Трофимова Инна Николаевна
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Дикие животные зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Цель: продолжать формировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных, их повадках, внешнем виде, цепочках питания, образе жизни в зимний период.
Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
Речевые: Развивать связную речь, обогащать словарь детей: егерь, медведь-шатун, логово.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе „Дикие животные зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Воспитательные: Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и её обитателям.
Демонстрационный материал: мягкие модули для имитации берлоги; ёлочки; нарисованные следы животных: зайца, лисы, волка, белки, лося; звуковые эффекты (вой волков, сопение медведя); набор предметов для игры: шишки, грибы, капуста, морковь, пучок сена, зерно, орехи и. т. д.); набор картинок "Дикие животные леса", нарисованная кормушка с сеном и
зерном, декорация с изображением белого зайца, белки и лисы.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе, чтение сказок о животных, отгадывание загадок, рисование лесных обитателей, беседы о правилах поведения на природе.
Методические приёмы: беседа-диалог, рассказ, рассматривание, физкультминутка, слушание звукозаписи.
Ход ООД.
(Дети стоят в кругу)
Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте поздороваемся.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку: снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Назовите приметы зимы.
Дети: Снег, вьюга, холодный ветер, мороз,водоемы покрываются льдом, некоторые животные меняют цвет шубки,вырастает теплая,зимняя шерстка, некоторые животные ложатся в спячку.
Воспитатель: А как люди готовятся к зиме? Какую одежду носят? Давайте и мы с вами оденемся потеплее и отправимся на экскурсию в зимний лес. А на чем можно добраться зимой до леса? (ответы детей). А мы с вами будем добираться на лыжах. (Дети вместе с воспитателем имитируют одевание и ходьбу на лыжах). Ребята, давайте вспомним как нужно вести себя в лесу. Закрепляем правила (не шуметь, не ломать веток.). Пока идем на лыжах
вспоминаем как называют животных, которые живут в лесу? (дикие)
Воспитатель: Ну, вот и пришли. Посмотрите, какая красота кругом: деревья стоят в снежном убранстве, кругом все бело, тишина в лесу. (подходим к месту,где следы лисы)
-Ребята, чьи это следы?
Дети: Лисы.
Воспитатель: Давайте, ребята, посмотрим где живет лиса (из норы видно лису). Беседа о лисе. Лиса-это хищница, очень хитрая. У нее пушистая, рыжая шерстка и длинный пушистый хвост.
Им она заметает свои следы на снегу. Лиса слышит писк мышей под снегом, раскапывает снег и ловит мышей. Ещё лиса гоняется за зайцами. Живет в норе. (Примерно такой рассказ составляют дети вместе с воспитателем). Как лиса ходит?
Дети: Петляет.
Воспитатель: В каких сказках встречается нам лиса?
дети: "Лиса и волк","Заюшкина избушка","Лисичка со скалочкой","Кот, лиса и петух".
Воспитатель: Давайте,назовем всех членов семьи лис.
Дети: Папа-лис, мама-лиса, детеныш-лисёнок, а много- лисят.
Воспитатель: Ребята, а давайте для наших лисят сделаем красивый коврик. Дети садятся за столы, где для каждого приготовлен набор из геометрических фигур (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник) и белый лист. Воспитатель называет фигуру и рассказывает в какой угол листа надо её положить.
Воспитатель: Вот какие красивые коврики у наших ребят получились.
(Передвигаемся дальше)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите здесь опять чьи-то следы!
Дети: Следы зайца. Заячьи следы.
(ищем по следам зайца).
Воспитатель: Смотрите, вон под кустом сидит заяц. Какой он? Беседа о зайце. Заяц белый. У него длинные уши, быстрые ноги. Он меняет шубку 2 раза в год. Летом - серый, зимой- белый. Для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников. Зимой питается корой деревьев. Зайчонок рождается меньше ладошки, но уже через 3 дня он ловко прыгает и бегает. А в сказках зайка какой?
Дети: Трусливый, всего боится.
Воспитатель: Давайте, дети, составим цепочку заячьей семьи. Папа-заяц, мама-зайчиха, детеныш-зайчонок, много - зайчат.
Подвижная игра "Лиса и зайцы"
Дети в кругу держатся за руки. Они деревья. Один ребенок-лиса, другой -заяц. Лиса гоняется за зайцем, а деревья мешают ветками (руками) лисе.
(Слышится вой волков - звукозапись).
Воспитатель: Что это, дети?
Дети: Это воют волки.
Воспитатель: Вот поэтому зайка спрятался под кустом. Он лису, да волков напугался. Смотрите, дети, тихо, а то волки придут сюда. Видите вон следы волков. Они по лесу рыщут, свою добычу ищут. Беседа о волках.
Волк к зиме не меняет цвета шубы, но она становится гуще и теплее. Живут волки в норах, которые называются - логово. По ночам они часто воют. Охотятся волки стаями на больных и слабых животных.
Составим цепочку семейства волков. Папа-волк, мама-волчица, детеныш-волчонок, много - волчат, волков.
Воспитатель: В каких сказках мы встречаем волка?
Дети: "Красная шапочка", "Волк и лиса","Три поросенка","Волк и семеро козлят".
Воспитатель: Во всех сказках волк одинаковый?
Дети: Нет. В одних - злой, в других глупый, доверчивый.
Воспитатель: Ну, что же, пойдем дальше пока волков не встретили.
(идем к дереву с дуплом белочки)
Воспитатель: Ребята, что это под ёлочками на снегу лежит?
Дети : Шишки.
Воспитатель: Давайте посчитаем сколько же шишек лежит под каждой ёлочкой (ответы детей). А теперь сравним где больше, а где меньше (ответы детей).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, а под этой красивой ёлочкой лежат не простые шишки, а волшебные – они с цифрами.
