Ольга Сульдина
Конспект образовательной деятельности по формированию исследовательских умений в подготовительной группе «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по формированию исследовательских умений в подготовительной группе на тему : «Воздух-невидимка»
Цель: Формирование исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные :
1. Уточнить и закрепить знания детей о воздухе.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по формированию исследовательских умений в подготовительной группе „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
2. Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов.
3. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.
4. Формировать умение самостоятельно проводить опыты, делать выводы.
Развивающие:
1. Расширить и активизировать словарь
2. Развивать воображение, логическое мышление, внимание, память.
3. Формировать речевое развитие детей, навыки творческого рассказа.
4. Развивать творческий потенциал и становление субъективно-оценочного отношения к окружающей действительности по данной теме.
Воспитательные:
1. Воспитывать социально-активную, творческую личность, способную понимать и ценить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним.
2. Воспитывать экологическую культуру.
3. Воспитывать интерес к окружающей действительности.
4.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Оборудование: схема расположения оборудования в группе, 5 пакетов, мыльный раствор, соломки, фольга, бутылочки, 3 веера, вертушки, кольца, пирамидки детские халаты, фартуки, схемы для проведения опытов;
Предварительная работа: проведение серии занятий о воздухе, элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха, прогулок-исследований, наблюдений, экскурсий, рисование на тему ''Как человек использует воздух", заучивание стихов о ветре, чтение сказов.
Содержание непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы попробуете ее отгадать.
Такой большой, что занимает весь мир,
Такой маленький, что в любую щель пролезет. (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это воздух. О нем и пойдет речь на сегодняшнем занятии.
Кто-нибудь из вас видел воздух? Он невидимка. Он повсюду: вокруг нас, внутри нас, и высоко в небе. У чистого воздуха нет ни цвета, ни запаха, поэтому мы его не замечаем. Ребята, как вы думаете кто знает о воздухе больше всех? (Ответы детей)
Воспитатель: А где работают ученные? (Ответы детей)
А вы хотите стать учеными и посетить нашу лабораторию? (Ответы детей)
(Воспитатель рассказывает детям о правилах поведения в лаборатории).
Воспитатель: В лаборатории все работают в халатах, давайте с вами наденем халаты и отправимся в лабораторию.
(Дети с воспитателем идут в лабораторию)
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о воздухе? (Ответы детей)
Ребята, а чем мы с вами дышим? (Ответы детей)
Давайте вдохнем воздух. Куда воздух попал? (Ответы детей)
Правильно, после этого он спускается в горло, трахеи, затем через бронхи и легкие.
(Воспитатель вместе с детьми вдыхает воздух ртом, выдох – носом).
Воспитатель:- Ребята, а давайте с вами проведем опыты:
Опыт №1. Поиск воздуха.
Задача – обнаружить воздух.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?? (Ответы детей). Выходят пузырьки воздуха.
Воспитатель: Вот видите! Значит, воздух есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки. Посмотрите.
Ребята, а какие пузырьки можно еще пускать? (Ответы детей)
Воспитатель: А вы хотите попускать мыльные? (Ответы детей)
А как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей? (Ответы детей)
Воспитатель: Конечно, воздух!
Опыт № 2.«Надувание мыльных пузырей».
Задача: обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место.
Воспитатель:- Давайте вместе с вами возьмем глубокую тарелку, нальем в неё мыльный раствор, возьмем соломинки и будем дуть в них
(Каждый ребенок надувает свой пузырь)
Воспитатель:Почему надувается и лопается мыльный пузырь? В каплю воды попадает воздух; чем его больше, тем больше пузырь. При надувание мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя. Лопается мыльный пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле становится очень много и он не помещается в капле или когда задеваешь и рвешь его оболочку).
Конкурс «Самый большой пузырь».
(Дети с воспитателем обсуждают, как надуть самый большой пузырь: надувать осторожно, долго к нему не прикасаться).
Воспитатель: Скажите, а мы с вами воздух видим? (Ответы детей) Правильно, не видим, а как вы думаете, поймать мы его сможем? (Ответы детей)
Воспитатель: А хотите, я вам покажу, как можно поймать воздух? (Ответы детей)
Опыт № 3: Что в пакете?
Задача – выявить свойства воздуха : невидим, без запаха, не имеет формы.
Воспитатель: Давайте, возьмем полиэтиленовый пакет.
Что в нем? (Ответы детей)
Давайте, сложим его несколько раз. Посмотрите, какой он тоненький.
Давайте вместе с вами мы наберем в пакет воздух и закрутим открытый конец. Посмотрите пакет стал упругим, плотным.
Воспитатель: А теперь, что вы видите? (Ответы детей). В пакете воздух.
Воспитатель: А если мы с вами отпустим его, что произойдет с пакетом? (Ответы детей).Он станет, плоским и тоненьким.
Воспитатель: Давайте дружно наберем воздух в пакет, а затем дружно его выпустим.
Воспитатель: Вокруг нас находится воздух, только мы его не видим, Зато мы можем его почувствовать. (берет веер и машет) Что чувствуете? (Ответы детей)
Воспитатель: Ветер- это движение воздуха. Ветер легко увидеть, когда он дует, качаются ветки деревьев. А еще можно взять детскую игрушку вертушку и помахать на неё веером. (Дети машут веером на вертушку) Смотрите ветер вращает её.
Воспитатель: Ветер в сказках наделялся волшебной силой, его сравнивали с богатырем, ласково называли озорником, часто обращались за помощью именно к ветру. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
Воспитатель: - Давайте вспомним стихи поэтов о ветре.
(Дети читают стихи А. С. Пушкина "Ветер по морю гуляет", "Ветер, ветер, ты могуч!" А. Орлова "Ветер-пастушок").
Воспитатель: - Ребята, а ветер для человека хорошо или плохо? (Ответы детей)
Игра «Хорошо-плохо».
Физкультминутка:
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки).
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).
Воспитатель: Мы сегодня с вами пытались увидеть воздух и поймать его, а еще я предлагаю вам его услышать.
Опыт № 4: "Что звучит? "
Задача –услышать воздух.
Воспитатель: Я вам предлагаю сейчас услышать воздух. Давайте возьмем бутылочки приставим их к нижней губе и подуем сбоку в горлышко.
Что происходит с воздухом (Ответы детей) Он свистит.
Воспитатель: Вы очень много знаете о воздухе, давайте проведем конкурс знатоков среди ученых. Прошу ученых навести порядок в лабораториях и занять свои места за столами. Предлагаю разделиться на три команды.
(Дети наводят порядок на столах, убирают все на отдельный стол, садятся).
Воспитатель: - Итак, начинаем конкурс знатоков. Напоминаю правила игры: Я буду задавать вопрос, кто знает ответ, должен поднять руку. Во время ответа нельзя перебивать товарища, можно что-то добавить, если ответ был не полным. За каждый правильный ответ участник получает по фишке-кольцу на свою пирамидку.
Воспитатель: Первый вопрос. В какой сказке главная героиня прилетела и улетала с попутным ветром?
("Мери Поппинс, до свидания!" П. Л. Треверса).
Воспитатель: Второй вопрос. Какие сказочные герои летали по воздуху?
(Ответы детей).
(Змей-Горыныч, Баба Яга, Карлсон, маленькие крылья были у Эльфов, к которым прилетела Дюймовочка, она тоже получила такие крылья и т. д.).
Воспитатель: Третий вопрос. Рассказ с ошибкой. Внимательно послушайте и найдете как можно больше неточностей, объясните свою точку зрения. Рассказ известного путешественника барона Мюнхгаузена:
"Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая безветренная погода, и наш замечательный корабль на всех парусах плыл к далеким таинственным берегам". (Ответы детей).
Воспитатель: Четвертый вопрос. Рассказ с вопросом.
"Однажды Катя с мамой гуляла по улице и любовалась плывущими облаками. И вдруг Катя закричала: "Мама, мама, смотри, на крыше этого двухэтажного дома вырос одуванчик. Кто его туда посадил?"
Воспитатель: Кто действительно посадил туда одуванчик? (Ответы детей).
Воспитатель: Как туда он мог попасть?
Воспитатель:Пятый вопрос. Какие еще растения с летающими семенами вы знаете?
Воспитатель: Шестой вопрос: Почему растение "перекати-поле" назвали именно так. (Потому что ветер может оторвать от земли это растение, и долго-долго катать по полю, словно колобок).
Воспитатель: Молодцы! А сейчас подведем итог, посчитаем у кого на пирамидке больше колец. (Дети считают кольца, на пирамидках).
Воспитатель: Давайте все поздравим победителей.
Ребята давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воздухе.
Вывод : Вот сколько мы узнали о воздухе-невидимке. Он легкий, прозрачный, бесцветный, без запаха, не имеет формы; нужен всему живому для дыхания; иногда он помогает людям, а иногда имеет разрушающую силу.
Воспитатель: Ну, а сейчас нам пора возвращаться обратно в детский сад.