Надежда Байкалова
Конспект занятия в старшей группе «Морское путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе «Морское путешествие»
Подготовила воспитатель Байкалова Н. В.
МБДОУ № 63 г. Красноярск
Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Морское путешествие“» размещена в разделах
Задачи: Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза, осьминог, морской конек) : их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей. Активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнать о морских обитателях, развивать любознательность детей.
Раздаточный материал. Разрезанные картинки
1. Ход занятия :
Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки? (ответы) И я тоже люблю отгадывать загадки, а больше всего, я люблю их загадывать. И сегодня я вам загадаю очень много загадок! Начнем?
В нем соленая вода,
Ходят по нему суда.
Летом взрослые и дети
Ездят отдыхать туда. Что это? Дети (Море)
Правильно море! Поднимите руки, кто был на море. Какая вода в море? (соленая, теплая, прозрачная) А в реках и озерах вода какая? (пресная) Как вы думаете, без воды человек сможет прожить? (ответы детей) Нет конечно, человек ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает, убирает свое жилище. Людям требуется много воды. - Вода очень нужна растениям, животным, рыбам – всему живому на Земле! - А что будет, если на Земле не будет воды? Морей, рек, озер? (ответы детей) Погибнет все живое вокруг и погибнем и мы.
А я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в царство подводного мира, и превратиться в исследователей, вместе изучить этот загадочный подводный мир. Вы согласны? Вы, желаете заглянуть в необычный подводный мир? (ответы детей) Тогда закрывайте глаза. И слушайте…
1 слайд звук моря
Вот мы и на море! А что это лежит? (коробка, а в ней записка)
«Мы, жители волшебного подводного царства. Просим о помощи. Нас заколдовала морская ведьма, и теперь нас никто не видит. Волшебные чары можно расколдовать, разгадав все загадки»
Ребята, поможем жителям подводного царства? Для этого нам нужно отправиться на морское дно, в волшебное путешествие по морскому царству!
2. Основная часть.
1,2,3,4 слайд. Вот, мы и на морском дне. Море огромное, море прекрасное, море синее. Оно восхищает и удивляет. На морском дне растут целые заросли водорослей, есть красивые, разноцветные камни и моллюски с волшебными раковинами. Вы готовы выполнять задания, чтобы помочь морским обитателям?
Каким бывает море? (тихое, спокойное, холодное, теплое, прозрачное, штормовое, бурлящее)
Как вы думаете, море – это только вода, только песок, только камни? Или кто-то живет в морской пучине? (Дети перечисляют морских жителей).
Отгадайте загадку: Крылья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь (рыба)
А как приспособлено тело рыбы к жизни под водой (строение рыбы? (ответы детей)
5 слайд. Воспитатель показывает картины со схемами строения рыбы: -Перечислим элементы ее строения: хвост, плавники, туловище, голова. - А чего у рыбы нет? (Шеи). - Каких морских обитателей вы знаете (ответы детей)
6 Слайд. Это самый крупный зверь, словно лайнер многотонный. А питается — поверь! — Только мелочью — планктоном. Проплывает тут и там по арктическим морям. (Кит)
Это самое большое животное в мире. Многие думают, что это рыба, хотя на самом деле - нет. Оно кормит своих детенышей молоком. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик воды. В сказках про него говорят: «чудо-юдо».
7 слайд. На лошадку так похожа, А живет-то в море тоже. Вот так рыбка! Скок да скок — Прыгает морской… (конек). Морской конек - небольшая рыба одна из самых необычных существ на свете. Необычная форма тела этого животного напоминает шахматную фигурку коня.
8 слайд Симпатичный он на вид, хоть бывает ядовит! У моллюска – восемь ног. То придонный… (Осьминог). Правильно, осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. Осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь.
9 слайд. Эта рыба — хищник злой, Всех проглотит с головой. Зубы показав, зевнула И ушла на дно… (акула). Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них - в шесть рядов, и острые, как пила. Кожа этих рыб покрыта чешуей и острыми шипами, поэтому даже легкое прикосновение к ним наносит серьезные раны.
10 слайд И на суше, и в воде — Носит дом с собой везде. Путешествует без страха В этом доме… (черепаха). Это - самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде они очень подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-медленно.
11 слайд. Ты уже, дружок, конечно, Что-то слышал обо мне: Я всегда пятиконечна И живу на самом дне. (Морская звезда). Эти животные - хищники. Питаются звезды моллюсками. Они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью ножек с присосками, ряды которых находятся на нижней стороне лучей.
12 слайд. Плавает прозрачный зонтик. «Обожгу! — грозит. — Не троньте!» Лапки у нее и пузо. Как зовут ее? (Медуза) Медузы бывают круглыми, как шар, плоскими, как тарелка, вытянутыми наподобие прозрачного дирижабля. Все медузы ядовиты.
13 слайд. Настоящий он циркач — Носом отбивает мяч. Знают и француз, и финн: Любит поиграть… (дельфин)
Правильно! А как мы можем назвать их всех вместе? Если дети затрудняются, то воспитатель, с помощью наводящих вопросов, выясняет, где они живут, обитают. Они обитают в море. Значит, они морские обитатели. - Молодцы, с этим заданием справились. Вот мы и расколдовали всех животных. Предлагаю немного подвигаться.
14 слайд Физ. минутка (крабика)
Воспитатель: Молодцы! А впереди у нас - новые приключения. Наше путешествие продолжается.
15, 16 слайд. В подводном мире живут самые разные животные и рыбы. -А вы знаете кто еще живет на дне морском? - (ответы детей)- растения. Воспитатель: Да, разные растения: Водоросли - это водные растения. Они растут на самом дне, как трава на земле. Колышутся водоросли под водой, создают уютные места обитания для рыб и животных морей. Они выделяют много кислорода, которым дышат обитатели морей и океанов. Морские водоросли — это также основной источник пищи для них. - А какие здесь красивые кораллы. На что они похожи? Дети: На деревья, на цветы, кустарники.
17 слайд. Ребята, посмотрите внимательно на картинку и скажите: «Где у нас находится морской конек? (Между медузой и морской черепахой, в центре). С какой стороны находится медуза? (ответы). А с какой черепаха? А кто спрятался в левом нижнем углу? (морская звезда). Кто спрятался в правом нижнем углу? (осьминог). Скажите, где у нас на картинке дельфины? (ответы детей)
Молодцы!
И еще что -то лежит на дне коробки. Посмотрите, а вот еще задание. (Разрезанные картинки). Надо сложить все части и посмотреть, что же получиться. (Работа в подгруппах)
Воспитатель: Ребята вы большие молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Так много узнали нового. Вам понравилось? Мы замечательно погуляли по морскому дну и увидели много красивых рыб! Но нам, ребята пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова:
Мы покружимся немножко и похлопаем в ладошки раз, два, три в детский сад всех нас верни!
Вот мы с вами и в детском саду!
Итог: Давайте вспомним, где мы с вами были сегодня? Кого мы там встретили? Что больше всего вам понравилось? С какими морскими обитателями мы сегодня с вами познакомились? (ответы детей). Что вам запомнилось больше всего? (ответы детей). Хотели бы вы еще продолжать знакомиться с обитателями моря? (ответы детей). Какое задание было самым трудным?