Ирина Александровна Ашуркина
Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте и развитию речи «Весна идет»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте и развитию речи
Цель:
- закрепить знания дошкольников о гласных и согласных буквах;
- продолжать учить детей выполнять звуковой анализ слов;
- закрепить понятие о слоге как части слова;
- продолжать учить делить слова на слоги с ориентировкой на гласные звуки;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте и развитию речи „Весна идет“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- упражнять в умении составлять предложения на заданную тему и выкладывать схему к ним, закрепить умение читать знакомые буквы, развивать внимание, усидчивость;
- воспитывать желание самостоятельно приобретать знания.
Материал: мяч, фишки для звукового анализа слов, простые карандаши, схемы для составления предложений, предметные картинки, игра «Живые звуки», корзина с подарками.
Ход занятия
Организационный момент
Станем дружно все мы в круг,
Чтобы тепло сердец и рук.
Всем сегодня передать,
С улыбкой занятие начать!
Воспитатель. А работать мы будем дружно, весело, задорно, себе на радость, а гостям в удовольствие. Сегодня я приглашаю вас на встречу с очаровательной красавицей. Ее имя вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Шагает красавица,
легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Весна)
Воспитатель. Да, это Весна. Дети, мне кажется, что Весна хочет к нам обратиться и прислала письмо по почте.
Письмо Весны
«Добрый день, дорогие дети старшей группы! Я - Весна. Очень надеюсь на вашу помощь. Я попала в беду: зимний ветер все тропы перепутал, и я не могу прийти к людям. Чтобы выручить меня, вам надо выполнить много задач от зимнего ветра. Помните, выполнить все задачи вы сможете, только если будете внимательны, сумеете говорить внятно, четко, ясно и правильно. Выполните все задачи, очень прошу вас поторопиться. Надеюсь на вас, друзья!»
Воспитатель. Я передаю вам задания от зимнего ветра.
1 задача
Воспитатель. Посмотрите на доску Дети, что это за человечки к нам пожаловали? (Звуковички) Каждый звук имеет свое название. Назовите? (твердый согласный, гласный звук, мягкий согласный).
(Дети называют гласные)
Дидактическая игра «Найди звук» (игра с мячом)
Воспитатель. Дети, я буду называть твердый согласный звук и бросать мяч кому-то из вас, а вы, поймав мяч, назовете мягкий согласный звук. С первой задачей вы справились хорошо, теперь вторая задача нас ждет.
2 задача. Звуковой анализ слова
Фишки вы в руки берите
И модели слов соберите,
Четко звуки говорите,
Какие звуки? Назовите!
Воспитатель. Дети, возьмите, пожалуйста, свои коробочки для звукового анализа и сделайте звуковой анализ слов: (дифференцированный подход)
Воспитатель. Весна, петух, олень.
- Каким звуком начинается слово весна? Назовите - второй. Какой он? (третий, четвертый, пятый звуки) (дети называют звуки и какой он - согласный или гласный). Выложите это слово звуковыми фишками. Сколько в этом слове звуков? Сколько гласных? согласных? Назовите все гласные (согласные) звуки в слове. Справились мы с вами и с третьим заданием, а теперь время немного отдохнуть.
Физкультминутка «Вот идет к нам весна»
Все вокруг оживает (дети встают из-за столов, потягиваются) :
Подснежники просыпаются,
Подснежники улыбаются (улыбнуться, потереть кулачками глаза,
Птички прилетают (помахать руками, как крыльями,
Дети выбегают (бег на месте,
На полянке играют (прыжки).
3 задача. Дидактическая игра «Составь предложение и запиши схему»
Воспитатель. - Какими словами можно рассказать о весне? (Хорошая, красивая, зеленая, свежая, цветущая, поющая.)
Надо о весне нам рассказать,
Предложения красивые будем составлять.
К примеру:
Наступила весна.
Весна - днем красна.
Весной ярко светит солнышко.
Весной прилетают птицы.
(Дети записывают на листах схемы предложений).
- Справились мы и с этой задачей, которую задал нам зимний ветер.
4 задача. Дидактическая игра «Живые звуки» (Работа в подгруппах)
Первые звуки определяйте
И слова новые составляйте!
( Картинки: мышь, ананас, кот - мак: курица, облако, заяц, автобус - коза: волк, ель, слон, нос, апельсин - весна).
5 задача
Воспитатель. - Как называются части слова? (Слоги) Какие звуки главные в слогах? С помощью чего мы можем определить, сколько в слове слогов? (хлопать в ладоши, шагами, прыжками, постучать).
Дидактическая игра «Сколько слогов в слове» (подснежник, солнце, птица, облако, подснежник, трава.)
Воспитатель. - Почему вы считаете, что в слове подснежник три слога? (солнце, птица, облако, подснежник, трава.)
Дидактическая игра «Составь слово из слогов»
Воспитатель. - Я называю слог, а вы дети подбираете слова по этим слогам.
МА -
РА -
КО -
6 задача. Игра «Лабиринт»
Воспитатель. Дети, быстро берите карандаши в руки и проведите Весну к нам. Справились мы со всеми задачами, которые задал нам зимний ветер, и Весне помогли.
Весна
Наконец я к вам пришла
И тепло всем принесла.
Вижу, вы меня ждали,
Я пришла к вам с теплом!
За помощь благодарна вам,
И подарки я раздам!
Итог занятия
Воспитатель. Дети, понравилось вам помогать весне? Какая задача больше всего понравилась? С выполнением каких задач у вас возникли трудности? Как вы думаете, кто был сегодня у нас на занятии самым умным? Давайте посмотрим в корзину. Там находятся подарки. Поблагодарим Весну.