Папки-передвижки

Конспект занятия «Выращивание кристаллов соли»

Виктория Беличенко
Конспект занятия «Выращивание кристаллов соли»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12

Экспериментальная работа по теме:

«Выращивание кристаллов соли».

Деятельность: познавательная

Количество участников: коллективный

Характер контактов: среди детей одной группы

Продолжительность: краткосрочный с 25 по 28 января

Заявители: дети старшей группы (5-6 лет)

Воспитатель: Беличенко

Виктория Владимировна.

г. Славянск-на-Кубани, 2016

Публикация «Конспект занятия „Выращивание кристаллов соли“» размещена в разделах

Проблема:

Что такое кристаллы? Как образуются кристаллы?

Цель:

- Изучить условия образования кристаллов;

- Учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли.

Задачи:

- Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;

- Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах;

- Развивать умение действовать по алгоритму, делать не сложные выводы и умозаключения.

- Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов;

- Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах.

Что мы знаем?

Существуют кристаллы.

Что мы хотим узнать?

Как образуются кристаллы.

С помощью чего узнаем?

Рассматривание иллюстраций, изучение свойств соли, проведение различных опытов и экспериментов.

Материал и оборудование:

- соль;

- нитка;

- иллюстрации;

- тарелка мелкая;

- сосуд с водой;

- сахар;

- лупы;

- разные виды соли;

- одноразовые стаканчики на каждого ребёнка;

- тарелочки с солью на каждого ребё нка:

- ложечки для каждого ребёнка;

- спринцовка для воспитателя;

- пипетка для воспитателя;

Предполагаемый результат:

1. Научиться выращивать кристаллы из поваренной соли в бытовых условиях;

2. Развивать познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

3. Вырастить кристаллы.

Ход проекта:

День первый 25 января:

Проведение экспериментов с солью.

Воспитатель:

- Ребята, представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводятся разные, эксперименты.

- А кто работает в лаборатории?

(Ответы детей).

- Чем они занимаются?

Проходите в нашу лабораторию.

Загадки про соль и сахар:

- В земле родится,

На солнце вырастает,

В воде умирает. (соль)

- Меня не едят — и без меня мало едят. (соль)

-Что в избе за белая Марья? (соль)

- В поле родился,

На заводе варился,

На столе растворился. (сахар)

- Я бел, как снег,

В чести у всех.

Я нравлюсь вам

Во вред зубам. (сахар)

- Кто ныряет в кипяток

Под шуршащий шепоток. (сахар)

Воспитатель:

- Ребята, мне нужна ваша помощь. Я знаю, что на одной тарелочки соль, на другой сахар. А как понять, где и что? Предлагаю описать свойства соли и сахара ( варианты ответов детей: по цвету, по форме, по запаху, по вкусу и т. д., если не назовут, предлагаю сама по форме, по цвету и т. д.)

- Молодцы вы всё правильно назвали. Вот в этой тарелочке соль.

Опыты с солью:

Проводим с детьми опыты для выяснения свойств соли. Дети выполняют работу самостоятельно.

1) посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики)

2) сделаем игрушечный ветер (разлетаются, соль сыпучая.

3) в баночку с солью налить немного воды, куда она делась? (она впиталась)

4) налить много воды, что теперь? (соль растворилась).

Воспитатель:

Определили, что вещество полностью растворилось в воде, цвета и запаха не имеет, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.

Вывод: соль растворяется в воде, вода меняет свои вкусовые качества.

- О чём вы узнали в лаборатории?

- Как мы узнали о свойствах соли? Что мы для этого сделали?

День второй 26 января:

Заучивание поговорок и пословиц о соли.

Рассказ откуда появилась соль

Пословицы и поговорки о соли :

• Без соли не сладко, без хлеба не сытно.

• Без соли стол кривой.

• Недосол на столе, а пересол на спине.

Соли не жалей — так есть веселей.

• Хлеб за солью не ходит.

• Без соли и хлеб не естся.

• Из пресного сделаешь соленое, а соленого не опреснишь.

• За хлебом-солью всякая шутка хороша.

• И старая лошадь до соли лакома.

• Несолоно хлебать, что немилого целовать.

• Солона рыба на своем блюде.

• Соль варим, а сами в нужде сидим.

• Солью сыт не будешь слезами горя не избудешь.

• Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

• Без соли хлебать, что немилого целовать.

• Без соли что без воли : жизни не проживешь.

• Без соли, без хлеба — половина обеда.

• Без соли, без хлеба — худая беседа.

• Без соли, без хлеба за стол не садятся.

• Без соли, без хлеба плевать на обед

Воспитатель:

- Ребята, а у меня к вам вопрос, откуда взялась соль кто знает?

(ответы детей).

