Анастасия Р.
Конспект занятия экспериментирования «Свойства воды» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Продолжать формировать знания детей о круговороте воды в природе, её свойствах.
2. Развивать внимание, память, мышление и связную речь детей.
3. Воспитывать умение действовать в коллективе, воспитывать бережное отношение к воде как к природному ресурсу.
Образовательные области: социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.
Словарная работа: пресная, растворитель
Предварительная работа: наблюдение за льдом, водой; чтение стихов о воде; разучивание потешек про воду; рассматривание иллюстраций с изображением воды в твёрдом и жидком агрегатном состоянии.
Публикация «Конспект занятия экспериментирования „Свойства воды“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Индивидуальная работа: Егор П., Майя Ф. – продолжать формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный – схема «Круговорот воды в природе», набор красок, кисть, формочка, небольшое количество сахара.
Раздаточный – стаканчики с водой (на каждого, чайные ложки (на каждого, небольшое количество соли.
Ход занятия:
I. Вводная часть
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле! Послушайте о нём загадку:
В морях и реках обитает
Но часто по морю летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (вода)
- Правильно! Сегодня мы с вами поговорим о воде.
- Ребята, а что вы знаете о воде? (Ответы детей)
II. Основная часть
- Как вы думаете, для чего людям нужна вода? Кому еще нужна вода? Для чего животным нужна вода? Для чего растениям нужна вода?
- Ребята, всем живым существам нужна вода! Поэтому, воду нужно беречь и экономить.
- Изо дня в день воды тратится очень много. Как вы думаете, как пополняются запасы воды?
- Почему зимой на улице вода превращается в лёд? Что случится с водой, когда снова ударят морозы? (Вода на улице замёрзнет и превратится в лёд)
- Чтобы нам больше узнать о воде и её свойствах, посмотрите на эту схему.
Показываю детям схему «Круговорот воды в природе».
- На ней изображено всё, что происходит с водой в природе.
- Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют воду. Когда капелек становится много, они становятся тяжёлыми и выпадают дождём на землю.
- Вода бывает пресная и солёная. Как вы понимаете, что значит солёная? На что она похожа? На что похожа пресная?
- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус? Это и называется «пресная вода».
- Теперь добавьте в воду соль. Совсем немного. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (Солёная).
- У меня есть сахар и стакан с пресной водой. Сейчас я добавлю его и помешаю. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (Сладкая).
- Ребята, вспомните, какой вода была до того, как мы стали туда добавлять сахар и соль. Какой вывод мы можем сделать? (У воды нет своего вкуса)
- Правильно. Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем. Давайте повторим это слово. Растворитель.
- Как вы думаете, почему вода в морях и океанах солёная, ведь реки несут в неё пресную воду? (Ответы детей)
- Когда идёт дождь, он растворяет частицы солей, которые находятся в почве. Ручейки дождевой воды попадают в реки. Течение реки переносит соли в моря. Вода под действием солнца нагревается и выпадает на землю в виде осадков, но вся соль остаётся в море.
- Давайте представим себе, что мы очутились на море и немножко поплаваем.
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе раз-это брасс,
Одной, другой - это кроль.
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
- Присаживайтесь на свои места.
- Теперь возьмите картинки и посмотрите на них сквозь стаканчики с водой.
- Видно ли то, что нарисовано на картинке?
- Значит вода какая? (Вода прозрачная)
- Можем ли мы сделать её цветной? С помощью чего мы можем это сделать? Давайте попробуем покрасить воду с помощью краски.
- Даня, подойти ко мне. В какой цвет можно покрасить воду? Сделай воду в моём стаканчике того цвета, которого захочешь.
- Ребята, какого цвета стала вода? Правильно. Зеленого. Даня, можешь сесть на место.
- Я поставила за своим стаканчиком картинку, видно ли её вам? (Ответы детей) Значит какой стала вода? (Непрозрачной)
- Ребята, а как вы думаете имеет ли вода форму? (Ответы детей)
- У нас с вами вода стоит в стаканах. Сейчас я перелью её в формочку. Что стало с водой? Правильно. Вода приняла форму формочки.
- Имеет ли вода определённую форму? (Не имеет) Вода принимает форму предмета, в котором находится, а на ровном месте превращается в лужу.
- Что будет, если мы заморозим воду в этой формочке, а через несколько часов достанем? (Ответы детей) Правильно. В таком случае вода затвердеет и на более долгое время примет форму предмета, в котором находилась.
- Что случится с ней через пару часов на солнце? Верно. Она снова станет жидкой.
- Может ли потом вода исчезнуть? (Ответы детей) Куда она исчезнет? Действительно она превратится в пар.
III. Заключительная часть
- Ребята, давайте теперь подведем итог, что мы нового узнали о воде?
- Какой по вкусу может быть вода?
- Что вы можете сказать о цвете воды? С помощью чего мы можем понять её цвет?
- Егор, как мы проверяли прозрачная вода или нет?
- Что вы можете рассказать о форме воды?
- Лёд – это какое состояние воды? (Твердое) Лужа – это какое состояние? (Жидкое)
- Когда вода может быть невидимой?
- Тая, как вода превращается в пар?
- Молодцы, ребята! Вы все хорошо постарались, и узнали о воде много нового и интересного!
- Что вам понравилось больше всего?
- Что показалось трудным?
- Не забывайте, что мы должны заботиться о природе и беречь воду, потому что она очень важна для всего живого!