Татьяна Шишова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с элементами ТРИЗ — РТВ «Кто живет на Севере Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста методами ТРИЗ-РТВ при закреплении темы: «Животные севера».
Задачи:
• уточнять и расширять знания детей о животных крайнего Севера;
• развивать у детей способность наблюдать и составлять рассказ по картинке;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с элементами ТРИЗ — РТВ „Кто живет на Севере Земли“» размещена в разделах
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
• совершенствовать связную речь в ходе рассказа, развивать слуховое и зрительное внимание;
• способствовать развитию образного и логического мышления;
• закрепить методы ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) : метод решения противоречий; методы решения жизненных задач, простейшие методы фантазирования;
• воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
• воспитывать сочувствие и желание помочь.
Оборудование: глобус, плакаты с изображением природы Крайнего Севера, предметные картинки с изображением животных Севера, загадки, мяч, бутылка с «посланием».
Ход занятия:
1. Воспитатель говорит детям, что сегодня они отправятся путешествовать и в этом им поможет глобус. Он укажет направление путешествия.
Беседа с детьми.
На чем мы можем доехать туда? (на поезде, на самолете, на машине, на санях). Какой транспорт выбираем? (самолет). Закрываем глаза (звучит музыка). Расскажите, что мы видим из иллюминатора? (ответы детей).
Самолет приземляется, но мы еще не долетели до цели. Что случилось? (самолет сломался, кончилось горючее, заболел пилот).
Как мы будем добираться дальше? (на льдине). Льдина какая? (холодная, скользкая, прозрачная, большая, прочная, толстая). Садимся на льдину. Что вы чувствуете? (холодно, замерзаем). Что делать? (развести костер). Но льдина растает, мы утонем.
Формулируем противоречие : льдина должна быть холодной, чтобы не растаять, и не должна быть, иначе мы все замерзнем. Решаем противоречие : надо теплее одеться, льдину накрыть досками, матрасами, сидеть на одеялах, поставить палатки, взять с собой спальные мешки, много еды, заниматься физкультурой, чтобы согреться.
2. Игра «Хорошо - плохо».
Льдина скользкая - это хорошо. Почему? (можно кататься на коньках, скользить в ботинках, играть в хоккей, она заменит зеркало, стекло, через нее все видно).
Льдина скользкая - это плохо. Почему? (можно упасть, разбиться).
Решение проблемной ситуации. Воспитатель говорит: «Дети, льдина должна быть скользкая, чтобы можно было играть в хоккей, и не должна быть скользкая, чтобы не упасть». Это противоречие. Надо его решить. Как? Дети предлагают посыпать лед песком в том месте, где будут ходить; сделать перила, чтобы за них держаться, надеть обувь с шипами.
3. Подвижная игра «Найди свое место».
4. Составление загадок о северных животных.
Воспитатель: «Вот мы и прибыли». Смотрит в бинокль и говорит, что видит:
Белый, а не снег.
Пушистый, а не заяц.
Большой, а не слон.
Плавает, а не рыба. (Белый медведь)
Дети по очереди берут бинокль и тоже загадывают свои загадки.
Усатый, а не папа.
С клыками, а не тигр.
С хвостом, а не рыба.
Скользит, а не мыло. (Морж)
Маленький, а не кот.
Юркий, а не мышь.
Хищный, а не волк.
С ценным мехом, а не лиса. (Песец)
Быстрый, а не молния.
Рогатый, а не бык.
С копытами, а не лошадь.
Пасется, а не корова. (Олень)
4. Составление описательного рассказа про животных: внешний вид, место обитания, способы добывания пищи. Опасность для человека, животные помощники человека на крайнем Севере.
5. Воспитатель говорит: «Снежный Север очень опасный, и если долго находиться на льдине, можно простудиться и заболеть». Обращает внимание детей на проплывающую мимо закупоренную бутылку.
Там послание жителей Севера : «Если дети выполнят задание, то им предоставят «ковер – самолет», на котором они смогут вернуться домой.
Игра "Слово - наоборот".
Воспитатель или ребенок называет какое-либо короткое слово и бросает мяч тому ребенку, который должен сказать это слово наоборот.
Начинать надо со слов из трех букв и не торопить детей. Если дети не справляются вначале, исключить мяч, пусть говорит тот, кто уже "перевернул" слово.
Можно предложить выкладывать или писать слова на доске или столе столбиком.
выкладывают наоборот. Например: морж – жром, лёд – дёл, снег – генс и тд. Можно найти слова, которые что-то обозначают. Можно придумать с детьми и необычное слово, а дети фантазируют и придумывают, что обозначают необычные слова, где их можно применить.
Как вариант усложненной игры: следующее слово называть на ту букву, на которую закончилось предыдущее. Это могут быть слова, относящиеся к одной надсистеме. Например: животные, растения.
6. Воспитатель говорит, что в этом путешествии дети молодцы. Они справились со всеми заданиями. Наступила большая опасность, льдина начала таять. Пора возвращаться домой. Достает старый ковер - самолет и предлагает полететь на нем. Возникает вновь проблема. Ковер – самолет так долго лежал, что состарился, и на нем появилась дыра. Надо его срочно починить, пока льдина совсем не растаяла. Детям можно использовать любые предметы (ресурсы, которые находятся вокруг. Дети предлагают зашить, сколоть булавками, приклеить заплатку суперклеем. Договариваются и ремонтируют ковер.
Потом все садятся на ковер и улетают домой.
8. Подведение итогов занятия.