы еще раз доказать, что в волосах живет электричество, возьмите расчески и расчешите свои волосы. Что происходит?
Ответы детей: волосы становятся непослушными, поднимаются вверх.
Вывод: В волосах тоже живет электричество.
Восп-ль: Предлагаю вам поиграть с мыльными пузырями.
Опыт №2
Расстелить на столе шерстяную ткань.
Восп-ль: Возьмите мыльные пузыри, надуйте и позвольте им опуститься на ткань. Теперь берите воздушные шары, потрите их шерстяным шарфиком и поднесите к мыльным пузырям.
Что вы видите?
Ответы детей: мыльные пузыри начинают дрожать, «танцевать» и двигаются за шаром.
Вывод: Электричество живет не только в волосах, но и в нашей одежде.
Опыт №3
Восп-ль: Нам снова нужен шарик. Насыпаем на стол немного черного молотого перца и немного соли- все хорошо перемешаем. Представьте, что вам нужно отделить соль от перца. Задача очень трудная. Но я вас научу как выполнить ее быстро и просто.
Берем шарик, потрем его о шерстяной лоскут и поднесем к столу: весь перец, как по волшебству, окажется на шарике! Шарик от трения о шерсть становится отрицательно-заряженным, а электроны, которые находятся в перчинках, приобретают положительный заряд и притягиваются к шарику.
Так почему же к шарику не прилипают крупинки соли?
Ответ прост: В соли маленькие частички- электроны перемещаются плохо, поэтому она не приобретает заряда от шарика и не прилипает к нему.
Вывод: статистическое электричество помогает нам в быту.
Опыт №4
Восп-ль: Давайте попробуем сделать волшебными другие предметы. Возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным пчелкам. Что мы видим: пчелки лежат спокойно. А сейчас наши пластмассовые палочки станут волшебными- электрическими и будут к себе притягивать предметы. Потрем палочки о кусочки шерстяной ткани, поднесем их к пчелкам. Что происходит?
Пчелки поднимаются вслед за палочкой. Почему? (Палочки от трения о шерсть стали электрическими и притянули к себе пчелок.)
Как палочки стали электрическими? (Их натерли кусочками шерсти)
Вывод: Электричество живет в нашей одежде.
Итог занятия: Вопросы к детям:
--Что нового и интересного узнали на занятии?
-С какими опытами вы легко справились, а какие у вас вызвали затруднения?
--Какие опыты понравились больше?
Восп-ль: Молодцы, ребята! Сегодня вы много узнали об электричестве, узнали, что такое статистическое электричество. Мы вспомнили, как вести себя с электроприборами и электрическим током. Если соблюдать простые правила безопасности, то ток, живущий в электроприборах будет вашим другом.