Гузель Абдрахимова
Конспект занятия в старшей группе по формированию звуко-произносительной стороны речи «Звук [н’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе по формированию звуко-произносительной стороны речи. Тема: "Звук Нь"
Провела учитель – логопед: Абдрахимова Г. Т.
Коррекционно-образовательные задачи:
учить детей характеризовать звук [н’] по артикуляционным и акустическим признакам;
формировать умение выделять звук [н’] из слоговых рядов и из состава слов;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по формированию звуко-произносительной стороны речи „Звук [н’]“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
продолжать обучать детей звуковому анализу и синтезу; учить детей составлять звуковые схемы и анализировать их;
дать понятие «согласные звуки»; продолжать учить определять первый и последний звук в слове; развивать просодическую сторону речи
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать фонематическое восприятие;
развивать артикуляционную и мелкую моторику;
развивать психические процессы: зрительную, слуховую память и внимание.
Коррекционно-воспитательные задачи:
воспитывать дисциплинированность, умение слушать педагога и ответы других детей, воспитывать внимательное отношение друг к другу.
Оборудование: предметные картинки (нитки, носки, олень, Незнайка, тюлень, лимон, конь, слон, небо, неваляшка, книга, дыня, коньки, огонь, тельняшка, синица, зонт, будильник, линейка, олень, нитки, коньки, книга, дыня, чайник, конь, наборы для составления схем, зеркала, 3 куклы - неваляшки
Ход.
1. Организационный момент.
Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними (дети здороваются)
• Эмоциональный настрой.
Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей (улыбаются гостям). Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях.
Начнем наше занятие с самомассажа
• Логопедический самомассаж лица.
Ручки разминаем, растираем, согреваем (сжимаем, разжимаем кулачки, потирание ладоней, хлопки).
И лицо ладошками нежно умываем (круговые движения в разные стороны вокруг глазниц руками по лицу).
Грабельки сгребают, все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).
Ушки вниз подёргаем быстро, быстро, быстро (оттягив. ушек вниз)
Побежим от носа пальцами мы к ушкам (стучащими движениями перебегают от носа к ушам по массажным линиям)
Их вперёд сгибаем, мягко растираем (сгибание ушных раковин и их растирание)
Гладим щё чки по дорожкам: вверх, вверх, вверх (гладят пальцами от носа, от уголков губ, от середины подбородка по массажным линиям вверх к вискам)
Вверх натягиваем бровки: вверх, вверх, вверх (пальцами натягиваем кожу лба от середины бровей к волосам вверх 3 раза)
А теперь погладим губки: раз, два, три (гладят губы от середины к сторонам)
А ещё помнём мы губки по-смо-три! (растирают губы от середины к
сторонам)
Подбородок мы пощиплем, по дорожкам пробежим (пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам).
А теперь погладим шейку и на место свое пойдем (Медленно гладят шею сверху - вниз)
- Сядет на место тот, кто назовет слово на звук Н
(Садятся на свои места)
Сообщение темы.
- Послушайте внимательно слова, которые я сейчас назову: нитки, олень, неваляшка, конь, дыня, небо, книга. Какие звуки чаще всего повторялись в словах? (Звук [н’]).
- Сегодня на занятии мы будем произносить звуки [н’] и искать слова, в которых эти звуки встречаются.
2. Основная часть.
- Послушайте загадку.
Не заставишь лежа спать.
Лишь уложишь - хочет встать.
Поупрямее барашка
Эта кукла-. (неваляшка)
- Ребята, к нам в гости пришли наши звуковые неваляшки. Они узнали, что мы будем знакомиться со звуком [н’]. Они захотели узнать, что это за звуки. А зовут наших гостей Нина и Аня. Как вы думаете, почему они хотят узнать именно об этих звуках? (В их именах есть звуки [н’].)
Произнесение, характеристика звуков [н’].
- Правильно молодцы. Давайте сначала познакомимся со звуком, который любит Нина и Аня.
- Посмотрите все в зеркало и произнесите звук Нь. А что делают наши губки, когда мы произносим звук Нь? (губки раскрыты). Правильно.
