Анна Маханова
Открытое музыкальное занятие в старшей группе «Морское путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкального занятия в старшей группе «Морское путешествие»
Цель: дать представление детям о море, разных его состояниях, обитателях с помощьюмузыкальных, изобразительных и ритмических средств.
Публикация «Открытое музыкальное занятие в старшей группе „Морское путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Программные задачи: учить детей высказывать свое мнение омузыкальном произведении, отвечая на вопрос «О чем рассказываетмузыка и как?». Работать над расширением диапазона голоса, следить за чистотой интонации. Развивать творческую активность детей. Закреплять умение самостоятельно начинать движения после вступления, менять их со сменой частей имузыкальных фраз, выразительно выполнять движения с ленточками. Закреплять умение передавать в движении характерные черты образов.
Воспитывать любовь к природе желание ее защищать.
Ход занятия:
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам назанятие пришли гости, давайте поприветствуем их (здороваются).
Ребята, я хочу узнать с каким настроением вы пришли намузыкальное занятие. Если оно у вас хорошее – поднимите руки вверх и помашите ими.
МР: Ребята, что вы услышали когда зашли в музыкальный зал? Что за звуки? Что они вам напомнили? (Шум моря ) А что такое море? (Вода.) Посмотрите, ребята, на глобус. Обратите внимание, какого цвета больше, синего и голубого – водного пространства, или коричневого, желтого, зеленого – суши. Конечно, на нашей планете Земля большую ее часть занимают моря и океаны.
Наш город, в котором мы живем, стоит на берегу моря .Как называется море? И, конечно, мы все бывали на море. Скажите, какое бывает море, всегда одинаковое – спокойное, или разное (Ответ.)
Да, море может быть разным, когда оно спокойное, тихое, ласковое, такое его состояние называют штилем. Когда на море дует легкий ветер и по воде бегут белые волны, такое его состояние называют бризом. А вот в плохую, ветреную, дождливую погоду, море становится неспокойным, огромные волны набегают одна на другую, и с сильным грохотом обрушиваются на берег. Это шторм. В это время нельзя находиться на море, это очень опасно. Во время таких штормов могут погибнуть даже большие судоходные корабли.
А вы знаете, что с помощью музыки можно рисовать картины. Без кисти, красок и слов, только звуками можно передать красоту, характер, настроение.
Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал музыку к былинной сказке «Садко». Послушайте отрывок из этого музыкального произведения, который называется «Подводное царство» и скажите, какое настроение и какой характер у этого произведения, какое море изобразил композитор?
Звучит «Подводное царство» из «Садко» Н. Римского-Корсакова
Спокойное, тихое, светлое. Это состояние называется штиль. Каким цветом можно изобразить это произведение? Нежно голубым, бирюзовым.
Найдите и прикрепите карточки с соответствующими цветами к картинке с изображением штиля.
Сейчас мы послушаем еще одно музыкальное произведение композитора Андрея Петрова «Море и румба», послушав его, вы расскажите мне, какое же море изобразил композитор в своей музыке, характер, настроение, каким цветом можно изобразить это произведение. Звучит «Море и румба» . Море в этой музыке и взволнованное и спокойное. Каким цветом можно изобразить это произведение? Насыщенным синим, зеленым, с белыми барашками волн.
Найдите и прикрепите карточки с соответствующими цветами к картинке с изображением бриза.
Послушайте еще один отрывок из музыкального произведения «Садко» композитора Николай Андреевич Римского-Корсакова, который называется «Море» и скажите какое настроение и какой характер у этого произведения, какое море изобразил композитор?
Звучит «Море» из «Садко» Н. Римского-Корсакова
Какое же море изобразил в своей музыке Н. А. Римский-Корсаков?
Дети. Мрачное, бушующее, штормовое, взволнованное.
М. Р. Каким цветом можно изобразить это море?
