Елена Костылева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Невидимка воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство с явлениями неживой природы. Знакомство с воздухом и ветром
посредством исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с явлением неживой природы – воздухом и его свойствами. Дать представление о роли воздуха в жизни человека, животных, растений. Дать представление о ветре. Учить логически, рассуждать и вызвать интерес к проведению экспериментов.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Невидимка воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Воспитательные: Воспитывать любознательность, желание познавать процессы, происходящие в природе.
Развивающие:
Развивать наблюдательность. Развивать активный словарь детей.
Материалы:
Прозрачный стакан, пакетики полиэтиленовые, глубокие емкости с водой, воздушный шарик, трубочки для коктейля, мыльные пузыри, салфетки, кукла Незнайка.
Ход занятия:
Восп. : - Ребята, сегодня к нам пришел необычный гость. /Достает из - за ширмы куклу «Незнайка»
Незнайка: - Здравствуйте, ребята! Я так к вам так спешил, так торопился. Я случайно по секрету узнал, что у вас есть волшебная лаборатория и в ней происходят разные чудеса, а я так люблю чудеса.
Восп. : Да Незнайка, у нас есть такая лаборатория. И сегодня мы с ребятами как раз туда собирались отправиться.
-Ребята возьмём с собой Незнайку, покажем ему нашу лабораторию?
Дети: Да
Восп. : - Вот и замечательно.
–А ты знаешь незнайка, что бы попасть в нашу лабораторию нужно отгадать загадку?
Незнайка: Какую ещё загадку?
Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, а ты вместе с ребятами должен будешь ее отгадать.
-Готовы?
Дети: Да
Восп. :
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим…
- Что это?
Ответы детей: - Воздух.
Восп. : Все правильно. Добро пожаловать в лабораторию.
Незнайка: И что мы тут будем делать?
Восп. : - Мы с вами будем делать научные опыты как настоящие ученые, и говорить о воздухе.
Незнайка: - О воздухе? А кто его видел этот воздух? Может, его и нет вовсе! Лично я никогда не видел воздух, а вы, ребята?
Восп. : - Погоди, погоди, Незнайка! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас.
Незнайка: - Ой, все-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть в этой комнате.
Восп. : - Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух все-таки есть.
Ответы детей
(опыт 1 с пакетиками. Ловим пакетиками воздух)
Восп. : - Что, ребята, у нас в пакетиках?
Дети:- Воздух.
Восп. : - А какой он?
Ответы детей
Восп. : Воздух осень легкий.
-У воздуха есть форма?
Ответы детей
Восп. : Посмотрите, я очень легко могу поменять форму пакетика с Воздухом, и он изменит форму. Значит, какой воздух?
Ответы детей: Бесформенный
Воспитатель: Правильно.
-Понюхайте воздух в пакетике, есть у него запах?
Ответы Детей: Нет
Воспитатель:
Видим мы воздух?
Ответы детей: Нет
Воспитатель: Почему мы не видим воздух?
Ответы детей
Восп. : Правильно. Он прозрачный и его не видно, воздух еще называют невидимкой.
- Посмотрите. А что еще есть прозрачное в нашей группе?
Дети: Окна, стекло, аквариум…
Восп. : Правильно. Посмотрите, какое прозрачное стекло, через него все видно дома, машины, деревья.
-Правильно. А теперь посмотрите, что у меня в руках/берет стакан/
Ответы детей: Стакан
- Ребята, как вы думаете, этот стакан пустой? Посмотрите внимательно, есть ли в нем, что нибудь?
Ответы детей
Незнайка: - Ну и что тут интересного? Каждому ясно, что в стакане ничего нет. Давайте туда что-нибудь нальем или положим.
Восп. : - Говоришь, нет ничего в стакане? А мы сейчас проверим! (опыт 2 со стаканом). Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в воду, затем предлагает детям сделать то же самое, обращает их внимание на то, что стакан нужно держать очень ровно.
-Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?/Обсуждает эти вопросы с детьми и делает вывод, что в стакане есть воздух/
- Давайте это проверим. Предлагает наклонить стакан. Что появляется в воде?
Ответы детей: Пузырьки
Восп. : -А откуда они взялись?
Ответы детей
Восп. : Воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.
- Ну что, Незнайка убедился, что стакан не пустой, в нем есть воздух?
Незнайка: - Эка невидаль, воздух! Я, может, и раньше знал, что воздух есть, а просто так всем вам говорил. Я тоже вспомнил, как можно увидеть воздух. Вот послушайте меня.
Однажды меня угостили вкусной водой и дали трубочку соломку. Я, конечно, не только пил, но и пузыри через соломинку пускал. Вот здорово было!
Восп. : - Ребята, давайте, и мы попускаем пузырьки из соломки.
Возьмите каждый по соломке и подойдите к сосуду с водой.
(опыт 3 с соломкой)
- Что выходит из воды с пузырьками?
Ответы детей: - Воздух.
Восп. : - А какие еще пузыри можно пускать?
Ответы детей:- Мыльные.
Восп. : - Давайте и мыльные пузыри попускаем.
(дети берут "мыльные пузыри" и пускают их.)
