Ирина Капитоновна Лягина
Конспект занятия во второй младшей группе «Сказочное путешествие с потешками»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД: «Сказочное путешествие с потешками.»
ЦЕЛЬ: приобщение детей младшего дошкольного возраста к народной культуре, развитие речевых навыков дошкольников посредством знакомства детей с малыми фольклорными формами. Соотносить глаголы с выразительными движениями (попрыгать, поплясать, похлопать, потопать).
Интеграция образовательных областей:
-познавательное развитие
-социально-коммуникативное развитие,
- речевое развитие,
-художественно-эстетическое развитие,
- физическое развитие.
ЗАДАЧИ
Публикация «Конспект занятия во второй младшей группе „Сказочное путешествие с потешками“» размещена в разделах
Образовательные: закреплять правильное произношение буквы «У», развивать умение рассказывать знакомые потешки, заклички; упражнять в умении выполнять движения в соответствии с текстом; обогащать и активизировать словарный запас детей; уточнять и расширять знания детей об убранстве русской народной избы; упражнять в умении отгадывать потешки по видеофрагментам с использованием компьютера.
Воспитательные: продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение взаимодействовать со сверстниками; воспитывать чувство сопереживания героям путешествия, желание помочь им; воспитывать любовь к родному языку, интерес к малым фольклорным формам.
Развивающие: развивать внимание, речь, мышление, память, общую и мелкую моторику, развивать познавательный интерес.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, музыкально-художественная, двигательная.
Формы организации деятельности детей: беседа, рассказ педагога; повторение и проговаривание знакомых потешек, колыбельных и закличек; элементы дыхательной гимнастики, пальчиковая игра; дидактическая игра, подвижная народная игра, сюрпризные моменты, поощрение.
Формы реализации детских видов деятельности: подгрупповая, индивидуальная.
СРЕДСТВА: презентация - сопровождение к НОД; имитация повозки с запряжённой в неё лошадью; имитация леса; домик; заборчик; мягкая игрушка - петушок; имитация болотца (ткань, картонные круги - «кочки», кувшинка, камыши, стрекозы); имитация дорожки (пространство, огороженное шнурами); имитация русской избы (стол, лавка, печь, самовар, люлька); кукла Маша в русском народном костюме; тазик и полотенце; мобиль «Тучка»; мягкая игрушка - солнышко; ширма; медведь - кукла би-ба-бо; подарок - книга «Русский фольклор»; мультимедийное оборудование; ноутбук; подборка фонограмм.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА:
-непрерывная образовательная деятельность по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» (парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Д. М. Маханевой и О. Л. Князевой);
- коммуникативный игровой проект «Сюрпризы из волшебного сундучка» (ознакомление дошкольников с малыми фольклорными формами).
Занятие :
Деятельность педагога Деятельность детей Примечания
1. Организационный момент - 1 минута
Ведущий: Дети, давайте поздороваемся и подарим друг другу свои улыбки.
С добрым утром, глазки! Вы проснулись?
С добрым утром, ручки! Вы проснулись?
С добрым утром, ножки! Вы проснулись?
С добрым утром, солнце! Мы проснулись! Дети здороваются.
Поглаживают веки
Хлопают в ладоши
Притопывают
Раскрывают руки навстречу «солнцу»
Педагог под музыку заводит детей в группу.
Слайд 1 «Книги с потешками»
Педагог выполняет движения вместе с детьми.
2. Вводная часть (мотивация) - 2 минуты
Ведущий: Дети, а вам нравится гулять? Тогда я хочу пригласить вас поехать на прогулку в волшебный лес, где живут герои весёлых потешек. Хотите отправиться на прогулку в волшебный лес?
Ведущий: Давайте повернёмся к экрану, внимательно посмотрим на иллюстрации и вспомним, на чём же ездили герои потешек.
1 иллюстрация: Чики-чики-чикалочки
Едет Федя на палочке,
А Дуня в тележке
Щёлкает орешки
2 иллюстрация: Стучит, бренчит по улице-
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.
3 иллюстрация: Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Детки на телятках,
Внуки на козлятках.
Ведущий: Молодцы! Мы поедем на лошадке, запряжённой в тележку. Проходите, занимайте свои места.
