Елена Девяткина
Конспект занятия по познавательно-исследовательскому развитию для детей старшей группы «Три свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательно - исследовательскому развитию для детей старшей группы. Тема: «Три свойства воды»
Программные задачи:
-Формировать знания о разнообразном состоянии воды в окружающей среде
-дать элементарные знания о круговороте воды в природе.
Материал:
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательскому развитию для детей старшей группы „Три свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
- Демонстрационный: презентация по формированию знаний о свойстве воды «Три свойства воды»; плакат «Круговорот воды в природе»; иллюстрации к рассказу; термос с горячей водой; зеркало; поваренная соль, картофель, ёмкости для воды.
-раздаточный
Предварительная работа: Беседы о воде, её роли в жизни человека; проведение занятий - экспериментирований с водой; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; просмотр презентаций «Водные ресурсы России», «Вода и водоёмы; чтение и отгадывание загадок о различных агрегатных состояниях воды ; чтение художественной литературы: А. Яким «Облака», Андрей Богдарин «Дождик», «Снежинки», Т. А. Шорыгина «Ключевая вода»; просмотр мультимедийной презентации «Капитошка», использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Куда спряталась вода» и др.
Ход занятия:
.Организационный момент
В: Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы вам его почитать. Слушайте. «Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуты расчесывала косу, да так и застыла, превратилась в красивую снежинку. А третья успела спрятаться и осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признать в капельке и «паринке» родных сестер.
- Ребята, помогите! Докажите, что мы снежинка, капелька и «паринка» – родные сёстры.
В: Ребят поможем сестрицам снова подружиться? А для того чтобы они померились мы с вами проведём ряд экспериментов и вспомним о трёх свойствах воды.
Дети: Жидкое – дождь, ливень, роса, капля, ручей, река, море, океан.
Твердое – лед, град, снег, иней.
Парообразное – туман, пар, облако.
В: давайте с вами посмотрим презентацию «Три Свойства воды».
II. Экспериментальная деятельность.
Опыт № 1:
Цель: формирование представлений о свойствах воды.
Материалы: узкая и широкая банки, маленький пузырек, блюдце.
Ход опыта: взять узкую банку и наполнить её водой. Перелить эту же воду в широкую банку. Форма, которую приняла вода, изменилась? Наполнить водой маленький пузырек, налить воду в блюдце.
Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится жидкость.
Опыт № 2: «Вода – жидкость».
Цель: формирование представлений о свойствах воды.
Материалы: каждому ребёнку один стакан с водой, один пустой.
Ход опыта: предложить детям перелить воду из одного стакана в другой.
В: Что происходит с водой?
Дети: Она льётся.
В: Почему она льётся?
Дети: Вода льётся, потому что она жидкая.
В: Итак, какая вода?
Дети: Вода жидкая.
Вывод: поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт № 3: «Есть ли у воды запах?»
Цель: формирование представлений о свойствах воды.
Материалы: ёмкости для воды, холодная и горячая вода.
Ход опыта: В ёмкость наливаем холодную воду и даём детям её понюхать. Есть запах? В другую ёмкость наливаем горячую воду и даём детям понюхать и эту воду. Есть запах?
Дети: запаха нет ни у холодной ни у горячей воды.
В: какой можно сделать вывод?
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт № 4: «Превращение картофелины»
Цель: формирование представлений о свойствах солёной воды.
Материалы: две емкости, наполовину наполненные водой; поваренная соль, маленькая картофелина; чайная ложка.
Ход опыта: в одну ёмкость добавляем 5 чайных ложек соли и хорошо размешиваем. Опускаем картофелину в ёмкость с пресной водой – она тонет. Переносим картофелину в ёмкость с солёной водой. Что с ней произошло? Снова перенести картофелину в пресную воду и доливаем в емкость соленую воду.
Вывод: чем больше в воде соли, тем легче картофелине плавать.
Опыт № 5: «Тает льдинка»
Цель: познакомить с тем, что тает в тепле и замерзает на холоде.
Материал: свеча, ложка, лед, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой.
Ход опыта: Однажды зимой бельчонок принёс домой льдинку, сосульку, он оставил её в дупле, на полу в прихожей, а сам пошёл обедать, а потом спать. Когда проснулся, вспомнил про льдинку, побежал в прихожую. Льдинка пропала, только лужица блестела на полу.
В: Положим кусочек льда на ложку и подогреем над пламенем свечи. Что произошло с льдинкой, куда делся лёд? Во что превратился лёд?
Ответ детей : растаял, лёд превратился в воду.
В: берём стакан с холодной водой и стакан с горячей опускаем кусочки льда и смотрим, в какой воде, горячей или холодной быстрее растает льдинка.
В: положим кусочек льда на стол и кусочек льда возьмем в руки. Какой кусочек растает быстрее?
Ответ детей : в руках лёд растаял быстрее, чем оставленный на столе.
Вывод: наблюдать, как по – разному тает лёд, в том числе и в воде разной температуры.
Опыт № 6: «Пар - это тоже вода»
Воспитатель: На наше занятие я принесла термос с кипятком. (Воспитатель открывает термос)
Воспитатель: Что это поднимается над термосом?
Дети: Это поднимается пар.
Воспитатель: Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в термос наливала только воду. А вы не знаете?
Дети: При нагревании вода превращается в пар.
Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям).
Воспитатель: На стекле появилась вода.
Вывод: пар это тоже вода.
Воспитатель: Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и «паринка» родные сёстры?
Дети: Снежинка, капелька и «паринка» – это вода, значит они родные сестры.
Воспитатель: Вода в окружающей среде бывает разной. Это может быть и река, и сосулька, и снег, и пар, и туман, и дождь. Получается что вода – волшебница, она умеет превращаться.
Она прозрачна, не имеет формы, вкуса и запаха. Хоровое и индивидуальное проговаривание.
. Физминутка
Вы ребята поднимайтесь
И в снежинок превращайтесь
Закружились, завертелись
Белые снежинки
Вверх взлетели белой стаей
Легкие пушинки.
Чуть затихла злая вьюга
Улеглись повсюду.
Заблестели, словно жемчуг,-
Все дивятся чуду
Заискрились, засверкали
Белые подружки.
Заспешили на прогулку
Дети и старушки
Покружитесь и в ребяток превращайтесь.
V.Чтение сказки «Сказка про капельку». Беседа с детьми о прочитанной сказке.