Восп. : - Незнайка! Как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?
Незнайка:- Знаю, конечно, мыло!
Восп. : - Ребята, прав ли Незнайка?
Ответы детей
Восп. : А что было бы, если бы внутри пузырей на самом деле было бы мыло?
Ответы детей
Воспитатель: Воздух легкий, а мыло тяжелое, воздух прозрачный, а мыло нет.
Незнайка: - Воздух, мыло, какая разница! Вы мне другое лучше скажите: и я, и ребята, и все люди дышат через нос. Правильно?
Восп. : - Конечно правильно. Вот давайте, и мы немножко отдохнем и подышим носиками.
Физкультминутка
Воздух-невидимка, Руки вверху вправо-влево
Выходи гулять! «зовут- машут ладошками на себя»
Воздух-невидимка, Руки вверху вправо-влево
Как тебя поймать? Поднимают руки вверх и через стороны
опускают их вниз
Если быстро-быстро в поле убегу, Бегут на месте
Чистого-пречистого воздуха найду! Поднимают руки вверх и через стороны
опускают их вниз
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, Шаги на месте
Самого полезного воздуха найду! Поднимают руки вверх и через стороны
опускают их вниз
Если вместе с папой в горы я пойду, Руки на поясе, шагают на носочках
Самого кристального воздуха найду! Поднимают руки вверх и через стороны
опускают их вниз
Восп. : Ну что немножко отдохнули
Дети: Да
Восп. : - Когда мы просто выдыхаем и вдыхаем воздух, видим мы его?
Дети : - Нет!
Восп. :- А хотите, я вам открою маленький секрет, как можно увидеть, что мы вдыхаем и выдыхаем воздух?
Дети : Да
Восп. : Давайте покажем Незнайке, как дышат наши носики. Для этого нам с вами нужны салфеточки. /Раздает детям салфетки/
(опыт 4 с салфеткой). Дети держат салфетку перед носиком, при вдохе и выдохе салфетка шевелится.
- Когда мы просто выдыхаем и вдыхаем воздух, видим мы его?
Ответы детей: - Нет!
Восп. : - А с салфеткой видно?
Ответы детей: - Да.
А еще можно увидеть, как мы дышим зимой - изо рта выходит пар.
Незнайка: - Ребята, а вы знаете, чем дышат животные?
Ответы детей: - У них тоже есть носики.
Незнайка: - А собака, если ей жарко, дышит ртом, я сам видел. А как дышат растения? Где у них спрятаны носы? (гипотезы детей)
Восп. : - А у растений и нет никаких носов. Зато на листьях у них есть маленькие дырочки - отверстия, их трудно увидеть. Вот через них и дышат все растения, и комнатные тоже.
Вот почему мы вытираем пыль с листьев.
Незнайка: - Значит и колокольчику, и березе, и дубу, и одуванчику - всем, всем нужен воздух? А я об этом и не знал.
Восп. : - Конечно, Незнайка, всем живым существам нужен воздух. Давай проверим, сможем ли жить без воздуха, закройте ладошками нос и рот и попробуйте вздохнуть, получилось?
Дети: Нет
Незнайка: - А я знаю, где можно найти много воздуха - в шариках. Они так и называются - воздушные.
Восп. : - Конечно, когда мы надуваем шарик в него попадает воздух. /Надувает шарик/
-А сейчас я развяжу шарик, а вы подставите ладошки. /направляет сдувающийся шарик на ладошки/
- Что вы чувствуете?
Ответы детей:
Восп. : - А как вы думаете, ребята, мы сами сможем сделать ветер.
Ответы детей
Восп. : Давайте попробуем сделать ветер (опыт с салфеткой). Дети дуют на салфетку.
- Ребята, вот мы выпускали воздух из шарика, и получался ветер. Потом дули на салфетку и тоже получился ветер. А еще можно помахать на себя веером, или включить вентилятор.
- Что же такое ветер?
Ответы детей
Восп. : - Ветер - это движение воздуха.
Мы с вами на прогулке часто наблюдаем, есть ли на улице ветер. Как мы это можем увидеть?
Ответы детей: ветки и листья деревьев колышутся, облака бегут по небу быстро.
Восп. : - Скажите, а можно почувствовать ветер?
Ответы детей
Восп. :- Все верно, ветер целует наши щечки, а еще мы можем почувствовать холод.
Восп. : - Ну что, Незнайка, мы убедили тебя, что воздух есть?
Незнайка: - Да, Это я раньше считал, что воздуха нет, а теперь понял, что воздух есть везде, он вокруг нас. Просто я считал, что, если я не вижу воздух, значит его и нет.
- Ребята помогите мне вспомнить, как доказать, что воздух есть.
Ответы детей /Дети вспоминают все, что делали на занятии/
Незнайка: Спасибо я все вспомнил. Теперь своим друзьям в цветочном городе, я смогу рассказать, что такое воздух.
Восп. : - Молодцы ребята, как много теперь вы знаете о воздухе!
-Незнайка, мы с ребятами скоро пойдем гулять и возьмем тебя с собой, чтобы всем вместе на прогулке подышать свежим воздухом и понаблюдать за ним.