Воспитатель:

- Ребята, а сейчас я вам рассажу легенду откуда появилась соль.

ОТКУДА ПОЯВИЛАСЬ СОЛЬ?

Каждому из нас в детстве рассказывали сказки, притчи и интересные легенды. Мы с замиранием сердца слушали бабушек и дедушек, окунаясь в мир фантазий и волшебства. Когда-то в детстве моя бабушка рассказывала мне легенду о том, откуда появилась соль, а сейчас я хочу рассказать её вам.

Когда-то давным-давно на земле жил народ, не знавший ни горя, ни печали: земля была плодородной, еда в их домах не переводилась, и жили люди как одна большая семья.

Но настали тяжёлые времена. Враги завидовали плодородности земель этого народа, их мечтой было захватить и поработить трудолюбивых людей. Началась война. Некогда счастливо живший народ почувствовал вкус горести и печали.

Мужчины народа храбро сражались с врагом, но даже их сил было недостаточно. В день, когда народ был почти повержен, в день самого важного сражения, все мужчины были ранены или убиты.

Тогда женщины народа собрались вместе и пошли в ту сторону, где состоялось сражение. Вражеские войска увидели, что со стороны домов народа идёт ужасная пыль и что-то блестит (женщины собрали золу и пускали её по ветру, а в руки взяли кувшины, блеск которых был виден издалека). Враги приняли их за подкрепление, прибывшее на помощь погибающему народу. Испугавшись, они покинули эту землю, поклявшись никогда сюда не возвращаться.

Настал мир, и этим миром все мужчины, все животные и птицы были обязаны хрупким рукам женщины. В их честь устроили пир, и каждое животное, каждый оставшийся в живых мужчина приносил свой подарок женщинам. Кто-то нёс еду, кто-то утварь, и каждый хотел, чтобы его подарок выделился среди всех.

Принимая подарки, женщины заметили муравья, который принёс еду – казалось бы, обычную еду. Но, попробовав её, женщины сказали, что не ели ничего вкуснее.

– Что особенного в этой еде? – спросили они.

Муравей отнекивался, не хотел выдавать секрет, ведь о соли тогда никто, кроме муравьёв, не знал. А увидев, что женщины не отстанут от него, пока он не скажет правды, решил убежать. Ему оставалось сделать шаг, чтобы выйти за дверь, но одна из женщин прищемила муравья дверью, и ему ничего не оставалось, как ответить:

– Соль.

С тех пор соль стала для нас привычной приправой, мы не задумывались о её происхождении. Как и о том, почему у муравья такая тонкая талия. А ведь говорят, что именно из-за того, что его прищемили дверью, сейчас у него такая тонкая талия.

День третий 27 января:

Познакомить где можно использовать соль.

Демонстрация иллюстраций.

Воспитатель:

Соль - природный элемент. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета. (показ иллюстрации).

Производится соль в разных видах: очищенная, крупного, мелкого помола, йодированная, морская (показать виды соли) .

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему?

Высказывание ребё нка:

Да, конечно, соль придает блюдам особый вкус, но не только за вкусовые качества ее употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани, (показ картинки с пачкой соли).

Рассказ воспитателя с показом иллюстраций, где используется соль.

1. При ангине кристаллы хорошо разогревают на сковородке, после чего больной дышит под простынею этим горячим воздухом. Дышать при ангине лучше ртом. Если же вас замучил насморк – дышите носом.

2. Также помогает при ангине полоскание горла соленым раствором, когда на стакан теплой воды берется чайная ложка кристаллов.

3. Промывают солёным раствором нос при насморке. Удобно для этого использовать бутылочку из-под капель, или просто пипетку.

4. Хорошо горячая соль вытягивает гной, поэтому если у вас появился фурункул или нарыв, нагрейте пару ложек кристаллов, заверните в тканевый мешочек и приложите к больному месту.

5. Если вам надуло ухо, также прикладывайте компресс с солью, он снимет боль и воспаление.

6. Облегчить состояние при насморке можно с помощью теплого компресса, который прикладывают к переносице.

Соль применяют в косметологии:

Ускорить рост волос может массаж с солеными крупинками. С его помощью улучшается кровообращение в коже головы, волосяные луковицы получают больше питания и, волосы, начинают быстрее расти.

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. Она необходима для усиления вкусовых качеств пищи, (картинка с колбасой)

В консервировании овощей : соль в жизни людей была важным продуктом. Без соли многие продукты безвкусны. Заурядный огурец, умело посоленный на зиму, становится деликатесом. Поэтому соль применяется при засолке овощей, так как соль сохраняет продукты длительное время, (банка солёных огурчиков)

На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

День четвертый 28 января:

Посещение соляных пещер (показ картинок)

Проведение опыта.

