Лена Черненькая
Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) «Путешествие в Звуколяндию»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для развития фонематического слуха детей.
Задачи:
Познавательные:
- учить детей проводить звуковой анализ слова;
- закреплять умение называть слова с заданным звуком;
- учить составлять предложения из трех слов и делить их на слоги.
Развивающие :
- развивать слуховое восприятие;
- развивать умение выделять первый звук в своём имени.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) „Путешествие в Звуколяндию“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к окружающим, умение договариваться при выполнении поставленной задачи.
Развивающая среда : картинка-схемы Кит, желтые фишки, тетради «От слова к звуку», зеркала, картинка «Кукла Катя пьет чай».
Ход занятия:
Воспитатель показывает карту острова «Звуколяндия» и предлагает детям отправиться в путешествие, спрашивает у детей как они понимают название «Звуколяндия», кто жители, и что делают они в этой стране.
- Правильно, значит, что мы будем в этой стране делать? (слушать звуки и произносить их)
- В этой стране мы будем учиться считать сколько звуков в слове, ведь слова бывают короткие с одним слогом и длинные – много слогов, а ще будем учиться составлять предложение.
- Прежде, чем отправиться в эту страну, мы с вами сделаем гимнастику для язычка, возьмите зеркала, смотрим в зеркало и повторяем:
- Мой веселый язычок, вышел снова на шесток (последний звук - кончик языка упирается в нижние зубы, рот открыт в улыбке) Дети выполняют, воспитатель проверяет.
Все умеет повторять и конечно же считать (последний звук - замирание языка за верхние зубы) Дети выполняют, воспитатель проверяет.
- Хорошо, положите зеркала. А сейчас мы проведем «перекличку», чтобы всем отправиться в страну «Звуколяндию» и никого не оставить, я называю разные звуки, а встает тот, у кого имя начинается на этот звук.
Когда все дети встают, воспитатель включает музыку, и дети шагают на месте.
- Вот мы и пришли, садитесь поудобнее на места. Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто нас встречает в стране «Звуколяндия» :
- Через море, океан к нам плывет большой фонтан? (кит)
- Правильно, это кит (показывает картинку «кит»).
- Давайте прочитаем вместе слово кит, вы у себя в тетрадях, а я на доске, хорошо.
- Мила выйди к доске и прочитай первый звук в слове «кит» и закрой желтой фишкой. Никита выйди и прочитай второй звук в слове «кит» и закрой желтой фишкой, Даша выйди и прочитай 3 звук в слове «кит» и закрой желтой фишкой (Дети выходят поочерёдно к доске и читают звуки, остальные дети делают у себя в тетрадях).
- А теперь вместе прочитаем слово «Кит». Сколько звуков в слове «кит»? (три) Молодцы!
- Какой звук в слове «Кит» можно долго тянуть, пропеть, и ничего во рту не мешает? («и») Посмотрите в зеркало, и вы увидите, как произносится звук «И» без преград и долго можно его тянуть (Дети выполняют).
- Сейчас мы поиграем в игру с заданиями. Кто будет звук «И», кто «К», а кто «Т»? (воспитатель выбирает детей, дети выходят на ковер)
- Постройте слово «Кит» (дети строят)
- Прочитаем вместе (дети хором читают)
- Перемешайтесь, а Алена построит правильно и прочитает (ребенок выполняет). Хорошо.
- Теперь звук «к» попрыгай, звук «т» попляши, а звук «и» громко крикни свой звук. (дети выполняют задания)
- Хорошо, теперь у себя в тетрадях уберите сначала звук «Т», потом звук «К», а потом звук «И». (дети выполняют задание у себя в тетрадях)
- Молодцы! Отправляемся на другую сторону острова, вставайте и за мною повторяйте:
- Рот пошире открываем,
Руки кверху поднимаем,
Губы трубочкой вперед,
Руки тоже мы вперед.
А теперь на месте
Шагали вместе.
- Посмотрите кто нас встречает (кукла) Катя пьет чай. Она нам предлагает поиграть в игру «Составь предложение». Первое слово в этом предложении какое? («Катя»). Второе? (пьет) Третье слово? («чай)
Воспитатель вызывает трех детей, они строят предложение.
Теперь мы заменим слово «Катя» на слово «мальчик», иди Саша ты будешь слово «мальчик», слово «Катя» садись, а мы прочитаем предложение. (Дети вместе с воспитателем читают получившееся предложение).
- Ребята каким словом можно заменить слово «чай»? (молоко, компот, кисель)
Воспитатель выбирает замену слову «чай» и назначает другого ребенка словом «сок», дети читают. Затем снова заменяет слово «сок» на слово «компот», дети снова читают предложение: Мальчик пьет компот)
- Посмотрите жители страны Звуколяндия решили построить дом для Кати, но не достроен, не хватает частей, помогите, ребята, достроить дом у Кати. Нужно называть только те слова, в которых есть звук «р» (крыша, рама, крыльцо, труба)
Дети называют, воспитатель дорисовывает или подставляет готовые картинки.
- А почему вы не назвали двери? (потому что звук «р» в слове мягкий «рь»)
- Вот мы выполнили все задания, пора возвращаться обратно в детский сад.
Физминутка
- Выше ноги поднимай, никогда не унывай.
В детский сад мы пришли и снова сели за столы.
Рефлексия
- Ребята, что мы сегодня с вами делали?
- Кому мы помогли?
- Чему научились?
- Вы справились с заданиями?
- У кого не получилось?