Ольга Абузярова
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Формирование понятия Овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Формирование понятия «Овощи»
Цели: 1. Формировать обобщённые представления об овощах (овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу); уточнить представления о многообразии овощей;
2. Развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, внимание, память;
3. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.
Оборудование: поднос с овощами, лесенка, картинки, фишки.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром „Формирование понятия Овощи“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Предварительная работа: рассматривание овощей, картинок, где выращивают овощи, Незнайка.
Ход занятия:
Вводная часть:
Незнайка: Мне сказали морковку купить, а я магазина, где морковка продаётся, не нашёл.
Воспитатель: А как ты его искал?
Незнайка: Я искал, где написано: «Магазин Морковки».
Воспитатель: Какой же магазин надо найти Незнайке? Что должно быть написано на вывеске магазина (или отдела в магазине, где продаётся морковка? (Овощи)
Незнайка: Мне не надо овощи, мне морковка нужна! И ещё капуста нужна, а овощи не надо! Овощи – то в суп не положишь? Написали бы «морковка, свекла, капуста», вот и было бы понятно, что можно в магазине купить. А овощи… Я такого не видел, в руках не держал, не пробовал. И зачем только люди так сделали, что я ничего не нашёл?
Воспитатель: А как вы думаете, зачем люди придумали такое общее слово? Говорят «овощи», а думают, что это и морковка, и капуста, и картошка, и помидор. Что ещё люди думают, когда говорят «овощи»?
Дети: Потому, что овощи растут в огороде, всё, что растёт на грядке – это овощи. Лук, чеснок, капуста, морковь, картофель, перец, огурец, помидор, кабачок, свекла, редис, репа – это всё овощи. Они очень полезные, в них много витаминов.
Незнайка: Вы что – то напутали: такое всё разное, а слово одно?
Воспитатель: Незнайке надо доказать, что взрослые придумали правильно, что морковь, свеклу, картошку, репку, можно назвать общим словом «овощи»!
Основная часть:
(на столе лежат овощи)
Воспитатель: Что мы хотели доказать Незнайке?
Дети: Почему люди так назвали общим словом «овощи»!
Воспитатель: Да, почему такие разные растения взрослые называют общим словом «овощи».
Незнайка: Я уже догадался! Всё жёлтое, то и овощи!
Дети: Что ли тебе уже и свекла жёлтая, и морковка жёлтая?
Воспитатель: Чтобы удобно было с Незнайкой разговаривать, предлагаю принести стулья, поставьте их вокруг ковра.
(На доске картинки. Дети садятся вокруг ковра на стулья. Перед ними у доски стоит стол с лесенкой и стол с овощами)
Воспитатель: Молодцы, красиво и удобно сидите, видно, что готовы с Незнайкой разговаривать.
Воспитатель: Посмотрите на фишку, которая на доске. Форма разная или одинаковая? Иди, Вика, подбери овощи разной формы.
Дети: Вика ставит на нижнюю ступеньку разные по форме овощи.
Незнайка: Ладно, согласен, они по форме разные…Но зато, все красненькие!
Дети: Нет, разные по цвету
Воспитатель: (На доске фишка цвета радуги) : Разные или одинаковые по цвету овощи? Иди, Никита, принеси овощи, покажи Незнайке, что и по цвету они разные!
Незнайка: Ладно, но…они все вкусные!
Воспитатель: Объясните Незнайке, вкус разный или одинаковый у овощей? Иди, Максим, принеси овощи, разные по вкусу.
Воспитатель: Послушай, Незнайка и вы посмотрите: цвет разный, вкус разный, запах, форма разные, а почему же взрослые так назвали одинаково?
Дети: На грядке, в огороде растут.
Воспитатель: А может быть, они чем – то похожи? Поищем…
(На доске картинка «тарелки»)
Воспитатель: Что обозначает эта картинка? Какой вопрос она задаёт? (Зачем вырастили) Как же вы ответите?
Дети: Вырастили, чтобы есть.
Воспитатель: (Показывает на овощи, дети называют их) Похожи тем, что они нужны, чтобы есть.
Воспитатель: ( Показывает картинку: огород)
- Какой вопрос задаёт эта картинка? (Где его вырастили) Так, как же вы ответите?
Дети: И морковку, и огурец, и капусту вырастили на огороде.
Воспитатель: Так, может быть, чем – то и похожи эти растения?
Дети: Вырастили на огороде, чтобы есть.
Воспитатель: Так, почему их назвали одним словом «овощи»?
Дети: Потому что их вырастили на огороде, чтобы есть.
Воспитатель: Да, всё то, что люди специально выращивают на огороде, чтобы есть, называется «овощи».
- Давайте ещё раз вместе со мной повторим, как люди узнают овощи.
Дети: Что люди выращивают на огороде, чтобы есть и называется овощи!
Незнайка: Вы – то поняли, а я как же запомню, как узнавать, что овощи, а что не овощи?
Воспитатель: Мы тебя научим узнавать. Вы подумайте, как его научить узнавать, про что можно сказать: «Это – овощь». Послушай, мой совет, Незнайка, надо задать самому себе вопросы! А вот какие? Тебе дети подскажут. Смотрите на первую картинку. Какой вопрос себе надо задать, если увидите растение и не знаете, овощ, или не овощ? (Это вырастили на огороде) А второй вопрос? (Можно ли это есть)
Воспитатель: Так, кто один назовёт сразу оба вопроса?
Дети: Надо спросить: «Где вырастили?» «Зачем?»
Незнайка: Понял (показывает картинки георгина, астр) Этот цветочек вырастили люди на огороде, значит, это овощи!
Дети: Это не овощи, есть нельзя!
Воспитатель: (показывает огородный сорняк – лебеду, мокрицу, лопух)
Незнайка: Это можно есть, это растёт на огороде!
Дети: Нет, это не овощи. Лебеда сама растёт на огороде, она сорняк. А овощи специально выращивают люди, чтобы их есть.
(На столе муляжи овощей)
Воспитатель: Так надо же Незнайку научить, как узнавать овощи. Выберите каждый один из овощей и сядьте на стулья.
- Незнайка, посмотри, дети взяли овощи.
Незнайка: Вот это точно овощ, гладенький, чистенький, красивенький!
Воспитатель: Катя, расскажи Незнайке, как ты выбирала, как узнавала, что это такое?
- Какие ты себе вопросы задавала?
Дети: Где вырастили овощ и зачем! Картофель – это овощ. Его вырастили люди на огороде, чтобы потом съесть.
Воспитатель: Ты согласен с Катей Витя?
- Как ты думаешь, это вырастили на огороде?
- А откуда же оно взялось?
- А можно ли это есть?
Незнайка: А у меня есть. Я не знаю, что это такое! (показывает малознакомый предмет детям)
Воспитатель: Ребята, что это у Незнайки?
Дети: Баклажан
Воспитатель: Это что такое?
Дети: Овощ, он растёт на огороде, его можно есть.
Итог занятия :
Воспитатель: Молодцы! Незнайка, ты понял, что такое овощи и зачем они нужны?
Незнайка: Да, вы мне помогли!
Воспитатель: Ребята, зачем овощи нужны?
Дети: Чтобы их есть, они полезные.
Воспитатель: А где растут овощи?
Дети: На огороде, на земле, на грядке.
Воспитатель: Какие вопросы мы должны задать, чтобы узнать, что это овощ и его можно есть?
Дети: Надо спросить: «Где вырастили?» и «Зачем?»
Воспитатель: Умнички!