Воспитатель:

Откуда берется соль в океанской воде? Соль и другие вещества попадают в океан в результате выветривания горных пород. Принесенные реками, эти вещества распределяются по океану. Другие минералы попадают в океан с гидротермальными водами и вулканическими выбросами. Соли и прочие вещества изымаются из океана с морскими брызгами, испарением и биологическими процессами. Ученые полагают, что процессы поступления соли и ее удаления взаимно уравновешивают друг друга. Но откуда же взялась соль с самого начала? Один из источников — это минералы, размываемые и растворяющиеся в пресной воде, которая течет в океан. Реки, дождевой сток и просачивающиеся сквозь грунт воды несут в океан соли. Однако солевой состав океана отличается от состава воды, приносимой реками, следовательно, должны быть и другие источники солей. Прибойные волны вносят свою лепту, размывая прибрежные скалы (подробнее об этом мы расскажем позже). Гидротермальные источники (глубоководные выходы горячих подземных вод) изменяют состав воды, добавляя одни минералы и удаляя другие. Различные биологические и химические процессы и реакции в толще воды и около дна также изымают соли из воды. Считается, что все эти процессы взаимно уравновешиваются, и солевой состав воды остается постоянным. Таким образом, океан находится в химическом равновесии.

Соленая пещера заложена в толще каменной соли. Соляные сталактиты образуют причудливые формы, фантастические фигуры. Соляные пещеры используют в лечебных целях. Воздействие соляной пещеры облегчает дыхание, улучшают состояние кожи, успокаивает нервы, нормализует давление.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята давайте сейчас с вами вырастим кристаллы. Для выращивания нашего кристалла нам понадобится :

• вода;

стакан;

• неглубокая тарелка;

• соль;

• нитка.

(Воспитатель проводит опыт, дети наблюдают).

Наполняем стакан водой, добавляем соли до тех пор, пока она не перестанет растворяться, т. е. пока на дне стакана не появится осадок из кристалликов соли.

Затем выливаем получившейся раствор в тарелку кладем по краю нитку и ставим на теплое место с постоянной температурой.

Теперь необходимо ждать. Мы будем наблюдать каждый день, как растут наши кристаллы соли.

Для этого заведём тетрадь, и будем в ней делать зарисовки нашего кристалла соли.

Публикации по теме:

КОП «Бабочки из цветной соли»КОП «Бабочки из цветной соли» Целью данной краткосрочной практики обучить детей технике рисования цветной солью и развитие интереса к нетрадиционным техникам рисования.

Конспект образовательной деятельности «Волшебные свойства соли» "Волшебные свойства соли" Цель: познакомить детей со свойствами соли. Задачи: Обучающие – расширять представления о соли её свойствах и.

Мастер-класс по изготовлению декоративной куклы из цветной солиМастер-класс по изготовлению декоративной куклы из цветной соли В осенние каникулы мы с дочкой сделали вот такое вот простенькое и весёлое украшение для кухни. Для того чтобы получилась такая симпатичная.

Познавательно-исследовательский проект «Волшебный мир кристаллов»Познавательно-исследовательский проект «Волшебный мир кристаллов» Дошкольное детство – очень любознательный возраст. Доказательством тому служат нескончаемые вопросы, одним из которых стал: «А что такое.

Проект ученика 4 класса «Ужасно интересно всё то, что неизвестно! Удивительный мир кристаллов» Здравствуйте! Представляю Вашему вниманию презентацию "Ужасно интересно всё то, что не известно! " по изучению мира кристаллов. Презентация.

Проект по экологии «Посадка и выращивание лука» Проект по экологии: «Посадка и выращивание лука».Автор проекта: воспитатель Юровская Н. П,воспитатель МАДОУ ЦРР детский сад №71,Одинцово.

Проект Выращивание лука на подоконнике Введение Как вырастить лук на подоконнике? Этому и посвящён данный проект. Начало 19 февраля. Проект возник по инициативе самих детей группы.

Проектная деятельность «Выращивание кристаллов в домашних условиях» (подготовительная группа) Введение В мире очень много интересного и необычного. Вот, например, кристаллы. Они встречаются в нашей жизни везде, притягивая своей необычностью.

Проектно-исследовательская деятельность «Удивительный мир кристаллов и минералов» .

Рисование по мокрому листу с использованием солиРисование по мокрому листу с использованием соли Оборудование 1 белый лист формата А 4 2 стакан с водой 3 кисточка 4 краски медовые 5 соль крупная Ход работы: 1. С помощью кисточки, смачиваем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Выращивание кристаллов соли»
Опубликовано: 17 февраля 2016 в 20:15
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Выращивание кристаллов соли»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Беличенко (УИ 407106) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД