Надежда Башкина
Конспект занятия в средней группе «Свойства сахара и соли»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Интеграция экспериментально – исследовательской и изобразительной деятельности в рамках единого образовательного пространства для освоения детьми образовательных областей. Повышение продуктивного сотрудничества педагога и детей.
Интеграция образовательных областей.
Образовательная область «Познавательное развитие»
- продолжать знакомить детей со свойствами сахара и соли (запах, вкус, цвет, растворимость);
-развивать познавательную инициативу,
- формировать умение и навыки исследовательской деятельности;
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Свойства сахара и соли“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сахар. Изучаем сахар
- Сахар. Конспекты занятий
- Свойства материалов и веществ
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
-упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром и солью
- упражнять в работе с лупами,
Образовательная область «Речевое развитие»
-совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей задавать вопросы и отвечать на них.
-закреплять в речи детей новые слова: кристаллы, стебли, сахарный тростник, корнеплод (вершки, корешки, сыпучий, продукты питания, ванильный сахар, рафинад.
-развивать любознательность. Расширять представления детей о предметах и явлениях, не имевших места в их собственном опыте.
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»
-побуждать детей к декоративному оформлению созданного образа,
-воспитывать умение самостоятельно использовать имеющиеся знания,отработанные изобразительные навыки; аккуратность при работе с клеем и солью.
Образовательная область «Физическое развитие»
- продолжать знакомить детей с физическими упражнениями на укрепление систем организма (пальчиковая гимнастика для речевого развития, зрительная гимнастика – для профилактики близорукости). Формировать правильную осанку.
Материал и оборудование:
Лупы по количеству детей, соль, сахар, контейнеры с водой, черные листы бумаги (по количеству детей, ложки, салфетки, контейнеры с разными видами сахара, видио слайды по изготовлению сахара и соли, цветная бумага с изображением зайчиков, клей, кисточки, подставки.
Предварительная работа.
Чтение стихотворения А. Ивич. «Про сахар», ознакомление с историей изготовления соли, ее видами, рассматривание иллюстраций, опыты с водой, Дидактическая игра «Свойства предметов», беседы о технике безопасности при работе с лупой.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Дети сейчас мы с вами отправимся в удивительное путешествие в страну сахара и соли.
Первая наша станция – Кинотеатр. Будьте внимательны, наше занятие начинается.
Воспитатель. Ребята, послушайте загадку, а отгадка подскажет вам, о чем мы сегодня будем говорить.
Что же это за песочек
сладок с ним у нас чаёчек,
в каждой кухне проживает,
всем хозяйкам угождает.
Воспитатель: Как вы думаете, о чем эта загадка? (Ответы детей)
Воспитатель: Как вы догадались? (Ответы детей)
Воспитатель: А кто из вас знает, в каких продуктах есть сахар?
Дети: во фруктах, овощах, конфетах и других.
Воспитатель: Из чего изготавливают сахар? (Ответы детей)
Дети. Из тростника, который растет в жарких странах, из белой свёклы, которая растет у нас России.
(Изображение тростника, свёклы)
Воспитатель: Как вы думаете, какая часть свёклы используется для изготовления сахара, вершки или корешки (корешки).
Во многих районах России так же выращивают сахарную свеклу.
Воспитатель. Как вы думаете, как дальше получают сахар?
Дети. Собирают на поле. Везут на машинах на завод. На заводе свёклу режут, варят, полученную патоку выпаривают и получают кристаллы сахара.
Воспитатель. Что вы знаете о сахаре? (Ответы детей).
Молодцы, ребята. Мы узнали, что сахар получают из тростника и белой свёклы, что свёклу перерабатывают на заводе и получают настоящий сахар который, мы видим на столе.
Интерактивная пальчиковая гимнастика
Воспитатель. А у меня для вас есть еще одна загадка.
Воспитатель. Отгадайте - ка загадку.
Без неё, ребята, повар, просто как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадёт – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались.
Ну конечно это соль.
Воспитатель. Что такое соль?
Дети. Соль – полезное ископаемое, природный элемент. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета. (Показ иллюстрации).
Воспитатель. Какого цвета соль и из чего она состоит?
Дети. Соль белого цвета и состоит из мелких кристаллов.
Воспитатель. Да, ребята- соль производится в разных видах. (поваренная, йодированная,морская (показ разных видов соли).
Соль бывает разная: мелкая и крупная. Она белого цвета. Имеет солёный вкус. Не имеет запаха. Соль – незаменимый продукт питания.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему? (Ответы детей).
