Татьяна Белан
Конспект занятия «Весну закликаем. Птиц встречаем»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «ВЕСНУ ЗАКЛИКАЕМ. ПТИЦ ВСТРЕЧАЕМ»
Цель: формирование представления детей о народном празднике прилёта птиц – «Жаворонки».
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы и русские народные игры.
- познакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны;
- Познакомить детей с хохлатым жаворонком
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Развивающие:
- Развивать познавательную активность и интерес.
- развивать речь детей.
-продолжать приобщать детей к культурному наследию русского народа через заклички, приметы, поговорки и русские народные песни и игры.
Воспитательные:
- воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа;
- пробудить в детях интерес к русскому фольклору.
- воспитывать любовь к Родине, к ее традициям, обрядам и праздникам;
- воспитывать любовь к природе, птицам.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о праздниках на Руси; заучивание закличек о весне, поговорок о весне, наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, знакомство с голосами птиц;
Ход занятия:
Воспитатель: Проходите, ребята. Давайте посмотрим, кто смотрит на нас и улыбается нам.
Психогимнастика «Солнышко»
К солнышку потянулись,
Лучик взяли,
К сердцу прижали,
Людям отдали
И улыбнулись!
И сказали всем: «Здравствуйте»
Воспитатель. Какие вы все молодцы! Замечательно мы с вами поздоровались и своим приветствием пожелали здоровья и добра друг другу.
Проходите на стульчики, садитесь удобно.
Посидим рядком, да поговорим ладком!
О весне красной, о солнышке ясном,
О птичках певчих
И о том, как весну встречали и зазывали по старой традиции русского народа.
Воспитатель: Весна. Ещё не растаял снег, кажутся безжизненными ветки деревьев. Но вот ярко засияли солнечные лучи и, смотрите, как радуется всё вокруг тёплому солнышку. Недаром говорят, что весна – утро года.
Природа просыпается после долгого зимнего сна.
Воспитатель: Но зима ни как не хочет уходить, то снег идёт, то все опять замерзает.
В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной муки маленькие шарики и каждый день выбрасывали их по одному на улицу, уговаривая мороз отведать угощение.
Дети: Мороз красный нос, вот тебе хлеб и овес!
А теперь убирайся, на север отправляйся!
Воспитатель: По народным представлениям весна сама не придет, ее нужно пригласить. Вот и зазывали весну- красну закличками, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Давайте и мы с вами позовем весну тоже.
Ты приди, Весна – веснянка,
Выходи к нам на полянку!
Дружно, дружно, всем народом,
Мы пройдемся хороводом.
Песни, пляски заведем,
Игры разные начнем…
Не дадим Весне скучать,
Будем праздник отмечать!
Воспитатель: Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа.
Как же мы узнаём о приближении весны?
Дети: день становится длиннее, тает снег, бегут ручьи, весело звенит капель. солнце ярче светит, снег тает, появляются проталинки с островками подснежников, журчат ручьи, природа просыпается ото сна) наступает ранняя весна.
Воспитатель: Весна! Весна благодатная! Весна долгожданная! О весне складывали стихи, пели песни, устраивали народные гуляния, призывали солнце красное скорее растопить зимний снег.
Ребё нок: Весна, весна проснись ото сна!
А ты, зима, ступай за моря!
Пусть зима уходит в прок!
Весну пустим на порог!
Ребё нок: Пускай весна придет скорей,
Мы соскучились по ней.
Станет солнышко добрее,
Дни – светлее и длиннее.
Воспитатель: Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
ИГРА «Ручеек» Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…
Воспитатель: Но,существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта - в день весеннего равноденствия. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день. На Жаворонки день с ночью меряются. По народному календарю, в этот день зима кончается, весна начинается. На Руси существовала вера в то, что в этот день прилетают сорок разных птиц, и первая из них – полевой жаворонок, поэтому и праздник называется «Жаворонки». Считалось, что именно они на своих крыльях и приносят весну.
В народе так говорили об этом дне:
Когда вода разольётся,
Когда лес зазелениться,
Когда птицы прилетают,
Тогда и весна приходит.
Воспитатель: В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает весна.
И вот уже из-за моря вереницей к нам домой вернулись птицы. Отгадайте какие:(Загадки о перелётных птицах)
Слушайте первую загадку:
– Всех перелетных птиц черней,
В пашне ищет он червей,
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица… (грач).
Ответы детей: грач.
Воспитатель: Грачи прилетают рано весной, вьют гнёзда. В старину говорили: «Увидел грача – встречай весну!»
Воспитатель: молодцы! Правильно отгадали.
Следующая загадка:
– Мы построили вдвоем
Для гостей весенних дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай сюда… (скворец).
Воспитатель: Он селится в домике – скворечнике, который делают для него люди. Скворец ловко передразнивает разные звуки.
Следующая загадка:
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения!
(Жаворонок)
Ответы детей: жаворонок.
Воспитатель: Жаворонок крупнее воробья, он высоко летает в небе и красиво поёт. Молодцы!
Все загадки отгадали правильно.
Слушание аудиозаписи (П. И. Чайковский «Времена года. Март. Песня жаворонка».)
Воспитатель: Гнезда жаворонки устраивают на земле, в ямках. Выстилают его травой, перьями, конским волосом.
Давайте с вами поиграем в игру «Жаворонки в гнездышках»
( воспитатель кладет обручи разного цвета: желтый, зеленый, синий на пол)
Запомните какого цвета у вас гнездо. Когда звучит музыка «жаворонки» улетают из гнезда. Когда музыка закончится нужно занять свое гнездо. Будьте внимательны.
«В наших домиках будет веселье,
У крылатых жильцов новоселье».
Игра «Жаворонки в гнездах»
Воспитатель: Молодцы ребята.
Проходите на стульчики. Я продолжу свой рассказ о народном празднике.
Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц. Печеных птах посылали родным и близким, раздавали детям, чтобы весна, свет и тепло пришли и к нам.
Дети выкладывали птичек в кружочек, плясали и пели песни-веснянки.
Воспитатель: Дети то же готовились к прилету птиц : строили скворечники. У каждого дома висел скворечник. А чтобы ускорить прилет пернатых, нужно было сделать игрушечных птичек. Ими приманивали живых птичек, поднимая их высоко на длинных прутиках. Как казалось нашим предкам, если показать настоящим птицам их изображения, да еще посвистеть по-птичьи, то они скорее прилетят в эти края и скорее придет весна.
Больше всего ждали маленькую птичку - ЖАВОРОНКА, так как его переливчатые трели заставляли природу пробуждаться от зимнего сна. Вот и мы с вами сейчас встанем в хоровод и позовем жаворонков, чтобы быстрее прилетели к нам птицы и наступила весна.
Дети:
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну - красну,
Красное солнышко,
Тёплое гнёздышко!
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Жаворонки, прилетите,
Красну - Весну принесите.
Принесите Весну на своем хвосту.
Для гостей
В небе жаворонок пел
Колокольчиком звенел
Порезвился в тишине
Спрятал песенку в траве.
«Тот кто песенку найдет, будет счастлив целый год».