Екатерина Спирина
Конспект занятия в средней группе по теме «Дикие животные зимой» с использованием бурятского фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Екатерина Спирина
Конспект занятия в средней группе по теме «Дикие животные зимой» с использованием бурятского фольклора
Приоритетная область ФГОС: развитие речи
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать у детей умение образовывать притяжательные прилагательные от названия диких животных;
- формировать у детей умение отвечать полными распространёнными предложениями.
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект занятия в средней группе по теме „Дикие животные зимой“ с использованием бурятского фольклора» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Республика Бурятия
- Средняя группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развивать у детей умение подбирать имена прилагательные к именам существительным ;
- развивать навыки словообразования (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами);
- уточнить и активизировать словарь по теме «Дикие животные зимой» (названия животных, их детёнышей, жилищ и др.);
- развивать навыки восприятия текста художественного произведения.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать интерес к культуре народов нашего края, через знакомство с произведением бурятского фольклора - сказкой «Снег и заяц».
Задачи образовательных областей ФГОС в интеграции:
Физическое развитие: развивать мелкую и общую моторику детей; развивать координацию движений в сочетании с речью.
Художественно-эстетическое развитие: содействовать накоплению детьми опыта восприятия бурятской музыки.
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать интерес и уважение к людям другой национальности – бурятам, их культуре; развивать навыки изображения и передачи эмоций; воспитывать умение слушать друг друга.
Познавательное развитие: развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.
Оборудование: картинки с изображением диких лесных животных (волк, заяц, лиса, медведь, лось, рысь, белка, карточки с изображением определённого животного (волк, заяц, лиса, лось, рысь, белка) и различных кормов (шишка, ветки деревьев, мышка, заяц) на каждого ребёнка, самодельная игрушка Хозяин леса (бурят, «снежок», конвертики для пазлов на каждого ребёнка, н/п игра «Кто где живёт» (пазлы, карандаши для каждого ребёнка, Байкала-озера сказки: сборник. Кн. 2/ Сост. Н. И. Есипенюк.
Ход занятия:
1. Организационный момент. (Дети стоят у входа).
-Здравствуйте, дети, я очень рада видеть вас!
Ребята, вы знаете, как называется край, в котором мы живём? (Наш край называется Сибирь) В Сибири проживает много разных народов. А вы можете назвать эти народы? (Ответы детей) Хотите услышать их названия? (Ответы детей) Это - русские, украинцы, белорусы, немцы, якуты, буряты и много-много других народностей. И все они придумали сказки для своих детей. И сегодня к нам в гости пришёл Хозяин леса из бурятских сказок (Звучит национальная бурятская мелодия, вносится игрушка).
2. Введение в тему.
Л. : Хозяин знает очень много про диких животных леса. А вы что-нибудь знаете о них? (Ответы детей). Посмотрите-ка, а он не верит вам! (Здесь и далее идёт обыгрывание игрушки). Что же делать? ( Ответы детей: «…нам надо рассказать об этих зверях».). Правильно, давайте ему о них расскажем! Хозяин леса не умеет говорить по-русски, но всё хорошо понимает.
3. Пальчиковая игра.
Л. : Ребята, а какую пальчиковую игру про диких животных мы знаем? (Ответы детей).
Дикие животные (Последовательно соединять
Есть у нас в лесу: пальцы правой руки с большим)
Здесь ты можешь встретить (Последовательно соединять
Зайца и лису, пальцы левой руки с большим)
Белку и медведя, (Последовательно соединять
Волка, кабана - пальцы правой руки с большим)
Прячет всех надёжно (Последовательно соединять
Лесная тишина. пальцы левой руки с большим)
(Худякова Е. А.)
Молодцы! Присаживайтесь на стульчики.
4. Отгадывание загадок.
Л. : Х. л. очень понравилось! Но он приготовил для вас загадки. Угадайте, кто ещё живё т в наших лесах:
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось)
- Молодцы, а как вы догадались? (Ответы детей)
В лесу живёт дикая киска.
Не подходи к ней близко!
Ей не скажешь: Брысь!
Потому что это … (рысь)
- Молодцы! Расскажите, как вы догадались? (Ответы детей)
5. Развитие лексико-грамматических категорий.
а) Л. : Ребята. Давайте, ещё порадуем нашего гостя и расскажем о том, какие они дикие животные. Выберите себе любое из животных (Выставляются на мольберт картинки с изображением животных)
- Д/игра «Подбери признак» (При затруднении ребёнка в назывании признаков помогает вопросами)
Заяц (какой) - быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий.
Лиса (какая) - быстрая, ловкая, шустрая, пушистая, красивая, рыжая.
Белка (какая) - рыжая, серо-голубая, ловкая, быстрая.
Волк (какой) - злой, голодный, серый, зубастый, лохматый.
Лось (какой) - длинноногий, рогатый, огромный, короткохвостый.
Медведь (какой) - косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый.
Рысь (какая) - пятнистая, быстрая, ловкая.
Л. : Вот, молодцы! Всё правильно сказали!
Л. : А какую игру про лесных зверят зимой мы знаем? (Ответы детей) Поиграем?
Физминутка. Игра «Вышли зайки поскакать…
Вышли зайцы поскакать прыжки на двух ногах, ладони у головы
И в снежочки поиграть. имитация игры в снежки
Как на горке - снег, снег имитация падающего снега
Как под горкой - снег, снег имитация падающего снега
А под горкой движения руками внизу из стороны в сторону
спить медведь. руки сложены под щёку
Тише, зайцы! Не шуметь! показ жестом, ходьба на цыпочках
б) - А вы знаете, ребята, какая беда случилась в лесу с приходом зимы? (Ответы детей)
Заболели зверята и со всей своей звериной семьёй пришли к Хозяину леса за помощью.