Дети. Темными, холодными цветами…
Найдите и прикрепите карточки с соответствующими цветами к картинке с изображением шторма.
Ребята, я предлагаю отправиться вморское путешествие на паруснике . Давайте выберем под какую музыку мы отправимся? По какому морю? Под спокойную под музыку Николая Андреевича Римского-Корсакова «Подводное царство».
Но прежде чем мы начнем нашепутешествие, нам нужно с вами развернуть паруса, чтобы ветер смог их надуть.
Дыхательная гимнастика:
Дети делают вдох, затем продолжительный выдох(3-4раза).
Фонограмма звуков морских волн, крик чаек, дельфинов.
Музыкальный руководитель: Ребята, море приветствует нас. Я предлагаю и нам поприветствовать море.
Музыкальная разминка с элементами дыхательной гимнастики
«Здравствуй море!»
Здравствуй, здравствуй, море! (дети стоят в кругу)
Большое вот такое. (разводят руками в стороны.)
Наберегу песок шуршит, (произносят звук ш-ш-ш.)
Чайка над волной кружит. (машем руками, изображая крылья.)
Рыбки плавают, снуют (ладошками, сложенными перед собой)
В глубине морской.
Только ветер чуть подует. (дуем.)
На море волна пойдёт. (выполняем волнообразные движения руками.)
И станет глубина морская и темна, и холодна.
И распустят корабли (поднимаем руки вверх, опускаем)
Паруса свои. (через стороны вниз)
Вот какое море, красивое, большое. (Разводим руками в стороны)
Очень долго плыли мы на паруснике, устали наши ножки от морской качки, давайте выйдем на берег.
Ребята, посмотрите, что я нашла на берегу? Вот камушки. Потрогайте, какие они гладкие. А знаете, почему?
Дети:Потому что вода долго их гладила.
А теперь возьмите по два камушка, давайте поиграем!
Ритмическая речевая игра «Тук, тук, камушки»
Ребята, вы уже говорили, что волны бывают маленькие и большие. Какими звуками можно изобразить маленькие волны?
Дети. На звук «Ш»
М. Р. А как вы думаете, как графически можно изобразить маленькие волны? (рисую на листе, дети в воздухе)
А большие?
Дети. На звук «У».
М. Р. А графически? (Рисую на листе, дети в воздухе).
Как вы думаете, есть ли волны на море, когда штиль? Нет, прикрепляется карточка с полосой, бриз? Да, маленькие или большие- маленькие. Шторм- большие.
Звучит мелодия песни «Морская песня»
Внимательно послушайте мелодию. В этой песне композитор показал большие и маленькие волны. Мы с вами изобразили волны графически и будем петь сейчас по этим графикам. Вспомним 1 фразу «У моря, у моря, у моря музыка своя (ведем руками по графику и поем) и 2 фраза повторяется (исполнение). Куплет мечтательно, ласково, припев энергично, мужественно, храбро.
М. Р. Молодцы ребята, мне очень понравилось ваше исполнение, вы показали в своей песне, что море бывает разное и спокойное и взволнованное.
М. Р. :Море всегда производило на людей большое впечатление своим могуществом, бескрайностью и красотою. А в чем заключается его красота - видели не только поэты, композиторы, но и художники. Они писали настоящие морские пейзажи, которые правильно называются «Марины», а художники рисующие море – «маринистами».
Давайте нарисуем море. Но рисовать мы его будем по-особенному.
3 мольберта, 3 листа а3, 3 разных моря
Рефлексия.
Ну, вот наше занятие подошло к концу. Я благодарю вас за то, что вы были такими активными, весёлыми и любознательными. А вам понравилось наше путешествие? Расскажите, что вы видели и слышали. А что вам понравилось больше всего? А что было самое сложное для вас? Очень хорошо, ребята. Я рада, что наше путешествие вам понравилось. А теперь давайте попрощаемся по музыкальному:
До свиданья, ребята.
Под песню «Морская»дети уходят из зала.