Виктория Ершова
Конспект занятия «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательно – исследовательской деятельности
Тема: «Воздух – невидимка».
Цель: развивать процесс познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предложений, отборе способов проверки, достижений результатов.
Задачи:
Познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
Активизировать в речи детей слова: кислород, углекислый газ, невидимый, прозрачный.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект занятия „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
Материал: воздушный шарик, тарелки с водой, стакан, соломинки, веера из бумаги, мыльные пузыри, картина об экологии.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
В. - Ребята, посмотрите, что я вам принесла?
Правильно, это шарик. А как вы думаете, что у него внутри?
Д. Воздух.
В. Посмотрите, как мой шарик умеет летать! Я толкаю его слегка и он летает под потолком. Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
- Вы его толкнули.
- Он хочет улететь.
- Он легкий.
В. Так значит получается, что воздух легкий. А сейчас я развяжу шарик и выпущу воздух. Что вы почувствовали?
- Ветерок.
- А вы его увидели?
- Нет.
В. - А почему?
Ответы детей.
- Потому что шарик пустой.
- Он не накрашенный.
- Он невидимый.
В. Значит, получается воздух, какой? Невидимый, прозрачный. А вы хотите увидеть воздух? Ну, тогда я приглашаю вас в лабораторию, для исследования воздуха.
Вы готовы?
(дети проходят за столы и рассаживаются по местам).
Опыт 1. Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка падает со стола.
Почему салфетка упала со стола, я до нее даже не дотронулась?
Ответы детей
- Вы книгой махнули.
- Ее сдул ветерок.
В. Правильно, ветерок – это воздух, который движется. Хотите почувствовать, как движется воздух? Посмотрите у вас на столе лежат вееры из бумаги, давайте ими помашем. Что вы почувствовали?
- Ветерок.
(дети машут веерами, наблюдают движение воздуха).
Опыт 2. Воспитатель показывает стакан.
- Что в стакане?
- Ничего нет. Он пустой.
- Говорите нет ничего. Тогда смотрите.
(воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой. Стакан не наполняется водой). Почему?
(дети повторяют опыт).
Что же не пускает воду в стакан?
- Воздух.
- А теперь я наклоню стакан, что появляется в воде?
- Пузырьки.
- Откуда они взялись?
- Из стакана.
- Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Он легче воды.
Опыт 3. Возьмите стаканчики с водой и трубочки и подуйте в них.
- Что появляется на поверхности воды?
- Пузырьки.
- Почему появляются пузырьки?
- Воздух выходит через трубочку из воды.
- А теперь подуйте сильнее. Что вы видите?
- Большие пузыри.
- Чем мы сильнее дуем, тем больше пузырей появляется.
Благодаря этим опытам мы выяснили, что воздух находится в группе, и мы им дышим.
Вдохните ртом воздух и попробуйте, какого он вкуса.
- Ни какого.
- Воздух безвкусный. А теперь вдохните воздух носом, и скажите какого он запаха.
-Ни чем не пахнет.
- Чистый воздух не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса.
Воздух бесцветный, безвкусный, без запаха.
А сейчас у нас минутка для отдыха. Выходите на ковер, мы поиграем.
Посмотрите, что я вам принесла?
(мыльные пузыри).
Я буду дуть пузыри, а вы должны, как можно больше поймать их.
Игра «Поймай пузырь»
- Молодцы! Все поймали много мыльных пузырей.
Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Ребята, а как вы думаете, если бы не было вокруг Земли воздуха, что бы произошло?
Ответы детей
- Нечем было бы дышать.
- Мы бы все погибли, умерли.
В. Все живое погибло бы без воздуха. Без воздуха не было бы жизни на Земле.
Дышим мы чем?
- Воздухом.
В. всему живому необходим воздух. Мы вдыхаем чистый воздух, а выдыхаем использованный – углекислый газ.
На нашей планете Земля живет много людей, животных, птиц и всем нужен чистый воздух. А где же взять столько чистого воздуха?
Ответы детей
- Где нет дыма.
-Привезти откуда- нибудь.
- Его надо очистить.
В. А как вы думаете, кто нам помогает очищать воздух?
Ответы детей
- Люди.
- Заводы.
- Я думаю деревья.
В. Растения и деревья тоже дышат, но иначе чем мы. Они поглощают грязный воздух – углекислый газ, перерабатывают его и выделяют чистый воздух – кислород.
Как называется чистый воздух?
- Кислород.
- Ребята, вы наверное все были с родителями в лесу. И заметили, какой там чистый воздух, как легко дышится в лесу. А как вы думаете почему?
Ответы детей
-Потому что там нет машин.
- Там мало людей.
- Потому – что в лесу много деревьев, они выделяют много чистого воздуха.
В. Правильно. Так что надо делать людям, чтобы было много чистого воздуха?
- Не загрязнять воздух, не рубить деревья.
- Нужно беречь природу, сажать новые деревья и растения. Сломать или спилить дерево очень легко и быстро, а чтобы вырастить новое дерево понадобится много – много лет. А вы знаете правила, которые нужно соблюдать в природе?
Давайте их вспомним.
Игра с карточками – знаками «Береги природу»
Рефлексия: - Сегодня мы были настоящими исследователями.
Что нового вы узнали о воздухе?
- Воздух легкий, бесцветный, не имеет запаха, прозрачный, без вкуса, бывает чистым и использованным.
- Что нужно делать, чтобы воздух был чистым?
- Не загрязнять воздух, беречь природу и сажать деревья.