Лилия Сахарова
Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования в старшей группе «Жить нельзя нам без воды!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования в старшей группе «Жить нельзя нам без воды!»
Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования в старшей группе «Жить нельзя нам без воды!»
Цели занятия :
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования в старшей группе „Жить нельзя нам без воды!“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
продолжать знакомить детей со свойствами воды : отсутствие собственной формы, прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода - растворитель формировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
Развивающие:
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования : закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, пипетками; активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы; стимулировать самостоятельное формулирование выводов, развивать навыки проведения лабораторных опытов;
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к воде,
воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать чужое мнение.
Оборудование:
карточки в виде капелек воды с загадками, иллюстрации, плакаты, рисунки на тему «Вода»; ведёрко, прозрачные пластиковые стаканы, прозрачные сосуды различной формы (более узкие и более широкие, соломинки для коктейля, детские соки, стаканы с молоком; пуговицы.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Игровая ситуация
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у него есть в волшебном мешочке. Интересуется: не хотят ли они заглянуть, что в нём лежит? После того, как дети ответят на вопрос воспитателя, они начинают по очереди доставать из ведёрка карточки-капельки с загадками, воспитатель читает их вслух.
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это -.
(Дождь)
Виден в небе гриб, дракон,
И лошадка, даже слон:
То плывут издалека
В белых клочьях (облака)
Тихо между берегами,
Широка и глубока,
наполняясь родниками,
Вдаль бежит, течет ….(река)
Там где гордая гряда
Вниз срывается Вода
Со скалы спуститься рад
Вниз бесстрашный. (Водопад)
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию и узнать тему нашего занятия, нам надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово, которое откроет нам двери волшебной лаборатории. И сейчас мы впишем буквы наши отгадки в кроссворд.
Какое слово у нас получилось? Правильно, «Вода».
Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении воды.
Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т. п.).
Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)
Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).
Теперь мы знаем ключевое слово, и я приглашаю вас в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, т. е. какая она вода?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
Ответы детей.
Воспитатель: вода в море - как называют её по-другому? Морская.
Вода в океане - океаническая и т. п., в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода).
Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам? Ответы детей.
2. Практическое экспериментирование «Волшебные свойства воды»
Воспитатель: Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её удивительными свойствами. Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты. А сейчас пройдём в лабораторию.
Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
Не шуметь - этим мы мешаем другим.
Аккуратно обращаться с посудой.
Помните, что посуда может биться и им легко порезаться.
Слушать воспитателя
Внимательно следить за результатом опыта.
Закончив наблюдение, сделать вывод.
Прежде, чем приступить к работе в лаборатории, нам нужно размять свои пальчики:
Пальчиковая игра «Дождик»
Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой
На цветы - круговые движения правой рукой
И на дорожку - обе руки перед собой
Льётся, льется -ой-ой-ой! - покачивание головы
Побежали мы домой - бег на месте, (и все прибежали к столу 1)
СТОЛ №1
Свойство 1: вода - это жидкость, безвкусная, не имеет запаха
Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой - пустой. Аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. 1 (поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт 2. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Совсем не пахнет.
СТОЛ № 2 Свойство 2: вода прозрачная, бесцветная
Опыт 3. Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, другой с краской. Предлагаю опустить пуговицу в стакан с водой, другую - в стакан с краской. - Что заметили? Дети высказывают своё мнение: в стакане с краской пуговицы не видно, а стакане с водой она видна. Почему? Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды : чистая вода прозрачна.
СТОЛ №3
Свойство 3: вода не имеет собственной формы
Опыт 4. Воспитатель: А теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму.
Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: прямоугольная, круглая, треугольная и т. д.
Воспитатель: Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом в другой. Посмотрите, что происходит с формой воды?
Воспитатель предлагает налить воду в резиновую перчатку.
Ответы детей.
Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды : в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.
Игровой момент:
А сейчас мы поиграем в игру «Что лишнее на картинках?» На доске висят фотографии, связанные с водой и фотографии игрушек. Дети отвечают: ЧТО здесь лишнее.
5. Подведение итогов занятия
Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали из опытов? Понравилось ли вам занятие, и что понравилось больше всего?
Дети:
-Вода это жидкость;
-Вода не имеет собственной формы;
-Вода бесцветна, не имеет запаха, прозрачная;
Ребята вы сегодня молодцы, много нового узнали, что вам запомнилось больше всего? Что мы с вами сегодня делали? Все ли у вас получилось?