Кочубей Оксана Александровна
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему «Свойства воды»
Кочубей Оксана Александровна.
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему «Свойства воды»
Цель занятия : Познакомить детей с основными свойствами воды.
Программные задачи:
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Образовательные: Показать значение воды для у всего живого. Формировать представление о некоторых свойствах воды : жидкость без вкуса, цвета, запаха и формы; текучая может разливаться, ее можно вылить, перелить, разлить.
Развивающие: Развивать навыки проведения лабораторных опытов; развивать интерес познавательной деятельности, высказывать предложения, мнения; наблюдательность и любознательность.
Воспитательные: Поддерживать радость от успехов в познавательной деятельности, целеустремленность в достижении конечного результата. Развивать интерес к познавательной поисковой деятельности, умение работать в коллективе. Воспитывать бережное отношение к воде к основному природному ресурсу.
Словарная работа: Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Индивидуальная работа: Активизировать малоактивных детей в правильном составлении предложений; в самостоятельном выполнении заданий.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
2. Проведение опытов с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4Словесные игры о воде: «Какая бывает вода» и т. д.
5. Чтение художественной литературы :Э. Мошковской «Речка», Б. Заходер»Первый снег», Н. А. Рыжова «Жила-была речка».
6. Наблюдение за водой во время прогулок в разное время года.
Подготовка воспитателя
Изучение методической литературы
1 «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»- Л. И. Иванова.
2. «Экологическое воспитание в детском саду» - О. А. Соломникова.
3. Программа экологического образования дошкольников «Наш Дом-Природа»-Н. А. Рыжова.
Методические приемы:
1. Использование художественного слова (загадывание загадок).
2. Метод перевоплощения (дети ученые).
3. Опыты.
4. Беседа с использованием вопросов поискового характера.
5. ИКТ.
6. Физкультминутка.
7. Рефлексия.
Оборудование :стаканчики с водой, ложечки, сок, молоко, мячи, кубики, клеенка. белые халаты.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята. сегодня я хочу вас пригласить в лабораторию. Кто из вас скажет, что делают в лаборатории?
Дети: «В лаборатории проводят опыты».
Воспитатель: «Правильно, в лаборатории проводят опыты, исследования. Вот и мы сегодня будем проводить опыты. Скажите, что мы будем сегодня проводить? А вот какие вы узнаете, отгадав загадки.
«Не кузнец, а с клещами» (рак);
«Вильнет, хвостом туда-сюда нет ее, и нет следа» (рыба)
«Прячет ус во рту. Растянулся на версту» (кит).
Воспитатель: Ребята скажите, что объединяет рыбу, рака, и кита?
Дети: «Их объединяет среда обитания, они живут в воде».
Воспитатель: Да это правильно, а где можно увидеть воду?
Ответы детей:
Воспитатель: Как человек использует воду?
Ответы детей:
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Вода нужна всему живому существу на Земле, без воды нет жизни.
Воспитатель: вы догадались, с чем мы будем проводить опыты?
Ответы детей: С водой.
Воспитатель: Мы сегодня узнаем свойства воды, узнаем, что такой привычный объект как вода может таить в себе много неизвестного. Вы готовы?
Ответы детей:
Воспитатель: Тогда пройдем в лабораторию. Наденем белые халаты. Обратите внимание на интересные значки. Вы сегодня будите исследователями воды. Кем вы сегодня будите?
Ответы детей: исследователями воды.
2. Практическое экспериментирование
Опыт №1 «Вода – жидкая, может течь»
Воспитатель: Вода –это жидкость, ее можно переливать, наливать, выливать. Вот сейчас на опыте мы проверим.
Воспитатель: Я вам предлагаю, перелить воду из бутылки в стакан. Льется вода? Почему?
Дети из бутылки переливают в стакан воду. Убеждаясь в том, что вода-жидкость, ее можно наливать, переливать.
Ответ детей: Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт№2 «Вода не имеет формы»
Воспитатель: Скажите, есть ли у воды форма?
Чтобы узнать это мы проведем следующий опыт. Ребята, что мы проведем (индивидуальная работа).
Воспитатель: У вас на столах лежат, предметы рассмотрите, назовите форму предметов.
Ответ детей: Кубик квадратной формы, мяч круглый.
Воспитатель: Если кубиком постучать по столу, а мяч прокатить, изменят они форму?
Ответ детей: дети проделывают, действия убеждаются, что предметы не меняют форму.
Воспитатель: А жидкая вода? Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю провести опыт: будем наливать воду в разные емкости. Выполняйте аккуратно, не толкайтесь, в лаборатории ведут себя тихо.
Дети наливают воду в различные формы.
Воспитатель: Что происходит?
Дети делают вывод- вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, вода не имеет формы.
Физкультминутка.
3. Физкультурная минутка «Синяя вода».
Синяя вода,
(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)
Поле без следа,
Без конца и края.
(Кружимся на месте)
Синяя вода,
Ты спешишь куда?
Ты спешишь куда?
(Присели, обхватили плечи руками)
К морю синему,
Там, где волны сильные,
(Встали, руки вытянули вверх)
Там, где волны сильные
Плещутся всегда.
(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)
К морю синему
Поскорей неси меня,
(Кружимся на месте)
Поскорей неси меня,
Синяя вода.
(Присели, обхватили плечи руками)
Опыт №3 «Вода прозрачная».
Воспитатель: Ребята, а какого цвета вода? Имеет, ли вода цвет мы узнаем из следующего опыта. Перед вами стоят два стаканчика : один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика опустите ложечки. В каком из стаканчиков видно ложечки, а в каком нет? Почему?
Дети: В стаканчике с водой мы видим ложечку, а в стакане с молоком нет. Дети делают вывод.
Вывод: «Вода прозрачная, а молоко нет».
Опыт №4 «У воды нет запаха».
Воспитатель: «Ребята как вы думаете, вода имеет запах? Как это можно проверить?
Дети нюхают воду, говорят свое мнение.
Воспитатель : Ребята вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Вывод: У воды нет запаха.
Опыт №5 «У воды нет вкуса».