Алина Мастерова
Конспект занятия на логопункте в старшей группе «Путешествие в страну Шипелку»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности
учителя-логопеда Мастеровой Алины Рифоны
Нефтеюганского районного муниципального
дошкольного образовательного бюджетного учреждения
Детский сад комбинированного вида «Капелька»
Тема: «Путешествие в страну Шипелку»
Группа : подготовительная к школе группа
Количество детей – 6 человек
Продолжительность: 30 минут
Место проведения: музыкальный зал
Образовательная область: Речевая
Цель. Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, в предложениях.
Публикация «Конспект занятия на логопункте в старшей группе „Путешествие в страну Шипелку“» размещена в разделах
Образовательные задачи. Учить определять наличие звука в словах. Закрепить навыки правильного произнесения звука Ш в слогах, словах, предложениях. Способствовать развитию фонематического слуха. Способствовать развитию восприятия, внимания, мышления, памяти. Активизировать словарный запас;
Развивающие задачи. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление. Развитие связной речи. Развитие общей моторики.
Воспитательные задачи. Воспитывать любознательность, заинтересованность, инициативность, самостоятельность. Поддерживать интерес к занятиям.
Материал и оборудование.
Материал: мольберт, карточки со схемами, столы с подсветкой для песочной терапии, мяч, кубик большой для игры «Посчитай сколько», игрушка Царевна Лягушка со стрелой и короной, письмо, влажные салфетки.
ТСО: проектор, видеосюжеты из мультфильмов «Трое из Простоквашино», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Красная Шапочка и серый волк», «Маша и медведь», аудиозаписи отрывков музыкальных произведений.
Предварительная работа: просмотр мультфильмов «Крокодил Гена и Чебурашка», «Красная шапочка и серый волк», «Маша и медведь», «Трое из Простоквашино».
Методы и приемы:
Беседа, разучивание комплекса логоритмической гимнастики «Автобус», артикуляционной гимнастики для шипящих звуков.
Планируемый результат: автоматизация поставленных звуков в словах, словах и предложениях.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Ритуал приветствия.
Дети входят в зал и строятся в круг.
Логопед. Не толкайтесь, не ленитесь!
В круг скорее становитесь!
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг!
Крепче за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
Логопед. Ребята, улыбнитесь друг другу! И нашим гостям!
Сегодня на занятии мы отправимся в страну Шипелку. Там живут сказочные герои, в названии которых есть звук Ш. А добираться до нее мы будем на автобусе.
Дети идут по кругу и выполняют движения логопедической ритмики под песню «Автобус».
Дети садятся на стулья перед экраном.
Логопед. Ребята, сделаем гимнастику для звука Ш.
Губки улыбаются,
Зарядка начинается!
2. Артикуляционная гимнастика с элементами логопедической ритмики «Гномики».
3. Характеристика звука Ш.
( Дети называют: звук Ш гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой.)
Логопед. Что делают наши губы, когда произносим этот звук? (Вытягиваются трубочкой). Где находится язычок? Какой он узкий или широкий? (Язычок широкий, «чашечкой»). Как мы произносим звук Ш с голосом или без голоса? Он звучит твердо или мягко? Гласный или согласный звук?
Слышится плач. На экране появляется Чебурашка.
Логопед. Ребята, вы слышите, кто –то плачет. Это Чебурашка!
Чебурашка. Здравствуйте, ребята, в нашей стране Шипелке случилась беда! Старуха Шапокляк забрала из наших имен главный звук Ш. И теперь они звучат неправильно. Ребята, помогите нам вернуть звук Ш.
Логопед. Ребята, поможем?
Дети. Да!
4. Игра на внимание и слуховую память.
Ша-ша-ша – начинается игра!
Чебурашка. Я прошу со слогом ша,
Мне сейчас назвать слова!
Дети. Шахта, шапка, шампунь…
Логопед. Продолжаем мы игру,
Где слова со слогом ШУ.
Дети. Шуба, шутка, шутник и т. д.
Логопед. Молодцы, ребята, вы правильно выполнили задание. А значит вернули звук Ш Чебурашки. Ребята, посмотрите на экран. Компас нам укажет дорогу дальше. Мы пойдем к Красной Шапочке через болото – шлёп-шлёп-шлёп!
5. Развитие слоговой структуры.
Упражнение «Посчитай слоги».
Красная Шапочка. Ребята, посмотрите на экран, там будут появляться картинки, а вы проговорите слова, сосчитайте слоги и нарисуйте круги на песке.
Гармошка, ромашка, мышка, вишня и т. д.
Логопед. Ребята, вы правильно выполнили задание помогли Красной Шапочке вернуть в ее имя звук Ш.
Логопед. Ребята, продолжаем наше путешествие! Мы пойдем к Царевне Лягушке, там шумят камыши – ш-ш-ш! Дети идут по кругу с поднятыми вверх руками, четко произнося «ш-ш-ш».
На столе сидит Царевна Лягушка с письмом.
«Здравствуйте, ребята, выполните задание и верните мне звук Ш». Правильно назовите, сколько предметов изображено на сторонах кубика.
6. Соотнесение существительных с числительным.
Игра с кубиком «Посчитай сколько».
Под музыку дети передают друг другу кубик, на котором изображены картинки с цифрами. Ребенок, на котором остановилась музыка, бросает кубик в середину круга и правильно соотносит существительное с числительным. 6 кувшинов, 5 лошадей и т. д.
Логопед. Ребята, продолжаем наше путешествие! Мы пойдем к Шарику через лес, там шумят летучие мыши – разгоните их кыш-кыш-кыш! Дети идут по кругу, машут перед собой руками, четко произнося «кыш-кыш-кыш».
Шарик. Ребята, я очень люблю фотографировать. Однажды в лесу я сфотографировал животных, но они такие непоседливые, что мне удалось сфотографировать только часть тела. Назовите правильно к кому принадлежит та или иная часть тела».
7. Определение принадлежности предметов.
Игра «Чей, чья?».
Дети строятся в круг. Бросаю мяч ребенку, называю грива лошади и задаю вопрос чья грива?
(Хвост мыши, клюв кукушки, лапу кошки, голову черепашки, глаза лягушки, голова мартышки.)
Логопед. Ребята, мы и Шарику помогли, вернули ему звук Ш! Но нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь в автобус.
Дети идут по кругу и выполняют комплекс логопедической ритмики «Автобус»
Итог занятия.
Логопед. Ребята, мы снова в детском саду. Вам понравилось путешествовать? Скажите, какой звук Старуха Шапокляк забрала у жителей страны Шипелки. Какой это звук? Гласный или согласный? Каких сказочных героев мы спасли?
Какие задания Вам показались трудными, какие легкими?
Жители сказочной страны Шипелка благодарят вас за то, что вы помогли им вернуть звук Ш. Они передали Вам раскраски!
Дети получают в подарок от жителей страны Шипелка раскраски.
Список использованной литературы:
1. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. - Учим ребенка говорить и читать. I период обучения
2. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. : Учим ребенка говорить и читать. III период обучения.
3. В. В. Коноваленко С. В. Коноваленко "Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН".