Светлана Хлыстунова
Конспект совместной исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы.
Тема: «Воздух – невидимка»
Цель: показать, что воздух, хотя и невидим, есть вокруг нас, продемонстрировать способы его обнаружения.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить детей со способами обнаружения воздуха;
• дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
Публикация «Конспект совместной исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
Развивающие:
• развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, память, речь, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к окружающей среде, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Предварительная работа: наблюдение за ветром, беседы о воздухе. Материалы и оборудование:
Тазы с водой по количеству человек в подгруппе, салфетки, одноразовые стаканы, прозрачный таз для воспитателя, воронка, воздушный шарик.
Ход непосредственно образовательной ситуации
Воспитатель подходит к детям, играющим на ковре.
Воспитатель: Ребята, я хочу вас кое с кем познакомить. Но беда в том, что он очень стеснительный и спрятался где-то. Вот, послушайте стихотворение и попробуйте угадать, о ком я говорю.
Прозрачный невидимка.
Он - прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лёг на стёкла,
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
Воспитатель: Ребята, вы, конечно, догадались, о ком я говорю?
Дети: Да.
Воспитатель: Кто же это?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно, ребята. Это воздух, которым мы с вами дышим. А можем ли мы его увидеть?
Дети: Нет
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что он прозрачный - невидимый.
Воспитатель: Верно! Он бесцветный, прозрачный, у него нет запаха. В его состав входят разные газы: азот, кислород, углекислый газ. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. Каждому человеку ежедневно необходимо для дыхания не менее 600 л кислорода! Представляете? Хотите узнать, как же можно обнаружить воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда проходите, садитесь за столы.
Дети садятся за столы
Воспитатель: Куда бы мы не пошли, куда бы не поехали по морю или по земле – везде есть воздух. Посмотрите что у меня в руках? Берет в руки стакан.
Дети: Стакан.
Воспитатель: Скажите, есть ли что-нибудь в этом стакане?
Дети: Ничего нет.
Воспитатель: А мы сейчас проверим.
Опыт № 1
Воспитатель: У меня в миске вода. Я переворачиваю стакан и опускаю его в воду. Вы делаете так же, как я. (Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно.) Что происходит? Вода вошла в стакан?
Дети: Нет.
Воспитатель: А, что ей мешает? Как вы думаете?
Дети: Воздух.
Воспитатель: И так мы можем сделать вывод: в стакане воздух, он не пускает воду в стакан.
Опыт № 2
Воспитатель: Снова опустите стакан воду, но теперь держите стакан не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде?
Дети: Видны пузырьки воздуха.
Воспитатель: Интересно, откуда они взялись?
Дети: Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Воспитатель: Что вы знаете о воздухе? Какой он? Охарактеризуйте его.
Дети: Воздух – это невидимка. Он прозрачный, лёгкий, он находится везде.
Воспитатель: Правильно, воздух – невидимка, без которого не было бы жизни на земле. Он необходим людям и животным для дыхания.
Опыт № 3
Воспитатель: Положите ладонь на грудь и почувствуйте, как она поднимается и опускается. Почему так происходит, как вы думаете?
Дети: Потому, что мы вдыхаем и выдыхаем воздух.
Воспитатель: Верно. А теперь закройте нос и рот ладонью, чтобы не дышать. (Дети выполняют) Что вы почувствовали?
Дети: Что не хватает воздуха, не чем дышать.
Воспитатель: И так мы можем сделать вывод: воздух необходим для дыхания все людям, животным, птицам. Всем живым обитателям нашей планеты.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что у меня в руке? (Берёт в руки воздушный шарик)
Дети: Воздушный шарик.
Воспитатель: Правильно. А как мы обычно надуваем шарик?
Дети: При помощи рта или насоса.
Воспитатель: Ребята, а давайте минутку превратимся в шарики, встаньте из-за стола.
Дыхательная гимнастика «Шарик»
На вдохе дети соединяют руки, над головой образуя шар, на выдохе опускают резко вниз.
Воспитатель: А, сейчас я покажу вам, как можно надуть шарик при помощи воздуха, находящегося в воронке.
Опыт № 4
Воспитатель опускает воронку с надетым шаром в воду. По мере опускания шарик раздувается.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему раздувается шарик?
Дети: Воздух вышел из воронки в шарик.
Воспитатель: Правильно, вода вытеснила воздух из воронки в шарик. София, подойди, пожалуйста. Попробуй утопить наш шарик в воде.
(Девочка пытается утопить шарик в миске)
Как вы думаете, почему он не тонет? (Воспитатель слушает предположения детей) И так мы обнаружили ещё одно свойство воздуха, он легче воды. Ребята, а где используют это свойство воздуха? (Надувной круг не даёт человеку утонуть.)
Опыт № 5
Воспитатель: ребята наберите в рот воздух и подуйте им на поверхность воды. Что вы видите на поверхности воды?
Дети: Появились круги на воде.
Воспитатель: Как ещё можно сказать?
Дети: Пошла по воде рябь.
Воспитатель: Почему так произошло?
Дети: Потому, что мы дули воздухом на воду.
Воспитатель: Правильно, когда мы дуем - образуется ветер, ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Давайте подведём итог, что же мы узнали о воздухе?
Дети: Воздух невидимый, прозрачный, он легче воды, он необходим для дыхания.
Воспитатель: Молодцы, а теперь я предлагаю взять наш шарик и пойти поиграть с ним на улице.