Ведущий: Ну что же, отправляемся в путь!
Дети отвечают на вопросы.
Дети поворачиваются к мультимедийному экрану.
Ребёнок рассказывает потешку
Ребёнок рассказывает потешку.
Дети хором проговаривают потешку
Дети проходят к «тележке», занимают свои места.
Слайд 2 «Иллюстрация к потешке «Чики-чики-чикалочки».
Слайд 3 «Иллюстрация к потешке «Стучит, бренчит.»
Слайд 4
«Иллюстрация к потешке «Из-за леса, из-за гор.»
Перед детьми, «тележка» с запряжённой в неё игрушечной лошадью.
2. Основная часть - 10 минут
Ведущий: Сядьте, пожалуйста, правильно.
Едем, едем на тележке,
Распевать в лесу потешки,
Мимо поля, мимо луга,
Улыбнёмся мы друг другу.
Долго-долго ехали,
Наконец приехали!
Ведущий: Выходите за мной. Дети, да это же волшебный лес. Деревья прямо до небес. А какой свежий воздух. Ой, а вот и дорожка. Давайте пройдём по дорожке.
Ведущий: По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Вот болотце на пути!
Как его нам перейти?
- По камушкам!
Прыг, да скок! Прыг да скок!
Веселей скачи дружок!
Ведущий: Шли мы шли, и к домику пришли. А кто же нас здесь встречает? Послушайте. Кто же это?
Ведущий: А вы знаете потешку про петушка? Давайте расскажем её.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?
Ведущий: Петушку очень понравилась потешка.
Ведущий: Мне кажется, что начинается дождь. А вот и тучка. Подходите сюда. Давайте вспомним, какую закличку про дождик мы знаем.
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек мочить!
Ведущий: Нет, не получается, дождик продолжается. А давайте подуем на капельки, может дождик прекратится?
Дыхательное упражнение «Дуем на капельки»
Ведущий: Наши детки так стараются, но ничего не получается. Давайте зайдём в домик и переждём дождь.
Ведущий: Проходите, рассаживайтесь, места всем хватит. Сядьте, пожалуйста, правильно. Сейчас жилище человека называется дом. А как в старину называли дом? (изба) Хорошо в избе, тепло, а сколько добра здесь, видимо-невидимо. Что вы видите в русской избе? (стол, лавка, самовар, печка, люлька,.)
Ведущий: А живёт здесь кукла Маша. Наша Машенька краса, очень длинная коса. Во что одета кукла Маша? (сарафан)
Ведущий: Наша Маша хоть и маленькая, но трудолюбивая. Любит Маша помогать, в избе веничком подметать. Подметала, подметала и испачкалась!
Ведущий: Давайте умоем нашу Машу. Кто хочет умыть Машу? Ваня будет умывать Машу, а мы все вместе будем рассказывать потешку.
Водичка, водичка, умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ведущий: Наша Маша умылась и стала ещё краше, а теперь Машенька хочет каши.
Ведущий: А наши дети знают потешку про сороку, которая кашу варила. Давайте поиграем с нашими пальчиками и сварим Маше кашу.
Пальчиковая игра «Сорока»
- Сорока, сорока!
Где была? Далёко!
Печку топила,
Кашку варила,
На порог скакала -
Гостей созывала.
Гости прилетели,
На крылечко сели.
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала:
Печку не топил,
Кашку не варил.
Нет ему ничего!
Ведущий: Вот какую вкусную кашу мы все вместе сварили, Машу накормили. Стала Машенька зевать, захотела Маша спать. Давайте уложим Машу в люлечку. Подходите сюда, помогайте мне укладывать Машу.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок,
Он ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
Ведущий: К нам, волчок, не ходи, нашу Машу не буди.
Т-с-с-с! Пусть Маша спит, а мы с вами выйдем из избы и пойдём на полянку. Мне кажется, что дождик кончился.
Ведущий: Давайте позовём солнышко!
Солнышко - вёдрышко,
Взойди поскорей,
Освети, обогрей
Телят да ягнят,
Ещё маленьких ребят.
Ведущий: Теперь солнышко светит ещё ярче. Я слышу, как кто-то рычит. Смотрите, кто это? Да это же медведь.
Ведущий: Здравствуй, Мишенька!
Медведь: Здравствуйте!
Ведущий: А что же ты рычишь?
Медведь: Я в берлоге спал зимою
Под большушею сосною.
А потом пришла весна
Я проснулся ото сна.
Хожу по лесу я, брожу
Как скучно здесь мне одному.
Ведущий: Мишка, а хочешь поиграть с нами в игру «У медведя во бору»? Поиграешь и развеселишься!
Медведь: Конечно, хочу!
Ведущий: Выходи к нам. Ну что, дети, поиграем с Мишкой, развеселим его?
Подвижная игра «У медведя во бору»
Медведь: Вот спасибо, развеселили вы меня. А за это я подарю вам подарок.
Ведущий: Давайте все вместе скажем Мишеньке.
Медведь: Ну а мне пора! До свидания.
Ведущий: И нам тоже пора возвращаться в детский сад. Проходите к тележке, садитесь, лошадка отвезёт нас обратно.
Ведущий: Едем в садик на тележке,
Рассказали все потешки,
Долго-долго ехали,
Наконец, приехали! Дети улыбаются друг другу.
Дети выходят за педагогом, становятся в центр зала.
Повторяют движения за взрослым (тянутся вверх, вдыхают воздух)
Дети повторяют слова вместе с педагогом, шагают по дорожке, перешагивают через «кочки».
Дети подходят к домику, слушают фонограмму, участвуют в беседе.
Рассказывают потешку «Петушок, петушок.»
Дети слушают фонограмму, угадывают что это за звук.
Подходят к «тучке».
Проговаривают закличку.
Выполняют дыхательное упражнение.
Дети «заходят в избу», садятся на стулья, участвуют в беседе.
Ребёнок умывает куклу, а остальные проговаривают потешку «Водичка, водичка»
Дети проговаривают потешку, выполняют пальчиковую гимнастику.
Дети подходят, помогают укладывать куклу, качают люльку, проговаривая потешку.
Дети выходят из «избы» в центр группы «на полянку», смотрят на «солнышко», все вместе проговаривают закличку.
Дети слушают, как рычит медведь, здороваются
Дети отвечают на вопрос.
Дети играют в игру.
Дети благодарят медведя, прощаются с ним.
Дети рассаживаются в тележке. Звучит музыка «Езда на тройке»
Слайд 5 «Лесная чаща»
Звучит фонограмма «Пение птиц»
Перед детьми «дорожка» и «болотце» с кочками.
Перед детьми «домик с заборчиком»
Звучит фонограмма «Поёт петушок».
Педагог показывает петушка (мягкая игрушка)
Звучит фонограмма «Дождь»
Перед детьми Мобиль «Тучка»
Звучит фонограмма «Дождь»
Звучит фонограмма «Русская народная»
Педагог показывает куклу. Звучит фонограмма «Появление куклы»
Педагог отдаёт куклу ребёнку.
Педагог берёт куклу в руки.
Педагог проводит пальчиковую гимнастику.
Педагог помогает укладывать куклу в люльку.
Фонограмма «Колыбельная»
Педагог обращает внимание детей на «солнышко»
Фонограмма «Появление медведя»
На ширме появляется медведь (мягкая игрушка медведя)
Медведь играет в игру.
Музыкальное сопровождение игры.
Медведь отдаёт подарок педагогу, уходит.
Звучит фонограмма «Езда на тройке»
3. Заключительная часть (рефлексия) - 2 минуты
Ведущий: Вот мы с вами и приехали в детский сад. Выходите в центр группы. Вставайте передо мной. Ну что, понравилось вам гулять в волшебном лесу? Кого мы там встретили? Что больше всего понравилось?
Ведущий: Дети, все вы молодцы. Знаете много потешек и закличек! А хотите посмотреть, что подарил нам Мишка? Это замечательная книга с новыми потешками, песенками и закличками.
Ведущий: Наша прогулка подошла к концу. Давайте попрощаемся с гостями и скажем им
- До свидания!
Дети отвечают на вопросы, обмениваются впечатлениями.
Рассматривают подарок.
Прощаются с гостями.
Педагог разворачивает подарок, демонстрирует книгу.