Ольга Ларичева
Конспект занятия в старшей группе по «Художественно-эстетическому развитию»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Натюрморт с арбузом»
Цель: развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.
Задачи:
Образовательные
• познакомить с понятием «натюрморт», как жанром изобразительного искусства;
• систематизировать знания о живой и неживой природе, предметном мире;
• систематизировать знания о натюрморте посредством дидактической игры «Назови жанр»;
• формировать навыки изображения простого натюрморта в технике пастельной живописи на наждачной бумаге, посредством схемы-последовательности этапов работы.
Развивающая
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по „Художественно-эстетическому развитию“» размещена в разделах
• развивать наблюдательность, воображение и образное мышление.
Воспитательная
• воспитывать интерес к ценностному восприятию разнообразных эстетических объектов и произведений искусства.
Оборудование и материалы:
репродукции художников в жанре натюрморт;
оборудование для показа презентации (настенный монитор, видеоприставка);
презентация «Натюрморт» на USB – флешносителе;
дидактическая игра «Назови жанр»;
пастельные мелки, наждачная бумага формата А4, салфетка.
Предварительная работа:
Рассматривание репродукций разных художников в жанре натюрморт на мини-выставке в группе в центре художественного творчества.
Планируемые результаты:
- дети проявляют интерес к пониманию и осмыслению произведений искусства в жанре натюрморт;
- знают, что картина, на которой изображена неживая природа, называется натюрморт;
- могут различать объекты живой и неживой природы;
- способны отличать картины в жанре натюрморт от картин в других жанрах;
- умеют изображать простой натюрморт в технике пастельной живописи на наждачной бумаге, используя предлагаемый алгоритм;
- проявляют такие качества, как наблюдательность, воображение, домысливание художественного образа.
Форма организации детей: подгрупповая
Формы организации совместной деятельности педагога с детьми
в процессе занятия
Вид детской деятельности, организуемой в ходе занятия
Формы и методы организации указанного вида деятельности
Игровая Мативационный момент - приглашение на выставку «Вкусные картины»
Дидактическая игра «Назови жанр»
Коммуникативная Диалог: вопрос - ответ
Продуктивная Изображение натюрморта в пастельной технике на наждачной бумаге
Двигательная Динамическая пауза «Радуга»
Ход занятия
Этапы занятия Содержание занятия
Мотивация Перед входом в изостудию педагог обращает внимание детей на плакат с названием выставки «Вкусные картины» и задает вопрос:
- Как вы думаете, почему так называется выставка?
После ответов детей приглашает на выставку картин в изостудию (репродукции картин размещены на магнитной доске и на мониторе
2 слайд)
Педагог предлагает назвать, что изображено на этих картинах, и еще раз ответить на вопрос:
- Почему выставка называется «Вкусные картины»?
Предполагаемые ответы детей:
- Художники так изобразили фрукты и овощи, что хочется понюхать их или съесть.
Педагог обобщает ответы детей и подводит их к названию изображаемого жанра - натюрморт. Натюрморт - в переводе с французского языка означает «неживая природа».
Задает вопросы детям:
- Что такое живая природа? (предполагаемые ответы детей). Все, что рождается, растет, приносит потомство и умирает - это живая природа;
- Что такое неживая природа? (ответы детей). Предметы, посуда, собранные фрукты и овощи, срезанные цветы;
- Зачем художники написали все эти картины? (предполагаемые ответы детей)
- Хотите больше узнать о «вкусных картинах»?
Включение нового в систему знаний ребенка Педагог рассказывает о том, что многие художники захотели показать красоту разных предметов в своих произведениях, используя разнообразные художественные материалы 3, 4, 5 слайд (краски, простой карандаш, пастель). Ведь картина – это рассказ, из которого мы можем узнать много интересного.
6 слайд
Педагог предлагает научиться читать натюрморт этого художника и задает наводящие вопросы.
- Что мы здесь видим?
- Откуда принесли эти продукты?
- Какие блюда хозяюшка может приготовить из этих продуктов?
- Это будет завтрак, обед или ужин?
- Сколько человек будет за столом?
- Вот, сколько интересного рассказал нам художник.
Динамическая пауза 7 слайд
Прежде чем продолжать рассматривать другие натюрморты, педагог предлагает детям немного подвигаться и порадоваться красотой всего, что нас окружает. Педагог проводит с детьми физкультминутку «Радуга».
Гляньте: радуга над нами,
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Над деревьями,
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
Домами,
Руки сложены над головой крышей.
И над морем, над волной,
Нарисовать волну рукой.
И немножко надо мной.
Дотронуться до головы.
Повторение и закрепление Педагог предлагает продолжить учиться читать по картине рассказ художника.
8 слайд
- Какое время года изобразил художник?
- Пасмурный или солнечный день видно за окном?
- Ветрено или тихо на улице?
- По каким деталям это можно определить?
9 слайд
- О каком времени года рассказывает художник?
- О каком времени суток?
- На каком этаже живут хозяева этих предметов?
- К какому празднику здесь готовятся и как?
- По каким деталям натюрморта это можно понять?
10 слайд
- В какое время года художник изобразил этот натюрморт?
- Эти предметы находятся в старом или в новом доме?
- Зачем здесь лежит коробка со спичками?
- По каким деталям натюрморта это можно определить?
Педагог говорит об окончании экскурсии и обобщает ответы детей.
Развивающее задание Педагог предлагает поиграть в игру «Назови жанр». Объясняет правила игры:
- Я вам буду показывать поочередно репродукции картин художников с изображением разных жанров изобразительного искусства. Если я покажу натюрморт, то вы все вместе об этом скажете. Если я покажу пейзаж или портрет, то вы тихо-тихо сидите и молчите.
Проводится игра и педагог поощряет правильные ответы.
Продуктивная деятельность 11 слайд
Педагог вместе с детьми вспоминает, что мы тоже художники, и предлагает нарисовать свою «историю» о вкусном и сочном арбузе пастельными мелками и на необычной бумаге.
Педагог предлагает пощупать наждачную бумагу и поясняет, что такая бумага подходит для работы пастелью, показывает приемы изображения разрезанного арбуза с ломтиком по этапам.
12 слайд
Рефлексия По окончании практической работы дети рассказывают свою «вкусную историю» «Натюрморта с арбузом».