Воспитатель. Да, конечно, соль придаёт блюдам особенный вкус, но не за вкусовые качества её употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушениям пищеварения. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. К соли относились уважительно.
Воспитатель. Где применяется соль? (Показ слайдов). В приготовлении пищи, в медицине, в консервировании овощей, на улице.
На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Интерактивная физкультминутка с музыкальным сопровождением.
Воспитатель. Какие виды сахара вы знаете? (Ответы детей).
Дети. Рафинад, сахарная пудра, сахар – песок.
Воспитатель. На что похож сахар?
Дети. На соль.
Воспитатель. Ну как же их различить? Хотите узнать?
Дети. Да.
Воспитатель. Вторая наша станция «Лаборатория». Я буду главным лаборантом, вы моими помощниками. Будьте настоящими исследователями.
Воспитатель. В лаборатории есть всё необходимое для опытов.
Давайте вспомним правила работы в лаборатории. Правила: нельзя шуметь и мешать друг другу; отвечать на вопросы; делиться своим мнением.
В конце занятия вас ждёт сюрприз.
Я приглашаю занять свои места.
Дети садятся за столы. Воспитатель обращает внимание на осанку
В лаборатории мы будем работать с двумя веществами с солью и сахаром.
Опыт № 1
Воспитатель. Положите перед собой черный лист бумаги. Возьмите по ложечке из каждого стаканчика отдельно соль, затем сахар и насыпьте на разные стороны листа. Что вы заметили, когда выполняли это действие? Какой вывод можно сделать из этого опыта? (Ответы детей)
Вывод: сахар и соль – сыпучие вещества.
Опыт № 2
Воспитатель. Что мы можем сказать о цвете?
Дети. Сахар с желтоватым оттенком, соль – белая.
Вывод: соль и сахар – разные по цвету.
Опыт №3.
Воспитатель. Дети, как вы думаете, имеют ли сахар и соль запах? Но прежде, я хочу вас предупредить! Так как это сыпучие вещества, нюхать нужно осторожно. Почему?
Дети. Частицы могут попасть в нос и привести к раздражению кожи.
Воспитатель. Чем пахнет вещество желтоватого цвета (Сахар)
Дети. Карамелью.
Воспитатель. Чем пахнет белое вещество (Соль)?
Дети. Ничем.
Воспитатель. Мы можем сказать. Что эти вещества разные по запаху. Сахар пахнет карамелью. Соль не имеет запаха.
Вывод. Соль и сахар разные по запаху.
Опыт №4
Воспитатель. Поскольку соль и сахар – очень маленькие частицы, нам будет тяжело их рассмотреть. Что нам в этом поможет?
Дети. Лупа.
Воспитатель. Почему вы так решили?
Дети. Лупа увеличивает частицы в несколько раз.
Воспитатель. Мы можем сказать, что сахар имеет форму кирпичиков, они одинаковые. Соль круглой формы.
Дети рассматривают через лупу частицы соли и сахара.
Вывод. Сахар и соль – разные по форме.
На лоточке лежат разновидности сахара (по форме); рафинад - кубиком, пудра – рассыпчатая.
Опыт №5
Воспитатель. Что мы можем сказать о вкусе?
Дети. Соль – соленая, сахар – сладкий (пробуют на вкус соль и сахар)
Вывод. Сахар и соль разные по вкусу.
Дидактическая игра «Где находится сахар и соль»?
(На мониторе, появляются картинки с изображением продуктов). Дети должны найти и отметить продукты, при изготовлении которых используется соль и сахар.
Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам пройти в изостудию, где вы с помощью соли нарисуете зайчиков. Шубки у зайчиков будут разные. Дети садятся на места и выполняют работы.
Воспитатель. Вы сегодня молодцы! Хорошо поработали, и я обещала вам сюрприз.
Мы сейчас с вами изготовим сладкую вату. Для этого нам понадобится сахар и специальный прибор для изготовления сахарной ваты.
(Изготовление сладкой ваты).
Воспитатель. Смотрим вправо, смотрим влево.
Поднимаем глазки вверх.
Мы зажмурим глазки смело,
Открываем, вата есть.
Дети выполняют зрительную гимнастику, воспитатель вносит поднос с сахарной ватой и угощает детей.
Воспитатель во время угощения закрепляет свойства сахарной ваты : сладкая, сахарная, воздушная, вкусная, мягкая.
Воспитатель подводит итог занятия.