Екатерина Зуева
Конспект занятия в старшей группе «Погостим у пчёлки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Дать представление детям о том, как пчёлы приспособились к окружающей среде (делают запасы мёда на зиму, защищаются от врагов ядовитым жалом, живут большими семьями; о связи насекомых с цветущими растениями: пьют нектар, опыляют).
Познакомить с продуктами пчеловодства (мёд, воск, их ценными свойствами.
Активизировать и обогатить словарь детей (рабочие пчёлы, шестиугольники, нектар, пыльца, соты, ульи, воск, яд, жало, хоботок).
Развивать любознательное отношение к природе.
Продолжать знакомить детей с нетрадиционными способами рисования (свечой по бумаге).
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Погостим у пчёлки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
Закрепить знание основных цветов и геометрических фигур.
Предварительная работа: Наблюдение за пчёлами и др. насекомыми на участке детского сада. Рассматривание цветов на картинках, на клумбе.
Материалы и оборудование:
Картинки с изображением ульев, пчелы; большие листы бумаги, затонированные в зелёный цвет, свечи, краски, кисти, воск, мёд, соты, геометрические фигуры (треугольники, круги, шестиугольники и др.) на каждого ребёнка.
Ход занятия.
-Дети, отгадайте-ка загадку:
• В цветок опустит хоботок-
Сосёт душистый, сладкий сок.
А после в улей принесёт
Прозрачный, ароматный мёд.
Хоть и не зла, но как игла
Кольнёт обидчика (Пчела)
• Сок цветов душистых пьёт,
Дарит нам и воск, и мёд,
Людям всем она мила
А зовут её…Пчела)
- Что вы знаете о пчёлах? (Это насекомое, очень полезное. Летом работает, а зимой спит)
- Пчелка приглашает нас в гости. Вы не боитесь, что она вас ужалит? Чтобы этого не случилось, не надо размахивать руками, громко кричать.
(на экране появляется изображение ульев)
(Рассматривание иллюстрации пчелы)
Пчела — это насекомое. У пчелы яркая окраска. Овальное туловище жёлтого цвета с чёрными полосками. У нее есть голова, грудь, брюшко, усики, крылья и три пары ног. У пчелы большие глаза, которыми она прекрасно различает окраску цветов. Особенно хорошо видит пчела синий, фиолетовый, белый и желтый цвета. В полете пчела жужжит. Домик, в котором живёт пчела называется улей. Улей построил для пчелиной семьи человек. Место, где много ульев называется пасека. Живет пчела в улье вместе с большой дружной пчелиной семьей. В ней есть королева (матка) и очень много рабочих пчёл и трутней. У каждой пчелы есть работа. Рабочие пчёлы чистят улей, кормят личинок, греют, проветривают домик, охраняют от врагов, собирают сладкий нектар и цветочную пыльцу. Пчёл очень много, но в их семье всегда порядок. Как же они понимают друг друга не умея разговаривать? Как вы думаете? А разговаривают они с помощью танца и запахов. Пчела находит в поле нектар, пыльцу, вернувшись домой, своим танцем «рассказывает» другим пчёлам сколько там корма много или мало, далеко надо лететь или близко. Пчелы, танцуя, делают круги маленькие, если корма мало, и большие, если много. А по запаху, определяют, какой цветок нужно искать. Пчелка собирает нектар с цветов и это ее пища. Перелетая с цветка на цветок, пчела их опыляет. Пчелы очень трудолюбивы.
Физкульминутка «Трудолюбивая пчела»
Пчелка трудится весь день (Руками рисовать перед собой круг)
И работать ей не лень. (Покачивание указательными пальцами в знак отрицания.)
От цветка летит к цветку, (Ритмичные взмахи руками.)
Клеит на брюшко пыльцу. (Круговые движения ладонью по животу.)
Хоботком нектар сосет, (Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться.)
За день много соберет. («Раскрыть» перед собой все пальцы.)
Унесет нектар тот в улей (Изображают полет.)
И назад вернется пулей. (Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед.)
В сотах утрамбует мед, (Топанье ногами.)
Скоро ведь зима придет. (Поеживание.)
Будет пчелкам чем питаться. (Имитация движения ложкой.)
Надо летом им стараться. (Имитация накладывания меда в соты.)
- А знаете зачем пчеле жало?
Да пчела имеет ядовитое жало, им она защищается от врагов (выпускает яд, но для человека он не смертелен.
- Теперь мы знаем, что пчела – полезное насекомое, живёт в домике, который называется – улей. Собирает нектар с цветов и носит его в соты – это формы, где находится мёд. (рассматриваем картинку соты).
- Какую форму имеют соты? (шестиугольника).
-Давайте узнаем почему пчёлы делают соты щестиугольные.
Воспитатель предлагает детям сложить из геометрических фигур соты (из треугольников; кругов и т. д.)
Дети пробуют сложить, сравнивают, что получилось. Почему не из треугольников? Кругов? и т. д. Почему из шестиугольников? (нет щелей, быстро складываются).
Подвижная игра «Медведь и пчелы»
Давайте считалочкой выберем медведя: «Раз-два-три, медведем будешь ты». (Можно надеть шапочку-маску). Медведь отходит в сторону.
Слова воспитателя:
Полетели пчелки
Собирать нектар и пыльцу с цветочков.
(Дети-пчелы бегают, взмахивая руками, приседая на корточки)
Вот медведь идет,
(Медвежьей походкой выходит ребенок-медведь и направляется к дуплу)
Из дупла мед унесет.
Пчелки, домой!
(Дети-пчелы подбегают к дуплу)
Слова детей-пчелок:
Это дупло – домик наш,
Уходи медведь от нас:
«Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!»
(Дети-пчелы машут крыльями и прогоняют медведя)
- А теперь поговорим о пчелином продукте, который является и лекарством, и лакомством одновременно. Как вы считаете, что это?
Ответы детей: (Мед)
- У каждого вида меда есть свое название, в зависимости от того, какого растения пчелы собирают нектар.
- Ребята, если, например, пчелы собирают мед с цветков дерева липы, как будет называться мед? (липовый)
- А если с цветов? (Цветочный)
- А если с растения гречихи? (Гречишный)
-Я предлагаю вам сделать для нашей гостьи подарок – весёлую полянку цветов.
Пальчиковая игра «Цветок»
Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении).
Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон).
Раскрывает лепестки, красоту их вижу (кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок).
К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть — нераскрывшийся цветок).
И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении).
До утра, как птенчик (кисти рук положить под щеку — имитация сна).
- Вы готовы подарить Пчёлке подарок? Приступаем к работе. (На больших листах подгруппами по 5 человек дети рисуют свечами цветы и раскрашивают их яркими красками).
По окончании работы:
- Дети, нашей Пчёлке очень понравилась полянка ярких цветов и она решила вас угостить…Мёдом!
- Посмотрите. Какого он цвета? Имеет ли он запах? И самое главное – какой он на вкус? Попробуйте!
-Что представляет собой мёд? (липкая, вязкая жидкость). Он не просто вкусный, но и полезный. Зимой пчёлы не спят, они питаются мёдом, ведь зимой цветов нет. Вот поэтому летом они трудятся, чтобы мёда хватило и им и людям. Люди охраняют и берегут за это.
Дети угощаются мёдом, благодарят Пчёлку и прощаются с ней.