Дидактическая игра «Шишки с цифрами».
Дети поднимают шишку и называют цифру, другие дети называют эти цифры по порядку (цифры от 1 до 7).
Воспитатель: Ребята, а откуда же здесь так много шишек? Может быть, их кто-то потерял?
Дети: Это белка.
Воспитатель: Подойдем поближе и посмотрим. Действительно, здесь жилище белки. Как называется домик белки?
Дети: Дупло (из дупла виднеется белка)
Воспитатель: Правильно (беседа о белках). Белка-маленький, рыжий, безобидный зверек. Она ловко прыгает по веткам. Белки на зиму делают запасы: ягоды, грибы, орехи. Белок можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека. Составим цепочку семейства белок. Папа-белка, мама-белка,детеныш-бельчонок, много- белок. Ребята, давайте для наших белок приготовим угощение – слепим грибы (дети садятся за столы).
Пальчиковая гимнастика «Белочки» (см. в приложении)
Воспитатель: Мы размяли наши пальчики и можем начинать нашу работу. Посмотрите, как мы будем лепить наши грибочки. Сначала мы вылепим из пластилина ножку. Берем комочек и раскатываем в ладонях круговыми движениями, посмотрите, получился шарик. Теперь шарик надо немного раскатать ладонями «туда-сюда», шарик превратился в колбаску. Берем комочек поменьше, также раскатываем в шар, потом сплющиваем и у нас получается шляпка. Прикрепляем шляпку к нашей ножке. Вот такие замечательные грибы у нас получились.
Воспитатель: Ребята, давайте продолжим нашу экскурсию.
Ой, а это что? (стоит кормушка с сеном и зерном).
Дети: Здесь сено, зерно.
Воспитатель: А как они попали в лес и для кого? Да здесь и следы какие-то интересные. Как думаете чьи?
Дети: Следы лосей.
Воспитатель: Правильно. Это лоси ходили, а сено кто положил им?
Дети: Люди, чтобы лоси не умерли с голода.
Воспитатель: Молодцы! А людей, которые помогают выжить лосям в холодное время года называют - лесники, егеря. (Беседа о лосях). Лоси - это крупные копытные (на ногах копыта) животные. Они питаются веточками и корой деревьев. Они ходят по глубокому снегу, поэтому часто становятся добычей волков. Составим цепочку семейства лосей.
Папа- лось, мама-лосиха, детеныш-лосенок, много- лосей.
Воспитатель: Пойдем дальше, дети. Смотрите, какая большая куча снега. Кто нагреб её здесь?
(звукозапись-сопение-храп медведя)
Воспитатель: Дети, слышите, что это? Кто-то сопит. Как вы думаете, кто здесь спит?
Дети: Медведь в берлоге спит.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Здесь берлога медведя. (Беседа о медведе). Медведь - это крупный лесной зверь. У него теплая, бурая шерсть. К зиме он запасает под шкурой много жира. Медведь спит всю зиму. Ничего не ест. Зимой у медведицы появляется маленький медвежонок. Всю зиму он питается маминым молоком, а весной вместе с мамой выходит из берлоги. Если нечаянно разбудить медведя во время спячки, то он будет бродить по лесу очень злой. В это время он очень опасен. Такого медведя называют -ШАТУН. Составим цепочку семейства медведей. Папа - медведь, мама-медведица,, детеныш-медвежонок, много- медведей.
А кто еще спит зимой?
Дети: Барсук, еж.
Воспитатель: Ну, чтобы не разбудить медведя отойдем от берлоги подальше и погреемся немного, а то на улице холодно.
Физкультминутка «Весёлые зверята» (см. в приложении)
Воспитатель: Ну, что же, дети, пора нам возвращаться в детский сад. Не будем тревожить лесных зверей (возвращаемся, имитируя езду на лыжах).
Дети садятся на стульчики, сняв теплые вещи.
Воспитатель: Молодцы! Всех лесных зверей правильно назвали и узнали, а покормить мы их забыли, ведь многим из них голодно зимой в лесу. Чтобы исправить это, мы сейчас поиграем с вами в игру "Кто что ест?" (волшебный мешочек с предметами еды для диких
зверей). Опускаем руку в волшебный мешочек, достаем предмет и говорим, кто это ест.
Воспитатель: Молодцы! Вот и подошло занятие к концу. Спасибо за работу! Мы с вами будем продолжать знакомство с лесными зверями и дальше. А сейчас, ребята, пришло время попрощаться с нашими гостями и сказать им: «До свидания!»
Приложение
[/b]
Пальчиковая гимнастика «Белочки»
Раз, два, три, четыре, пять,
Пришли белки поиграть (показать пять пальцев)
Одна куда-то подевалась, (спрятать руку за спину)
Четыре белочки осталось (показать четыре пальца)
А теперь скорей смотри, (спрятать руку за спину)
Их уже осталось три (показать три пальца)
Ну и ну, какая жалость, (спрятать руку за спину)
Только две у нас осталось (показать два пальца)
Эта новость так грустна, (прятать руку за спину)
Осталось белочка одна (показать один палец)
Пока с вами мы считали,
Белочки от нас сбежали (пальчики убегают по столу).
Физкультминутка «Весёлые зверята»
Раз, два (пружинка, руки на пояс)
Это заячья зарядка, ушки на макушке.
А лисята как проснутся (ладошки в кулачки и потираем глаза)
Любят долго потянуться (потягиваемся)
Обязательно зевнуть (имитация зевания)
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата- спину выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
С зайкой вместе долго топчется на месте.