- А что делает наш язычок? (кончик языка упирается в нижние зубы)
- Звук Нь гласный или согласный? (есть преграда, поэтому согласный)
- Твердый или мягкий? Мягкий, потому что спинка языка поднята. Как обозначается звук Нь? (зеленой фишкой)
- Звук Нь звонкий или глухой? Проверьте. (Правильно, горлышко дрожит, колокольчик звенит, значит это звук звонкий.)
А, еще это звук, какой? (Согласный)
Звук [н’] – согласный, мягкий, звонкий, носовой. Обозначаем зеленым цветом. И живет в зеленом домике.
Игра: «Самый внимательный»
Послушай и повтори.
Логопед произносит ряд слогов, закрывая лицо экраном. Дети повторяют ряды слогов (ня-ни-ню, ни-не-нё и т. д.).
«Доскажи словечко» (по картинкам).
Онь-онь-онь - зажигай … огонь.
Ню-ню-ню - сена дам … коню.
Назовите слова, в которых есть звук Нь.
(выкладываем картинки, дети называют)
Игра «Сигнальщики»
Теперь мы с вами будем ловить звуки Нь. Как только вы услышите звук Нь, хлопаете в ладоши.
Н-нь-нь-н-нь-н-н
А теперь в слогах - на-ня-но-ни-ню-ну
А теперь в словах - Нога-снег-гном-небо-слон
Физкультминутка.
Отдых нам - физкультминутка,
Занимай свои места.
(встать прямо, руки на поясе).
Раз - присели, два - привстали,
Сели - встали, сели - встали,
Неваляшкой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Словно мой упругий мяч
(движения по тексту).
Игра «Подарим картинки Нине».
У Нины сегодня именины. Давайте подарим им красивые картинки - подарки. Дарить будем только те, где есть звук Нь. Звук Нь прячется в словах, нам надо найти место звука в слове.
Выделение звуков [н], [нь] из состава слова. (небо, синица, олень)
Миша назови слово так, чтобы мы услышали звук Нь.
- А теперь найдем место звука в слове. Посмотрите на картинки и скажите, где
спрятался звук Нь в вашем слове (в начале, в середине или в конце слова).
- Покажите на карточках место звука в слове. А я пройду посмотрю, как вы выполняете задание.
- Вы правильно выполнили задание. Нина очень довольна. Продолжаем играть со звуками.
А как вы думаете, с какими звуками дружат звук [н’]? (с гласными звуками)
Поиграем с Аней.
(Повторение с детьми гласных звуков и схемы гласных звуков по Ткаченко)
- Сколько гласных звуков вы знаете?
- Какие гласные звуки вы знаете? Сколько их?
Игра с мячом: «Какой гласный звук спрятался в слове»
Произношение чистоговорки.
Няня нянчит Надю с Ниной.
- Садитесь на свои места.
Приготовьте звуковые фишки и карточки.
Я произношу слоги, а вы выкладываете из звуковых фишек эти слоги и повторяете, что у вас получилось. - Как выкладываем фишки? (слева направо от красной линии)
На доске будет выкладывать Ульяна. Слушайте внимательно и запоминайте, что я сказала. НИ.
Самир, повтори. Миша, повтори еще раз. Сколько я сказала звуков? Два. Какой первый? (звук Н)
Какой положим квадратик? (Зеленый. Согласные мягкие звуки обозначаем зеленой фишкой).
Какой второй звук? (звук И)
Какой квадратик положим (Красный. Гласные звуки обозначаем красными фишками). Положите нужные квадратики.
Арина, назови первый звук. Ангелина, назови второй, Аня, назови звуки вместе, что получилось.
3. Итог занятия.
С каким звуком мы сегодня познакомились? Звук «Нь» какой? (согласный, звонкий, мягкий) С какими гласными дружит звук «Нь» (А, О, Ы, У, Э)
- Какие еще согласные звуки вы помните?
Ребята, неваляшкам и мне очень понравилось, как вы работали. Молодцы, все справились с заданием.