Жанна Аллахвердян
Конспект занятия «Свойства воды» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе
Задачи:
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение действовать в коллективе;
- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
Образовательные задачи:
-познакомить со свойствами воды : прозрачная, не имеет запаха, вкуса, формы;
- учить понимать смысл карточек – схем.
Публикация «Конспект занятия „Свойства воды“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2023
Развивающие задачи:
- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение;
- стимулировать познавательную активность детей.
Оборудование: стаканчики с водой на каждого ребёнка, ложки, сахар, соль, краски, сосуды для воды разной формы, бумажные цветы, таз с водой -гвоздь,, камешек, пенопласт, пластиковая крышка, деревянная палочка, монета, листок, бумага.
Ход занятия:
- Ребята, мы с вами очутились не в группе, а в научной лаборатории. - Как вы думаете, кто работает в лаборатории и чем они занимаются?
- Правильно, учёные. Они занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают себе вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.
-Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться, все записывать.)
- А с чем мы сегодня будем экспериментировать, вы узнаете, отгадав загадку:
Я и туча, и туман,
И река и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
- Правильно, вода. Вам, как учёным, предстоит сегодня выяснить свойства воды.
- Но сначала поиграем в игру «Вода – друг, вода – враг». - Скажите, пожалуйста, в каких случаях мы можем назвать воду нашим другом, а в каких – нашим врагом? (Вода – наш друг, потому что мы её пьём, умываемся, купаемся, готовим пищу и тд., вода – наш враг, потому что может быть наводнение, можно утонуть в реке, горячей водой можно обжечься и тд.)
Эксперимент 1.
- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?
- А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (солёная).
- А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (сладкая).
Вывод: у воды нет своего вкуса, но она приобретает вкус тех веществ, которые в ней растворили.
- Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.
Эксперимент 2.
- А теперь возьмите картинки и посмотрите на них сквозь стаканчики с водой. Видно, что нарисовано на картинке?
- Значит вода, какая? (прозрачная).
- А теперь добавьте любую краску в стаканчик с водой. Что произошло? (вода окрасилась)
Вывод: вода не имеет цвета, но принимает цвет красящих веществ.
Физминутка
Эксперимент 3.
- Имеет ли вода определённую форму? (нет)
- А теперь давайте перельём воду из стакана в эти формочки. Что произошло? (вода приняла форму того сосуда, в который её перелили)
Вывод: вода не имеет формы, но принимает форму того сосуда, в который её перелили. Это хорошо можно увидеть, если заморозить воду в разных формочках, посмотрите (воспитатель показывает заранее приготовленные ледовые фигурки).
Эксперимент 4.
Подойдите к тазику с водой. В тарелочке лежат разные предметы (гвоздь,, камешек, пенопласт, пластиковая крышка, деревянная палочка, монета, листок, бумага).
(Каждый ребенок опытным путем проверяет, утонет предмет или будет плавать на поверхности воды (опускают по одному предмету в большую емкость с водой).
-Ребята чтобы не забыть, мы отметим на карточке фиксации, что тонет, а что нет. Если предмет утонул, рисуем стрелку вниз, если предмет остался на плаву, рисуем стрелку вверх, если предмет сначала плавал, а потом утонул, рисуем две стрелки, одна вверх, другая вниз. После каждого проведенного опыта, дети фиксируют результат в карточке.
Выводы по окончании опыта дети делают самостоятельно (У воды есть свойство погружать на дно и выталкивать на поверхность различные по качеству предметы).
Эксперимент 5. «Распускающиеся цветы»
Наполняем любую ёмкость водой. Мы использовали одноразовые тарелки на каждого человека. Далее аккуратно опускаем цветы в воду и наблюдаем за процессом.
Что же будет происходить? Какое оборудование нам с вами понадобится – таз с водой, цветы с закрытыми лепестками. Что будем делать дальше.
Цветы начнут постепенно раскрываться, что вызовет у ребенка бурю эмоций, а потом и вопросов. Почему цветы так себя ведут? Постепенно распускаются? - (ответы детей) Почему это получилось, как вы думаете.
Объясните ребёнку, что «такое волшебство» происходит благодаря эффекту капиллярности. Вода проникает в пустое пространство между волокнами бумаги и заполняет их. В итоге, бумага разбухает, сгибы распрямляются, и цветок распускается.
Раскрылись ли лепестки цветов? (Да)
А что мы для этого сделали? (дети перечисляют ход эксперимента)
Почему лепесточки раскрылись в воде? (потому что они размокли в воде)
Что для вас оказалось самым трудным.
Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшем.
Эксперимент 6. «Шагающая вода»
-А сейчас мы познакомимся еще с одним свойством воды.
-Для него понадобятся пять стеклянных стаканчиков (можно больше или меньше, вода, краски гуашь (можно пищевой краситель) разных цветов и бумажные полотенца (или салфетки).
Расположите стаканы в ряд, налейте немного воды в каждый второй, а затем добавьте в каждый краски (или краситель) разного цвета.
После сделайте несколько полосок из бумажных полотенец и поместите каждую из них в стаканы — одним концом в стакан с водой, другим — в пустой.
В итоге вода постепенно переместится в пустые стаканчики, а в качестве бонуса мы получим интересную художественную инсталляцию.
Итог.
- Что мы сегодня с вами делали?
- Какие свойства воды вы запомнили? (Таблица)
- А нужно ли беречь воду? И как мы можем это делать? (закрывать кран, не мусорить, не загрязнять водоемы)
- Спасибо, ребята, за вашу работу.