Надежда Сушилкина
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Весна идёт!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщение знаний о весне, о признаках весны
Коррекционно-образовательные задачи:
-Обобщать и расширять словарь детей по теме;
- Закреплять навыки словообразования и словоизменения; согласования существительных с прилагательными;
-Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов.
Закреплять умение составлять предложения из заданных слов, по картине, умение отвечать на вопросы полным ответом;
- Совершенствовать фонематическое восприятие.
Коррекционно-развивающие задачи:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной логопедической группе „Весна идёт!“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
-Развивать связную речь, артикуляционную, мелкую и общую моторику. Автоматизировать правильное звукопроизношение в свободной речи,
Коррекционно-воспитательные задачи:
-Вызывать положительные эмоции.
-Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе. Снятие эмоционального и телесного напряжения.
Ход занятия:
• Организационный момент.
• Придумано кем-то просто и мудро:
• При встрече здороваться: “Доброе утро?
• Доброе утро – солнцу и птицам!
• Доброе утро – доверчивым лицам!
• И каждый становится добрым, доверчивым,
• Пусть доброе утро длится до вечера!
• Здравствуйте ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение! Я вам улыбнусь, а вы мне и друг другу.
2. Развитие артикуляционной моторики.
Как всегда мы начинаем наше занятие с гимнастики для язычка. Ведь нашему язычку нужно подготовиться, чтоб правильно и красиво говорить и выговаривать все звуки.
Жил веселый Язычок
В маленьком домишке,
Превращался во что мог
На радость всем детишкам.
Вот в лопатку превратился
И на губке развалился.
Распластался, растянулся
И губами улыбнулся.
Вот широко рот открылся,
Язычок поднялся вверх,
Потянулся, изогнулся
И стал чашечкой для всех.
А теперь Язык наш колкий,
Стал он тонкий, как иголка.
Язычок свой потяни
И иголкой уколи.
Ходят часики тик-так,
Не остановишь их никак.
Влево - тик, вправо - так,
Тик-так, тик-так.
А теперь вот, погляди, -
Это скачут лошади.
Языком пощелкай ты,
Как копытами они.
Язычок наш захотел:
На качелях полетел!
Летят они то вверх, то вниз.
Ты вместе с ними прокатись.
Кисточкой наш Язычок,
Покрасил чердачок.
Не чердак, а нёбо!
У него дел много!
Так живет наш Язычок
В маленьком домишке,
Превращается во все
На радость всем детишкам!
II. Основная часть
- Ребята, хотите отправиться в путешествие?
Мы отправимся в сказочное путешествие, в гости к временам года. (Звучат музыкальные отрывки (вьюга, зима, капель, весна). Закроем глаза.
- У кого в гостях вы побывали?
- Какие это времена года? (зима, весна).
- Какое время года закончилось?
- Какое время года наступило?
- Какая зима? Весна? (Дети подбирают прилагательные к этим словам).
Вот глянула Весна на природу и загрустила: все кругом пусто и голо… Сколько же ей придется поработать, чтобы всё вокруг приодеть и принарядить! Как же ей одной с этим справиться? Ещё больше загрустила Весна : без помощников ей не обойтись… Но кто же ей поможет
Зима никак не желает уходить и уступить весне дорогу.
- Давайте поможем весне вступить в свои права. И вот первое задание.
Задание 1
- Перед вами краски.
- Какие зимние цвета?
- Весенние цвета?
- Что бывает белое, синее …., зелёное, жёлтое …. .)
- Как меняются краски с приходом весны?
Логопед : - Ох уж эта зима, ни как не хочет уходить. …. Придать силы весне, мы можем, выполнив следующие задания. А за правильное выполнение заданий вы будете получать лучики солнца, а вы знаете, чем ярче светит солнце, тем теплей. И в конце занятия мы выложим наше весеннее солнце.
