Мищенко Наталия
Конспект ННОД в специализированной подготовительной к школе группе «Что мы знаем о соли»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Непрерывной непосредственно – образовательной деятельности
в специализированной подготовительной к школе группе
на тему: «Что мы знаем о соли»
Подготовил и провёл
Воспитатель
Мищенко Н. С.
г. Благовещенск
Цель: Совершенствовать представления детей о соли.
Задачи:
Образовательная
1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соли.
Публикация «Конспект ННОД в специализированной подготовительной к школе группе „Что мы знаем о соли“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
2. Формировать умение рисовать нетрадиционным способом «рисуем солью».
3. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности (сыпучая, впитывает в себя воду, без запаха, солёная, растворяется в воде, в солёной воде предметы не тонут).
Развивающая
1. Развивать интерес к изучению полезных и вредных свойств соли.
2. Развивать речь, мышление, любознательность
Воспитательная
Воспитывать аккуратность при работе.
* Программное содержание: Уточнить знания детей о свойствах соли. Продолжать знакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение). Развивать навыки экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.
Словарь:каменная, поваренная, йодированная, кристаллизация, минеральное вещество, рудник, выпаривание. Палеозойская эра.
Материал: иллюстрации, разные виды соли (каменная, поваренная, морская, крупного и мелкого помола, стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей, две емкости со льдом, стаканы с насыщенным раствором соли и веточками с кристаллами, заготовки для рисования (листы картона с нанесенным слоем соли, краски, толстые кисти, баночки с водой, салфетки.
Безопасность: нельзя пробовать и осторожно обращается с морской солью.
Предварительная работа: беседа о применении обычной соли в домашних условиях, проведение опыта «выращенные кристаллы соли», создание заготовок для рисования по соли. Дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус».
* Цель: Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах.
Задачи:
1. Развивать интерес к окружающему, открывая новое в знакомом.
2. Формировать умения детей наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов с солью.
3. Воспитывать привычку взаимопомощи, интерес к проведению опытов.
Ход ННОД:
Приветствие гостям
1 В. .Попрошу всех вытянуть руки вперед, и представить, что мы лучики солнца.
Проснулось Солнце, и всем улыбнулось (смотря по сторонам и улыбаются,
Солнышко лучик тебе протянул, (протянуть вперед руки)
Солнышко щечки тебе поласкало, (потереть свои щеки)
Доброго утра нам всем пожелало (обнимаем себя за плечи) .
Я, я- твой лучший друг, Прикасаются ладонями к своей груди
Я, я посмотрю вокруг! Разводят руки в стороны
Лучше, лучше нет тебя, Прикасаются ладонями к груди друга
Мы с тобой друзья! Пожимают друг другу руки
Ты, ты, мой лучший друг, Прикасаются ладонями к груди друга
Ты, ты, посмотри вокруг! Разводят руки в стороны
Лучше, лучше нет меня, Прикасаются ладонями к своей груди
Мы с тобой друзья! Обнимаются
В круг широкий вижу я встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.
(проходят к экрану садятся на подушки)
2. В. Сегодня мы отправимся в гости, посмотрите к кому
Слайд №2
Д. Хозяйка медной горы.
В. Правильно у неё много разных полезных ископаемых, которые необходимы человеку
Вот одно из них
Рассказать обо мне хоть немножко позволь.
У меня на Земле очень важная роль:
Я от порчи храню сало, овощи, рыбу.
В море есть я в воде, а в земле лежу - глыбой,
Без меня суп - не суп, и салат - не салат,
Нет меня - и невкусно, и повар не рад.
В рану, глаз попаду - будет едкая боль.
Как назвали меня, догадался ты?.
Слайд №3
В. Правильно, мы поговорим о соли
(звук ракеты, Слайд №4)
Ребята, к нам спешит инопланетянин. Он услышал, что мы говорим о соли. Ему захотелось узнать. Что это такое. Расскажем нашему другу?
Д. Да
(подходят к месту экрана, садятся)
В. Как вы думаете, что такое соль?
Д. Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.
В. Человечество использует соль с незапамятных времен. Соль – вещество природного происхождения
Где добывают соль?
Д: Соль добывают под землёй, соль выпаривают,
Слайд №5
В зависимости от места и способа добычи соль имеет различные названия и соответственно свойства:
•каменная соль - добывается из осадочных пород;
•самосадочная соль - добывается из соляных озер (отлагается сама);
•садочная поваренная соль - производится бассейным способом из морской и озерной вод (выращивается людьми);
•выварочная соль - добывается путем выварки ее из естественных и искусственных рассолов.
Каменную соль добывают в глубоких рудниках. Месторождения каменной соли находят высоко в горах. В древности на месте этих гор был океан. В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась, а соль кристаллизовалась и спрессовывалась в мощные пласты.
В-ль: Ребята, скажите, есть ли в соли полезные вещества?
