Валерия Банщикова
Конспект НОД по познавательному развитию «Живет воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательному развитию «Живет воздух невидимка»
Цель: формирование знаний о свойствах воздуха и его роли в жизни человека
Целевые ориентиры:
1. Познакомить детей с качественными характеристиками воздуха (легкий, невидимый, движется, ощущаем);
2. Развивать умение детей решать проблемные задачи; воспитывать интерес к экспериментированию;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Живет воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
3. Знакомить с новыми словами, обозначающими признаки воздуха : бесцветный, невидимый, прозрачный.
4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение работать в коллективе.
Предварительная работа: коллективное оформление приглашения в детский сад для Лисы
Ход образовательной деятельности:
Педагог: Все в сборе, взрослые и дети, мы можем начинать, но сначала нужно нам «здравствуйте!» сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь все внимание на меня. Сегодня мы с вами отправимся в большую лабораторию, в которой есть много различных экспериментальных станций - это помещения, где работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты, там узнаем много нового про воздух. Вы согласны? Тогда отправляемся в путь.
Наша первая станция «Невидимая»
(Стук в дверь)
Лиса: Здравствуйте, ребята! Я получила очень красивое приглашение от лесного почтальона! Это от Вас приглашение? Я не ошиблась?
Дети: Мы
Лиса: Значит, я правильно пришла к вам! Нашла и даже подарки с собой захватила (передает шары педагогу)
Педагог: Ребята, а что это нам лиса подарила?
Дети: Воздушные шарики
Лиса: (достает из сумочки лопнувший шарик). Ой, а что случилось с моим шариком? Он был такой большой, красивый, как у вас, а сейчас превратился в маленькую тряпочку!
Педагог: Что же случилось с шариком Лисы?
Дети: Он лопнул
Педагог: Ребята, а вот у меня шарик, который не лопнул, он тоже похож на маленькую резиновую тряпочку. А что нужно сделать, чтобы он превратился в такой же большой и красивый шарик, как у вас?
Дети: Его нужно надуть!
Педагог: А если мы надуем, что окажется внутри шарика?
Дети: Воздух
Вот послушайте загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
(воздух)
Педагог: Правильно, ребята, мы с вами вдыхаем воздух носом и через рот выдыхаем его в шарик. И шарик становится большим. Но воздух мы не видим, потому что он невидимый. Давайте вместе громко повторим, что воздух невидимый.
Ребята, а как вы думаете, мы можем жить без воздуха? Для чего нам нужен воздух? (Чтобы дышать)
Лиса: Совсем нет, вот я могу не дышать!
Опыт «Не дышите»
Педагог: Давайте проверим, может Лиса права? Наберите воздуха и попробуйте, не дышать.
Педагог: А теперь, Лиса ты сделай тоже. Мы с ребятами посмотрим сколько ты сможешь не дышать.
Лиса: Ой, ой, ой! Лучше я буду дышать. Значит, без воздуха действительно невозможно жить. А где же он? Мне нужно побольше его набрать, запастись им! А где же его набрать? Как же его поймать то, его же не видно! (Бегает по группе, размахивает лапами, пытается поймать воздух)
Педагог: Давайте поможем Лисе поймать воздух. (Бегают, ловят. Безуспешно)
Лиса: А у меня ничего не получилось! Может, его и вовсе нет, этого воздуха?
Педагог: Хотите, я вас научу ловить воздух? Сейчас мы с вами отправимся на станцию «Бесцветная»
Опыт с полиэтиленовым пакетом
Педагог раздает каждому ребенку полиэтиленовый пакет. Предлагает детям раскрыть его и взять двумя руками. Зачерпывающим движением дети, по примеру педагога, пытаются поймать воздух в пакет.
Педагог: (закрывая пакет). Получилось? Хоть немного воздуха, но мы его поймали!
Лиса: Да воздух невидимый и бесцветный, мы его не видим, а можем только почувствовать. Давайте вместе скажем: «бесцветный»
Педагог: А проверить это можно следующим способом. Мы с вами попадаем на станцию «Ощущение»
Опыт с веером
Педагог раздает каждому ребенку по одному вееру и, по своему примеру, предлагает помахать на себя веером.
Педагог: Воздух можно почувствовать. Давайте вместе медленно проговорим, что воздух ощущаем.
