Фания Адиятуллина
Конспект занятия в старшей группе «Волшебница Вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 1 с. Толбазы
Муниципального района Аургазинский район РБ
Конспект
Организованной образовательной деятельности «Волшебница – вода»
Подготовила: воспитатель
Адиятуллина Фания Фаниловна
г
Тема занятия : «Волшебница – вода»
Возраст дошкольников : старшая группа
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Волшебница Вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Цель и задачи: формировать у детей познавательный интерес к природе; дать понятие о том, в каком виде существует вода в природе; обратить внимание на значение воды в нашей жизни; вода необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека; вода - источник питьевой воды; развивать навыки проведения лабораторных опытов ( умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, соблюдать при этом необходимые правила безопасности); познакомить со свойствами воды; развивать умение детей высказывать суждения, умозаключения; активизировать и обогащать словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия; воспитывать навык бережного отношения к воде, как к природному ресурсу.
Оборудования: по 2 стаканчика на каждую подгруппу (1 с водой, 2 с молоком); трубочки для коктейлей, соль; веточки берёзы; тарелки; кусочки льда; термос с кипятком; зеркало; картинки с изображением дождя, тумана, росы, снега, инея; глобус; краски.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, художественная литература, физическая культура, здоровье.
Место проведения: групповая комната.
Ход занятия.
Игра-приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
- А сейчас улыбнитесь друг другу. Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте, мы с ними поздороваемся и им тоже улыбнемся.
Воспитатель: Ой, ребята. А что это за шум? (звучит аудиозапись звуков льющейся воды)
Воспитатель: Правильно! Это шум воды. Посмотрим на глобус – модель нашего земного шара. На нём много синего цвета. Что обозначается им? (вода) Кажется, что на земле воды очень много. Но с каждым годом чистой воды становится всё меньше и меньше.
1. Дидактическая игра «Если бы вода вдруг исчезла»
-Только представьте, что было бы, если вода вдруг исчезла?
-Не было бы рек, морей. Погибли бы рыбы.
-Нельзя было бы приготовить еду.
-Нельзя было бы стирать, мыть посуду.
- Нельзя было бы купаться, умываться, мыть ручки.
-Не было бы растений.
-Погибли бы растения, животные, которые живут в воде.
-Люди не смогли бы выжить. Что произойдет с людьми, если исчезнет вода? Без воды человек не сможет прожить больше трех дней.
Открою вам секрет: оказывается вода есть не только в кране, в аквариуме и в батареях, но и в людях. Человек больше чем на половину состоит из воды.
А в природе где можно встретить воду? (ответы детей) Давайте посмотрим презентацию, я вам загадаю загадки, а вы должны отгадать. Если ответ правильный, то на экране появится картинка (просмотр презентации «Вода в природе»)
А сейчас я хочу пригласить вас в нашу лабораторию. Ребята, мы, на некоторое время, станем с вами исследователями и побываем в небольшой лаборатории. Знаете, что такое лаборатория? (Это место, где проводят опыты, делают открытия). Как вы думаете, какие правила поведения нужно соблюдать в лаборатории? Перед началом наших экспериментов вспомним правила безопасности с водой:
- не шуметь
- внимательно следить за результатами опыта.
- закончив наблюдения сделать выводы
- аккуратно пользоваться емкостями с водой, чтобы не разбить их
Раз вы уже все вспомнили, все знаете. Мы можем с вами отправляться в лабораторию.
2. Эксперименты «Знакомство со свойствами воды».
2.1. Опыт №1. Вода прозрачная.
-Перед вами два стаканчика: один с водой, другой с молоком.
-Молоко какое? (белое, непрозрачное)
-А вода? (прозрачная)
-Как доказать, что вода прозрачная?
-В оба стаканчика положим трубочки для коктейлей, в каком из стаканчиков они видны, а к в каком – нет? (в стаканчике с водой мы видим трубочку, а в стаканчике с молоком - нет). Почему? (вода прозрачная, а молоко - нет).
Подвижная игра «Капельки»
Дети надевают шапочки капелек. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за ручки). Встретились ручейки и стали большой рекой (соединились в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла и попала в большой – пребольшой океан. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки легкими, потянулись вверх (вытягивают руки вверх).
2.2. Опыт №2. У воды нет вкуса.
- Ребята, а как вы думаете вода какая на вкус? Давайте попробуем воду на вкус через трубочку (у воды нет вкуса). А что произойдет с сахаром, солью, если мы их опустим в воду. Возьмите один стакан с водой. Первая подгруппа положите сахар и размешайте его ложечкой. Что получается? Растворился ли сахар в воде или нет? Какая у вас стала вода? (сладкая) Вторая подгруппа мешает соль. Что произошло с солью? Какая у вас стала вода? (соленая) А третья подгруппа добавьте лимонный сок. Какая у вас вода на вкус? (кислая)
Воспитатель: Да вы, ребята, настоящие ученые! Проведя сейчас опыт с сахаром, солью, с какими же новыми свойствами воды мы познакомились? Вода-растворитель.
2.3. Опыт №3. У воды нет запаха.
-Давайте понюхаем воду. Чем она пахнет? (запаха нет)
Физкультминутка.
Тихо плещется вода
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)
2.4. Опыт №4. Вода не имеет формы. На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей).
- А имеет ли форму вода? Чтобы ответить на этот вопрос. Проведем опыт. Будем наливать воду в разную по форме посуду. (Самостоятельная работа детей за столом). Итак, что происходит с водой? Воспитатель: Вода приняла форму того предмета, в который вы ее налили. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
2.6. Опыт №6. Лёд – твёрдая вода.
-В начале нашего занятия к вам на тарелки дежурные положили кусочки льда. Что с ними случилось? (они постепенно уменьшились, стали таять.) Вода может быть жидкой, твёрдой, в виде пара.
2.8. Опыт №8. Пар – это тоже вода.
-Давайте с вами докажем теперь, что пар – это тоже вода. Для этого я принесла термос с кипятком. Откроем его. Что вы видите?
-Над паром я подержу зеркало. Что вы на нём видите? (капельки воды) Воспитатель: Вода – добрый друг и помощник человека. Многие поэты написали свои произведения о воде, о морях, океанах, реках, ручейках. Послушайте стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».
2.7. Опыт №7. Вода жидкая, может течь.
-Как доказать, что вода жидкая? Перельём аккуратно воду из одного стаканчика в другой. Льётся вода? Почему? (потому что вода жидкая) -Если бы вода не была жидкой, она бы не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Действительно, без воды невозможно прожить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять
-Как же нам беречь воду? (не бросать в водоёмы мусор, не мыть рядом с водоёмами велосипеды, машины)
-Ребята, а всякую ли воду можно пить людям? (пить можно только кипячёную воду). Её надо очищать через специальные фильтры, а потом кипятить. Также в магазине продаётся чистая питьевая вода.
I I I. Подведение итогов. А чем мы сегодня занимались? Какие новые свойства воды вы узнали из опытов? Кто считает, что сегодня на занятии было все интересно и понятно, поднимите веселую капельку. А у кого сложности – грустную.