Д: Да (Без соли обойтись невозможно. Она является единственным продуктом, который попросту нечем заменить. Человек не может жить без соли. Результаты многих исследований показали, что без соли в организме человека прекращается пищеварение и не происходит обмен веществ. Нужно выучить)
Что это за соль? (воспитатель показывает детям баночку с морской солью).
Д:Морская соль.
В-ль: Каким путем эта соль добывается из моря? –
Д: Путем испарения воды под воздействием Солнца (в-ль показывает иллюстрации).
В-ль: Как вы думаете в морской соли есть полезные минеральные вещества?Или нет? -
Д. : Да. Йод.
В-ль: Значит, если в соли есть полезные минеральные вещества, то и сама соль – полезна.
Добыча самосадочной соли из соляных озер производится мех. способом, озерную соль промывают рапой, центрифугируют и сушат.
Садочную (бассейновую) соль получают естественным испарением морских и озерных рассолов в системе специально устроенных бассейнов, в местностях с холодным климатом используют вымораживание.
Слайд №6
В: Поваренная соль: На кухне соль можно использовать не только в качестве приправы к различным блюдам. Например, чтобы с легкостью очистить вареные яйца от скорлупы, надо в воду в которой они варятся, добавить немного соли – процесс очистки станет намного легче.
Для технических целей применяют каменную и самосадочную соль, для пищевых - выварочную, самосадочную и садочную.
Слайд №7
В:Какой бывает соль?
Д. : Каменной, йодированной, с пряностями, чёрной, морской, диетической
Слайд №8, 9,10
Где используется соль?
Слайд № 11
В: Мы говорили о пользе соли, как вы думаете, а всегда ли она полезна?
Молодцы вы всё правильно назвали.
(стоя в кругу)
Упражнение на глазки.
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу
Физминутка
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
На носочках подтянитесь
И на пяточки вернитесь
Мы потопаем ногами
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы похлопаем руками
Раз, два, три, четыре, пять
(стоя у столов)
В: Ребята. Хотите поиграть с солью Представьте, что эта соль волшебная. Она может чувствовать прикосновения. Слышать. Говорить.
Упражнение «Здравствуй, соль!»
Дети различными способами дотрагиваются до соли.
- Положите ладошки на соль. Давайте ее погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какая соль?. (сухая, шершавая, рассыпчатая) .
- Давайте с ней поздороваемся: «Здравствуй соль!».
- Послушайте… Она с вами здоровается. Вы все слышите?. Плохо слышите, потому что ей грустно и одиноко. Она говорит тихим голосом.
- А давайте ее развеселим! Пощекочем ее сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.
-Теперь плавными движениями как змейки побежали по соли пальчиками. (звук смеха)
- Вы слышите, как она смеется?.
- Давайте ее погладим между ладонями. Возьмите в руки соль крепко-крепко, потихоньку отпустите.
(смотреть по времени)Воспитатель предлагает детям из 3 мешочков с разными веществами (соль, песок, камешки) на ощупь найти мешочек с солью. Дети находят, выбирая из 4 предложенных мешочков, ощупывая руками, соль. Объясняют свой выбор
Дорожка здоровья
(сидят на стульях)
В: Мы пришли в лабораторию «Любознайка», где проведём опыты с солью (одевают халаты)
Опыт № 1 (тарелочки с солью)
Рассмотрите соль, какая она
Д: бела, сыпуча, без запаха, кристаллическая на вкус солёная.
Вывод:сольбела, сыпуча, без запаха, на вкус солёная
Опыт №2 (стакан с водой)
В: Если в стакан с водой насыпать солью, что произойдёт с солью?
Д: Соль растворится (пробуем)
В: Какой станет вода (мутной, прозрачной., солёной)
Давайте проверим.
Дети: Соль растворилась, исчезла. (пробуем через трубочку) (солёная)
Вывод: соль растворяется в воде
Опыт № 3 (две ёмкости с водой, в одну добавляем большое количество соли).
«Плавающее яйцо».
В: Перед вам 2 баночки в одну положите 2 ложки соли.
Затем осторожно опустим в каждую одно яйцо. Что произошло с яйцами
В пресной воде яйцо сразу же опустилось на дно
В соленой воде яйцо стало плавать по поверхности.
Вывод: в пресной воде яйцо тонет, а в соленой нет.
Физминутка, дорожка
Соли в речку
Брошу я – (солим воду)
Выйдет море (показывают руками)
У меня.,
Задрожат в воде
Медузы, (показывают дрожь)
Краб ракушку тронет (присели сделали краба, показали руками ракушку, усы)
Усом,
Чёрный скат
Над жёлтым дном
Шевельнёт
Тугим хвостом, (легли, ноги вместе поднять, пошевелить)
И весёлые
Дельфины (показ руками)
Из волны
Покажут спины.
В: Вы были такими хорошими учёными, теперь предлагаю вам стать художниками, а рисовать сегодня мы будем солью.