Анна Жилинская
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «В гости к звукам [Щ]-[Ч]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для закрепления и различения звуков [Щ], [Ч] на слух и в произношении.
Задачи:
• коррекционно-образовательные:
-учить детей различать звуки [Щ], [Ч] на материале слогов, слов и предложений;
-формировать навыки словообразования;
-формировать номинативный словарь;
• коррекционно-развивающие:
-развивать у детей фонематический слух и восприятие;
-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
-расширять и уточнять словарь;
-развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза слов;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной логопедической группе „В гости к звукам [Щ]-[Ч]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
-развивать звонкость голоса;
• коррекционно-воспитательная:
-воспитывать у детей самоконтроль за речью и самостоятельность при выполнении заданий.
Оборудование:
Предметные картинки со звуками [Щ] ,[Ч] в названии, наборы для составления схем, разрезные азбуки, зеркала, картинки с изображением животных, рыб.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Логопед : Игра «Закончи слово». Сядет тот, кто закончит слово, добавив слоги «ча» или «ща».
(пища, свеча, роща, встреча, куча, задача, чаща, удача, подача, дача, передача, гуща)
II. Развитие общей, мелкой моторики и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление. Движения по тексту.
Руки не напряжены
И расслаблены…
Наши руки так стараются
Пусть и ноги расслабляются.
2. Развитие общей моторики. «Два щенка»
(см. приложение 1)
3. Развитие мелкой моторики «Пять телят»
(см. приложение 2)
4. Массаж лица.
(см. приложение 3)
5. Развитие мимических мышц.
(см. приложение 4)
6. Артикуляционная гимнастика.
(см. приложение 5)
7. Работа по развитию дыхания и голоса.
- Вдох через нос – выдох через рот;
Вдох через нос – выдох через рот;
Вдох через рот – выдох через рот.
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы.
Логопед :
-Сегодня к нам в гости пришли два звука [Ч], [Щ] и мы узнаем, чем они похожи, и чем отличаются друг от друга.
2. Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед :
-Ребята, назовите картинки, которые вы видите (мяч, лещ, вам нужно выделить последний звук.
-Молодцы! А сейчас дайте характеристику звуку [Щ] – согласный, мягкий, глухой.
Звук [ч] – согласный мягкий, глухой.
- Давайте сравним эти звуки :
- Чем похожи? (оба согласные, оба мягкие, оба глухие).
- Чем отличаются? (Звук [Ч] произносится отрывисто, а звук [Щ] протяжно.
3. Связь буквы и звука.
Логопед : Ребята, какого цвета фишкой мы будем с вами обозначать звуки [Ч], [Щ]?
-Звук [Ч],[Щ] какой обозначается буквой?
4. Развитие фонематического слуха.
Игра «Найди общий звук»
- Щенок, плащ, овощи, лещ. – [Щ].
-Часы, чайник, очки, обруч. – [Ч].
5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
Игра «Закончи слово»
(Логопед начинает слово и бросает мяч ребенку, который заканчивает его, добавляя слог ЧИ, ЩИ.)
-Закончи слово слогом ЧИ, ЩИ.
(Товарищи, клещи, вещи, овощи, лещи, грачи, трубачи, мячи, врачи, обручи.)
- Называние предметных картинок, выставленных на доске. Деление слогов на слоги.
Игра «Прошагай слово»
(Дети делают столько шагов, сколько слогов в слове).
(Лещ, чаща, товарищи.)
Логопед : Игра «Слушай внимательно и повторяй за мной» Проговорите четко за мной скороговорки: «Щипцы и клещи – это папины вещи», «В горячей печи пекарь пек калачи».
-А сейчас обе скороговорки мы проговорим следующим образом:
-Я проговорю в вопросительной форме, а вы мне ответите в утвердительной форме.
- Определение места звуков в словах.
(Щука, перчатки, клещ.)
-Составление слов из букв разрезной азбуки и выполнение звуко-слогового анализа слов.
(Врач, щипцы.)
- Составление предложения «Наш щенок», «Бычок мычит». Выполнение схемы предложения.
- Игра «Звонко, громко говори!»
Логопед : Я прочту стихотворение, а вы послушайте внимательно, а затем с такой же интонацией как и у меня проговорите за мной.
Пёс ворчит, ворчит, ворчит.
Пёс какой? Ворчащий.
Бык мычит, мычит, мычит.
Бык какой? Мычащий.
А петух кричит, кричит.
Он какой? Кричащий.
IV.Физкультминутка «Чудовищная загадка»
Живет в пещере чудовище (Приседают.)
Хранит в лапищах сокровище. (Обнимают себя.)
У чудовища длинный хвостище, (Тянут руки назад.)
Крепки у него лапищи, (встаем с подскоком.)
Кривы на лапищах когтищи, (Сгибают пальцы на ногах и переступают с ноги на ногу.)
Остры у него зубищи,
Черны у него глазищи,
Блестящи его усищи. (Садятся на свои места.)
Да ты не бойся малышка!
Чудовище это - мышка!
Пещера – мышкина норка,
А сокровище – хлебная корка!
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Игра «Большой – огромный»
- изменить слова по образцу.
Бык – бычище.
Свинья – свинище.
Кот – котище.
Лошадь – лошадище.
Корова – коровище.
Собака – собачище.
Осел – ослище.
Кролик – крольчище.
Медведь – медведище.
Волк – волчище.
Заяц – зайчище.
VI. Итог занятия и оценка работы детей.
- Какие звуки мы сегодня учились различать?
- Есть ли у этих звуков твердые братцы?
- Кого мы учились называть огромными словами?
- Что вам понравилось больше всего на занятии?
Приложение №1.
«Два щенка»
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке
А у щетки половой
Палка есть над головой
Палка – щелк щенков с плеча,
Два щенка ушли пища.
Приложение №2
«Пять телят»
Этот теленок пьет молоко.
Этот теленок ушел далеко.
Этот теленок травку жует
Этот теленок копытами бьет;
Этот теленок мычит «Му – му – му!
Все разошлись! Скучно мне одному!»
Приложение №3
Массаж лица.
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока –
Вот так радость для щенка.
Приложение №4
Эмоции.
До чего красив венок:
Ромашки, незабудки.
На цепи сидит щенок
У собачьей будки.
Приложение №5
Артикуляционная гимнастика.
Логопед : Сегодня с нами артикуляционную гимнастику будут выполнять два щенка – одного зовут Щепа, а другого Чапа. Однажды два друга Щепа и Чапа играли и оба измазались вареньем. Вот посмотрите как они облизывались (упражнение «Вкусное варенье».)
За это хозяйка прогнала их и они убежали в лес. По дороге они чуть не наступили на семейку опят (упражнение «Грибок»).
Но тут они услышали странный звук : (упражнение «Гармошка, что было очень похоже на гармошку, и побежали на этот звук