Ксения Кузьмичева
Конспект занятия развитию речи «Деревья-не только украшения земли» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ДЕРЕВЬЯ - НЕ ТОЛЬКО УКРАШЕНИЯ ЗЕМЛИ. (РАЗВИТИЕ РЕЧИ) НА ТЕМУ: «ДЕРЕВО»
Подготовила воспитатель: Кузьмичёва Ксения Игоревна. МАДОУ ЦРР Д\с №17
Публикация «Конспект занятия развитию речи „Деревья-не только украшения земли“ в старшей группе» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цели: закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; Учить детей относить конкретное дерево в той или иной разновидности леса (осину в Осинники, ель - до ельник и т. д.).Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызвать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.
Ход занятия.
На доске картинки с изображением деревьев.
Что на картинках? (деревья)
Вокруг себя вы повернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в могучие дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва-едва раскачивает большие дубы. А сейчас превратитесь в тонкие березки. Березы раскачивает даже легкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими.
Представьте, дети, что мы в лесу. Покажите, какие там большие деревья.
(дети поднимают руки)
Подул теплый ветерок, зашелестели листья.
(дети быстро-быстро шевелят пальчиками)
Подул холодный ветер, закачались сосны.
(дети покачиваются и машут руками)
Ветер затих -не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.
(дети расслабляются)
- Ребятя, а сейчас хотите послушать сказку о деревьях?
"Жили - были деревья - подружки :
Елка - Зеленушка.
Береза - Веселушка.
Рябина - Краснощечка.
Сосна - Стройнушка.
- Ребятя, а сейчас хотите послушать сказку о деревьях?
"Жили - были деревья - подружки :
Елка - Зеленушка.
Береза - Веселушка.
Рябина - Краснощечка.
Сосна - Стройнушка.
Они жили дружно, но однажды они заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи :
Елка - Зеленушка : "Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иглы свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня водят хороводы. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты. Вот как: я гораздо лучше и нужнее вас всех.
Сосна - Стройнушка : "Что бы вы там ни говорили, это я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иглы длиннее чем у ели. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево.
Рябина - Краснощечка : "Хвалитесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройнее и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, кисти моих ягод видно издалека, а в них много витаминов. Сколько птиц я спасаю зимой от голода! И люди не прочь полакомиться ими. Так вот!
Береза - Веселушка : "А о ком стихи и песни составляют? Такие, например: "Белая береза под моим окном. " Как звучит! И ствол у меня белый, не то чтоб у вас! А почками моими можно от простуды вылечить, настоем натирать суставы чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я королева! "
Что произошло дальше мы узнаем позже…
Ребята скажите, пожалуйста, что нужно для роста и жизни наших деревьев?
1) Солнце - источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листочки в зеленый цвет. Находиться В них особая «пища» для дерева (зернышки хлорофилла, которые делают письмо зеленым). Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница, другие могут расти и в тени (ель, липа). Когда осенью световой день становится короче, деревья получают сигнал - надо готовиться к зиме.
2) Солнце источник тепла. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начало появления листьев (набухание почек весной)
3) Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, кроме дождей бывают и другие виды осадков: дождь, снег, роса, иней, град. Снег покрывает корни, словно теплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.
4) Деревья, как и люди должны дышать. Растениям как и нам нужен чистый воздух. От грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, поэтому их называют " Лёгкими планеты".
5) Ветер - переносит пыльцу растений (ели, сосны, а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).
6) Птицы - в жизни различных деревьев играют разную роль. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.
7) Пчелы, шмели, бабочки и другие насекомые пьют сок - нектар из цветков и опыляют их.
8) Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.
А скажите, пожалуйста,чем отличается береза от осины (показываем картинки)
- У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.
- Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?
- белоствольная береза.
- Береза - единственное в мире дерево с белой корой.
- Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).
- Оказывается, береза через них дышит, и называются они Чечевички.
- Чем еще отличаются эти деревья?
- Обратите внимание на листья. Они одинаковые?
- разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.
- Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.
- У осины ветви крепкие, сильные. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.
- Люди говорят, что коса у березы. Как вы думаете, почему так говорят?
- Когда дует ветерок, ветви у березы, как косы, заплетаются.
Рассматриваем иллюстрацию с изображением берёзовой рощи.
- Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
- Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок - подружек. Такой лес называют березовой рощей или березняки.
Повторите, пожалуйста.
- Лес, в котором растут только осины, называется - Осинники.
Повторите это новое слово.
- Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющих листья, называется лиственные.
- Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?
- На этих ветвях деревьев растут листочки.
- Вам надо будет правильно ответить на задание: какие деревья растут в хвойном лесу?
- Пойдем дальше. И на нашем пути - хвойный лес. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.
- Какие деревья растут в хвойном лесу?
- Сосны, ели.
- Кто знает загадку о ели или сосне
***
Зимой и летом одним цветом.
Ее всегда в лесу найдешь -
Пойдем гулять и встретим
Стоит колючая, как еж,
Зимой в летнем платье. (Ель)
У меня длиннее иглы
Чем у елки
Очень просто я расту
В высоту.
Если я не на опушке
Ветви только на макушке. (Сосна)
- Ребята, а кто знает почему эти деревья стоят зеленые?
- Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листья.
- Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ельником.
- Что вы можете рассказать о ели?
- Верхние ветви у деревьев ели короткие, а внизу длинные. Кора темная, шероховатая.
- Какой ствол у сосны?
- Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола гола. Сосны растут обычно выше облаков.
- Лес, где растут одни сосны, называется сосновый бор или сосняк.
- Чем они похожи?
- Зеленая ветка сосны и ели зеленая ветка. В иглы сосны и ели иглы.
«Даже елки мы сначала
От сосны НЕ отличали:
Раз растут иголочки,
Значит, это елки.
А когда на ветку ели
Мы ближе посмотрели,
Оказалось, что она
Не такая как сосна».
- Так чем же отличается сосновая ветвь от еловой?
- Правильно, иголочками.
- По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется хвойные.
- Скажите, почему хвойный лес так называется?
- Какие хвоинки у сосны?
- Длинные, мягкие, светлые.
- А у ели?
- Короткие, колючие, темные.
- Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?
- Хвоинки сосны растут парами, а еловые хвоинки - по одной.
- Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.
- Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображен ветку ели с шишкой).
- Какие шишки у ели?
- Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.
- Что вы расскажете о сосновые шишки?
- Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.
Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.
Давайте поиграем в игру «Каждый дерева свой листочек».
- На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите с волшебного дерева лист и найдите каждом листочке свое дерево. (В процессе игры спрашиваем, почему дети поместили тот или иной листок именно сюда)
Игра «Покажи названное дерево»
На доске предметные картинки с изображением разных видов деревьев и у детей на партах аналогичные картинки. Учитель читает стихотворение, дети находят и показывают названное дерево.
Разные растут деревья?
Вот уперлась в небеса
Вся смолистая сосна.
Распустила ветви-косы
Белоствольная береза.
Найдите это дерево у себя на партах и покажите.
Найдите это дерево на доске.
Как во полюшке былинка,
Растет тонкая осинка.
Дуб раскинул свои ветви
И не страшен ему ветер.
Ель иголки распустила
И грибочки все закрыла.
Физминутка
«Дерево»
Ветер дует нам в лицо (дети машут руками)
Закачалось деревцо (дети покачиваются)
Ветер тише, тише, тише. (под слова приседают)
Деревцо все выше, выше. (Вытягиваются вверх)
Мы вокруг березы
Весело пойдем, Дети становятся в круг и идут,
Руки вверх поднимем, поднимают,
Покружимся слегка. кружатся,
И подбросим листья
Вверх под облака. делают движения подбрасывания.
Упражнение на развитие памяти.
Игра «Прятки»
Какого листочка не стало?
- Ребята, а как же наша сказка о деревьях - подружках? Давайте узнаем.
"Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосны, елки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они снова стали жить дружно.
- Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.
«Мне нравится только то,
Мир лесной кто бережет
Тот, кто ветвей не сломит,
Тот, кто птичку не испугает,
Мухомор сбивать не станет,
И костер НЕ разведет,
Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину».
УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ - ВЕДЬ МЫ - частичка ее! (Все вместе)
Ребята, наша природа подарила нам эти необыкновенной красоты деревья. Мы ими должны не только любоваться и использовать в своих целях, но и заботиться и беречь и тогда они будут радовать нас своей красотой.