Вы можете назвать семьи животных? Вам поможет снежок. К кому он попадёт - тот и назовёт.
- Д/игра «Назови семью»
Папа - заяц, мама - ….зайчиха, детёныш - зайчонок, детёныши - зайчата.
Папа - лис, мама - …лиса, детёныш - лисёнок, детёныши - лисята.
Папа - лось, мама - …лосиха, детёныш - лосёнок, детёныши - лосята.
Папа - волк, мама - …волчиха, детёныш - волчонок, детёныши - волчата.
Папа - рысь, мама - …рысь, детёныш - рысёнок, детёныши - рысята.
Папа - белка, мама - …белка, детёныш - бельчонок, детёныши - бельчата.
Л. : Только семья не пришла. Как вы думаете, какая и почему? (Зимой медведи спят)
А вы, можете, назвать их семью?
Папа - медведь, мама - …медведица, детёныш - медвежонок, детёныши - медвежата.
- Правильно! Молодцы! Слушайте дальше.
в) Л. : Чтобы зверята не боялись, Хозяин леса называл их ласковыми именами. А вы сможете их ласково назвать? (ответы детей) Вам опять поможет снежок.
- Д/игра с мячом «Назови ласково»
Не лисёнок, а … лисёночек.
Не рысёнок, а … рысёночек.
Не бельчонок, а … бельчоночек.
Не зайчонок, а … зайчоночек.
Не волчонок, а … волчоночек.
Не лосёнок, а … лосёночек.
А если бы пришёл медвежонок, то как бы его назвал Хозяин леса? - … медвежоночек.
Всех правильно назвали! Молодцы!
г) Вылечил Хозяин леса лесных зверюшек.
- Д/игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Зайчонку вылечил лапку - чью лапку вылечил? (заячью)
Лисёнку вылечил ушко - чьё ушко? (лисье)
Бельчонку - носик - чей носик? (беличий)
Рыси - хвостик - чей хвостик? (рысий)
Лосёнку - копыто - чьё копыто? (лосинное)
Волчонку - пасть - чью пасть? (волчью)
А если бы пришёл медвежонок с больным зубом, чей бы зуб вылечил Хозяин леса? (медвежий)
Всё верно сказали! Молодцы!
Физпауза. Обрадовались зверята тому, что выздоровели и пустились веселиться. Вставайте, покажите, как они это делали!
Лапками затопали,
Ушками захлопали,
А потом помолчали,
И начали всё с начала!
Лапками затопали,
Ушками захлопали,
А потом замолчали,
И заскучали…
Покажите, как они заскучали? (дети изображают)
д) Как вы думаете, почему зверята заскучали? (Ответы детей) А заскучали они, потому что проголодались!
Л. : Ребята, а вы знаете, чем питаются звери зимой? Сможете подобрать им корм? (Ответы детей)
Пройдите к столам.
- Д/игра «Подбери угощение» (у каждого ребёнка индивидуальная картинка с изображением животных и различных кормов : шишка, ветки деревьев, мышка, заяц).
Соедините линией ваше животное с его кормом. Скажите, кто чем питается? (Зайцы зимой питаются корой и ветками деревьев. Белки зимой питаются семенами шишек. Лисы зимой питаются мышами-полёвками. Волки зимой питаются зайцами и другими животными. Лоси зимой питаются корой и ветками деревьев. Рыси зимой питаются зайцами и другими животными. Медведи зимой ничем не питаются : они спят в берлоге.)
е) Л. : Поели зверята и отправились по домам. А вы пройдите к свои стульчикам.
- Д/игра «Кто где живёт?» (пазлы)
Л. : Найдите животное, что спряталось под вашим стульчиком, и помогите ему найти свой домик. (собирают на ковре). Скажите, кто где живёт? (Медведь живёт в берлоге. Белка живёт в дупле. Лиса живёт в норе.)
Л. : А у кого из наших животных есть ещё своё жилище? (Если затрудняются, подсказать - зубатый, серый, хвостатый …. волк.) Где живёт волк? (Волк живёт в логове.)
6. Чтение сказки «Снег и заяц»
Л. : Вижу, вижу, доволен Хозяин леса. А за то, что вы такие разумные и знающие, хочет он порадовать вас бурятской сказкой про зайца, что у него за снег просил. Садитесь поудобнее, слушайте внимательно. (Звучит бурятская мелодия. Сначала погромче, а потом чуть слышно, выступая фоном для чтения сказки)
(Чтение сказки)
Вопросы:
Понравилась вам сказка? Кто вам больше всего понравился? Почему? (Хозяин леса пожалел зайца, поменял цвет шубки зайца с белого на серый)
7. Итог занятия.
Л. : Ребята, что мы должны были сделать на нашем занятии? (Рассказать Хозяину о диких лесных животных). Мы справились? (Ответы детей) Хозяину леса пора назад, в лес, к своим зверям. Он обязательно расскажет зверям, какие вы молодцы, как много о них знаете!
Ребята, а вы хотите кому-нибудь рассказать о том, что происходило на нашем занятии? Что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей) Хозяин леса хочет попрощаться с вами на своём, родном бурятском языке, а вы с ним попрощайтесь по-русски! (Баярдай)
(Дети прощаются и уходят)