Колосанова Наталья Дмитриевна
Конспект занятия по лепке из теста «Весну встречаем, жаворонков выпекаем». Ко Дню сорок и жаворонков на МAAM
▼ Скачать + Заказать документы
Ты приди, Весна – веснянка,
Выходи к нам на полянку!
Дружно, дружно, всем народом,
Мы пройдемся хороводом.
Песни, пляски заведем,
Игры разные начнем…
Не дадим Весне скучать,
Будем праздник отмечать!
Цель: изготовить из теста фигурку птички «жаворонка».
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по лепке из теста „Весну встречаем, жаворонков выпекаем“, Ко Дню сорок и жаворонков на МAAM» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. ИЗО, поделки, рисунки
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по лепке из пластилина на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Сороки, Жаворонки. Народный праздник 22 марта
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
1. Познакомить детей с основными духовно-нравственными традициями русского народа, связанными с подготовкой и проведением православного праздника «Сорок сороков». Приобщение детей к истокам народной культуры.
2. Обобщить знания о весенних изменениях в живой природе и о перелётных птицах.
3. Закрепить умение передавать в лепке выразительность образа птицы, передавая её характерные особенности, умение лепить пластическим способом.
Развивающие:
1. Развивать творческое воображение, интерес к продуктивной деятельности.
2. Совершенствовать умение лепить из теста, пользоваться различными способами лепки: скатывание, вытягивание, прищипывание. Формировать технические умение и навыки работы с тестом.
Воспитательные:
1. Воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту природы, бережно относиться к птицам.
2. Испытывать чувство удовлетворения от полученных знаний, радоваться результату.
Предварительная работа: беседы на темы: «Приметы весны», «Перелётные птицы»; рассматривание иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему; чтение художественной литературы, стихов; загадывание загадок про времена года, птиц, дидактические игры, наблюдения на прогулке.
Материалы и оборудование: иллюстрации по теме весна, перелетные птицы, тесто, мука, изюм, украшения кондитерские, салфетки, фартуки, дощечки для лепки, стеки.
Ход:
1. Вводная познавательная беседа на тему праздник «Сорок сороков».
Воспитатель: Сегодня 22 марта - день весеннего равноденствия. Я хочу вам рассказать, как весну встречали на Руси.
Русская православная церковь 22 марта вспоминает Сорок севастийских мучеников — воинов-христиан, принявших мученическую смерть за веру в Севастии (Малая Армения, современная Турция) в 320 году при императоре Лицинии. Именно поэтому праздник встречи весны получил название «Сорок сороков».
Этот день считался у русского народа большим праздником. Отмечали его весело и торжественно: водили хороводы, пели, играли. Назывался этот день «Сорок сороков». Есть поверье, что в этот день 40 разных птиц прилетает из теплых стран. «Сороки» - день прилета сорока птиц, которые «несут» на своих крыльях Весну.
На Руси говорили:
«На Сороки день с ночью меряется: зима кончается — весна начинается».
22 марта, когда день становился по длине равен ночи, в каждом доме со времен древней Руси повелось лепить из теста птичек – жаворонков, выпекать их. Первой птицей, ведущей сорок птиц, является жаворонок или кулик. Именно таких птиц - «жаворонков» и «куликов - куличиков» пекли из теста, чтобы приманить к себе настоящих птиц.
Хозяйки вставали с первыми лучами солнца, замешивали тесто и пекли птичек-жаворонков. С печёными птичками ходили по улицам, подбрасывали их вверх и кричали заклички. Кричали очень громко, чтобы услыхала весна!
Давайте и мы прокричим закличку:
Жаворонки-жавороночки!
Перепелки-перепелочки!
Прилетите к нам,
принесите нам
весну теплую,
лето плодородное
Весну с дождем,
лето с травами.
Весну с солнышком,
лето с зернышком.
С "жаворонками" ребятишки играли весь день, а вечером съедали, развешивали на ветках деревьев или дарили родным и близким людям.
2. Давайте ребята продолжим народную традицию и слепим жаворонков-веснянок, чтобы к нам пришла самая настоящая весна! Но сначала нужно подготовить наши пальчики:
Пальчиковая игра «Перелетные птицы».
Тили-тели, тили-тели –
С юга птицы прилетели!
(Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.)
Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
(Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.)
Все вернулись, прилетели,
(Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.)
Песни звонкие запели!
(Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица.)
3. Лепка фигурки «жаворонка» из теста.
Воспитатель объясняет детям приемы лепки «жаворонков».
С тестом надо работать аккуратно, с большой любовью, чтобы получились «жаворонки».
Лепим «жаворонка» из цельного кусочка теста размером с детский кулачок.
Лепка птички скульптурным способом предполагает вытягивание из яйцеообразной заготовки частей фигурки в следующем порядке: шея, голова и клюв, крылья, хвост.
Для хвоста и крыльев кончик теста слегка расплющить и прорезать стекой, изображая перья.
Готовым «жаворонкам» дети делают глазки из изюма, украшают по желанию и замыслу.
Фигурки помещают на противень и относят на кухню для выпекания.
4. Вы сегодня хорошо поработали, пока наши птички пекутся можно и поиграть!
Игра «Золотые ворота».
Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!
Игра «Жаворонок»
Дети стоят в кругу и поют:
«В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве».
«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется.
5. Итог занятия.
Вот наши «жаворонки» и готовы! Дети обсуждают и любуются своими изделиями.
- Сегодня мы отмечаем день встречи весны, день весеннего равенства дня и ночи или «Сороки», испекли красивых птичек – жаворонков, теперь давайте угостимся и других угостим.
Дети проговаривают весенние заклички (веснянки)
Весна-красна приходи
Снег холодный растопи
Деревья зеленью одень
Пусть теплее будет день
Всё теплей и теплей!
Поднимайся, пар, с полей!
Снежная тай, пелена!
Приходи скорей, весна!
Вечером организуется чаепитие совместно с родителями.
Спасибо за внимание!