Лиса: А я приглашаю вас немножко отдохнуть и сделать разминку
Физминутка
Солнце землю греет слабо,
(Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы
(Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос.
(Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
(Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.
(Плавные движения руками.)
Педагог: Следующая станция «Пузырьковая»
Опыт с водой и воздухом
Сейчас мы с вами еще раз попробуем почувствовать воздух. У нас есть стаканы с водой и трубочки. Давайте подуем в трубочки. Сначала наберем носом воздух, а выдохнем через трубочку. Что происходит?
Дети: Он булькает
Педагог: Воздух легче воды, поэтому он поднимается вверх в виде пузырьков
Лиса: Здорово! Как много мы узнали!
Педагог: Ребята Вам понравилось наша игра с воздухом? Что нового Вы сегодня узнали? Что мы делали?
Мы узнали, что воздух - невидимый, бесцветный, прозрачный, но его можно почувствовать, руками мы его поймать не можем, но он нас везде окружает, мы можем зачерпнуть его в полиэтиленовый пакет. А еще мы узнали, что воздух легче воды и поэтому в воде булькает, поднимается вверх!
Лиса: А теперь очень хочется поиграть! Давайте поиграем в игру «Зайчишки –трусишки»
Игра «Зайчишки - трусишки»
Дети одевают маски зайцев, встают в круг и поют песенку зайчишек- трусишек, когда допоют Лиса станет ловить. Кого Лиса поймала выбывает из игры.
Зайка серенький бежит,
Он от страха весь дрожит,
Жутко бедному зайчишке,
Его бег без передышки.
Кто его так напугал?
Хвостик лишь его сверкал!
Это рыжая Лиса-
В прятки спряталась душа!
Зайчик, зайчик - убегай!
Эй, лисичка - догоняй!
Зайчишки разбегаются, Лиса догоняет.
Лиса дарит детям воздушные шарики, прощается и уходит.
САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА:
При выборе темы организованной образовательной деятельности и материалов к ней я опиралась на основные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ, учитывала возрастные особенности детей, а также уровень их развития.
Были продуманны условия:
1. В музыкальном зале проветрено, чисто.
2. Продуманно размещение детей, расставлено оборудование.
3. Подготовлен соответствующий материал для проведения совместной учебной деятельности.
Структура и содержание образовательной деятельности состоит из 3-х взаимосвязанных этапов: Организационный момент; получение и практическое применение знаний; подведение итогов.
Первый этап – организационный момент. На этом этапе важно вызвать эмоциональный интерес детей, организовать внимание, подготовить детей к деятельности. Активировала внимание сюрпризным моментом – предложила отправиться в лабораторию.
Второй этап – получение и практическое применение знаний. Здесь была разыграна воображаемая ситуация в развернутом виде, с практическим применением знаний и умений детей. Мы отправились в лабораторию, использовала наглядность, художественное слово. Детям были предложены несколько опытов на определение свойств воздуха. В течение деятельности была проведена дыхательная гимнастика и физкультминутка, это способствовало развитию раскрепощению детей и снятию напряжения.
Заключительный этап – подведение итогов. На нем был подведен итог учебной деятельности с помощью ответов на заданные вопросы, подвижная игра.
Все этапы отображали одну тематику и были взаимосвязаны.
В ходе образовательной деятельности сочетала различные формы работы: со всей подгруппой и использовала индивидуально-дифференцированный подход. Использовала также такие методы и приемы:
Игровые
- сюрпризный момент
- создание игровой ситуации
- воображаемая ситуация в развернутом виде
Словесные
- разговор, беседа
- вопросы
- напоминание, пояснение
- педагогическая оценка.
Практические
- физкультминутка
-проведение опытов
Наглядные
- показ действий
- оформление реквизита
Оценка результативности деятельности.
Считаю, что разнообразие оборудования и материалов, позволили мне удержать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всей образовательной деятельности, старалась создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Наше общение проходило эмоционально, мы на протяжении всей деятельности мы были партнерами.
Анализируя деятельность детей можно сделать вывод, что дети справились с заданиями. В процессе работы проявляли интерес, любознательность, эмоционально реагировали, с желанием выполняли все действия, используя все свои знания и навыки. Считаю, что мне удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач.