татьяна сухарева
Конспект занятия «Волшебник — воздух» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Волшебник – воздух. (старшая группа)
Педагогическая технология познавательно - исследовательской деятельности детей.
ЗАДАЧИ:
1. Воспитательные:
• Способствовать формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками;
2. Развивающие
• Способствовать развитию любознательности, проявлению инициативы и познавательной мотивации;
• Поддерживать самостоятельность детей в исследовательской деятельности;
Публикация «Конспект занятия „Волшебник — воздух“ в старшей группе» размещена в разделах
• Стимулировать развитие интеллектуальных качеств (сравнение, анализ, синтез);
• Содействовать развитию крупной и мелкой моторики, речевому дыханию.
3. Обучающие
• Формировать представления о воздухе и его свойствах.
• Активизировать речь ребенка, стимулировать речевую активность;
Средства:
наглядные: схема Геоконта,
мультимедийные: видеоролик «Подводный мир»
литературные: загадка
музыкальные: музыкальное сопровождение: звуки моря прибой, шторм, тишина.
другое оборудование: полиэтиленовый пакет, трубочки, стаканчики, воздуш. шарик, веер, бумажки, вертушки-султанчики, камни, вода (обычная и сильногазированная, виноград, воздушные шарики, ткань.
Ход НОД:
1. Наблюдение и изучение фактов и явлений
- Ребята, хотели бы вы сегодня выступить в роли ученых и заняться опытами? (одевают фартуки).
А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
На большом Геоконте: Б-2, К-1, О-2, Ж-1, З-2, Г-1, С-2, Ф- 1, Б-2.
З-4, З-3, З-2,З-4. (воздуш. шарик)
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! А в нашей лаборатории мы можем узнать все о воздухе?
- Уважаемые исследователи, я приглашаю вас к нашим столам. Посмотрите сколько различного оборудования, с помощью которого мы узнаем о свойствах воздуха. Каждый из вас может использовать любой предмет для проведения опыта с воздухом. (дети подходят к столу, выбирают оборудование и самостоятельно проводят исследования)
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом. (воздух прозрачен, невидим, в большем пакете - больше воздуха)
Опыт 2. Воздух в человеке. (трубочки, стаканчики, шарики)
Опыт 3. Движение ветра (султанчики, бумажки, вертячки, веер)
Опыт 4. Воздух во всех предметах (камень, пемза).
- Готовы ли исследователи сделать выводы?
Дети делают вывод с помощью педагога:
- Воздух прозрачный, невидим, в большем пакете - больше воздуха; воздух везде вокруг нас, и в человеке. Воздух движется с помощью ветра.
- Уважаемые исследователи, а как вы думаете, что бывает с морем, когда дует ветер?
подв. игра «Волна» : (ткань, дети встают по периметру)
Хотели бы вы стать волнами на море?
Играет музыка, дети показывают шторм, тишину.
- В нашем исследовательском центре есть подводная лодка с помощью, которой мы можем опуститься на дно. Мы готовы отправиться в путешествие?
Дети садятся на подводную лодку из стульчиков, на экране появляется подводный мир.
(Взрослые изображают море).
2. Выявление непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблемы)
- Ребята, смотрите, а куда это мы попали?
-Как вы думаете, что помогает подводной лодке опускаться на дно и подниматься на поверхность?
Двигатель помогает двигаться вперёд и назад.
3. Выдвижение гипотез
- А может ли воздух помочь нашей подводной лодке всплыть на поверхность воды? Как?
4. Осуществление плана, выяснение связи изучаемого явления с другими явлениями
- В нашей подводной лодке так же есть лаборатория. Хотели бы вы посмотреть. (дети подходят к столу, где перед каждым находятся 2 стакана с обычной и газированной водой, виноград)
- Для вас приготовлены стаканчики с разной водой, могли бы вы сказать, чем она отличается?
Давайте, представим, что эта виноградинка наша подводная лодка. Если опустить её на дно стакана, что произойдет?
Дети проводят эксперимент: опускают предмет виноград в разные стаканчики.
4. Формулирование решений, выводов, обобщений
- Ребята, что у вас получилось? Как вы думаете почему? Что помогло? (Ответы детей)
- Именно так и работает подводная лодка: у нее есть специальные баллоны с воздухом, которые помогают опускаться на дно и подниматься на поверхность.
- Что же мы можем использовать в качестве баллонов? (воздуш. шары)
5. Проверка решения
- Теперь вы знаете, как поднять лодку?
-Попробуем же подняться наверх, а для этого нам необходимо присоединить баллоны.
(дети садятся в лодку, присоединяются баллоны-шарики; на экране подводный мир).
Взрослые изображают море.
6. Практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний
- Уважаемые исследователи, мы вернулись в нашу лабораторию на суше. Не могли бы вы рассказать: Что было самым интересным?
Что было самым сложным?
Что нового вы узнали? Чтобы вы хотели узнать о еще? Вы довольны своей работой?
- Понравилось ли вам? И мне очень понравилось проводить с вами исследования. И я благодарю вас мои исследователи за работу, хочу подарить вам воздух. Что же это?