Задание 2: «Скажите наоборот»
Зимой снег чистый, а весной - … грязный
Зимой дни холодные, а весной -
Зимой солнце тусклое, а весной -
Зимой погода часто пасмурная, а весной -
- Задание 3:
Ребята, послушайте стихотворение о весне
Весна.
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно, очень тёплые
Ноги у весны.
- Какой признак весны вы услышали в стихотворении?
(проталины появляются именно в марте месяце).(проталины на слайде)
Логопед. Как вы думаете, ребята, почему их называют проталинами? (Потому, что снег в этом месте растаял совсем, протаял до земли).
На проталинах появляются первые цветы Подснежники.
Как вы думаете, ребята, почему их называют Подснежниками? (Потому, что они вырастают из-под снега).
Логопед : А вы знаете, ребята, что весна бывает ранняя и поздняя. Сейчас, я буду вам показывать картинки с приметами весны, а вы будете отвечать, когда это бывает? (Вешает картинки на доску).
Тает снег - … (ранней весной).
Порхают бабочки - … (поздней весной).
Цветёт яблоня - … (поздней весной).
На реке ледоход - … (ранней весной).
Первая гроза - … (поздней весной).
Распускается подснежник - … (ранней весной).
Распустились листья на деревьях - … (поздней весной).
Тают сосульки - … (ранней весной).
Набухли почки - … (ранней весной).
Щебечут ласточки - … (поздней весной).
Прилетают грачи - … (ранней весной).
Зацвела сирень - … (поздней весной).
Задание 4:
Расширение глагольного словаря детей.
1. Д/и «Что делает?» : педагог задает вопросы детям:
- Что делает солнце весной? (Ярко светит).
- Что делает снег весной? (Тает).
- Что делают ручейки весной? (Бегут/текут).
- Что появляется на деревьях весной? (Листочки).
- Что появляется на земле весной? (Цветы).
- Кто прилетает весной из теплых стран? (Птицы).
Физкультминутка.
«Весна» (Упражнение на координацию речи с движениями).
Солнце наше высоко (тянуться вверх)
Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания рук)
Тает снег от лучей, (расслабление)
Звонко побежал ручей.
Вы за ручейком бегите,
И друг другу улыбнитесь.
- Задание 5: Птицы
С приходом весны к нам возвращаются птицы. А какие птицы прилетели в наш лес, мы сейчас узнаем.
- Что могут делать птицы?
(Птицы летают, вьют гнездо, клюют, чирикают, поют,)
-Утка. (Какой звук первый, какие ещё звуки слышим, сколько частей в слове)
-Скворец, грач, ласточка, соловей.
Задание 6
Логопед. А сейчас следующее задание:
Упражнение «Что лишнее?»
(Совершенствование синтаксической стороны речи предложения с противопоставлением).
- А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете другие приметы ранней весны.
- Слушайте меня, определяйте, какая из примет лишняя, и объясняйте, почему.
* Тает снег, улетают в тёплые края перелётные птицы, начинается капель, появляются проталины.
(Ранней весной перелётные птицы не улетают в тёплые края, а прилетают к нам.)
*Распускются листочки, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветаем мать-и мачеха.
(Ранней весной сильные морозы уже е трещат, а бывают только заморозки.)
* Набухают почки, созревают яблоки, на проталинах появляется первая травка, грачи начинают строить гнёзда.
(Яблоки созревают не ранней весной, а летом или осенью.)
*С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают.
(Листья желтеют и опадают осенью, а не ранней весной.)
Задание 7: Упражнение на слуховое внимание и память
- А сейчас проверим, как мы весне помогли : можете ли вы отличить весенние слова от других. Как только услышите слова, относящиеся к весне, сразу тянем руки к солнцу (вверх! Зовём его.
(Шкаф, апрель, тепло, кувшин, жара, тает, лужа, снегопад, цветы, подснежник, листики, зелень, сахар, мороз, февраль, трава, проталина, просыпается, водитель, капель.)
– Какие весенние слова вы услышали?
III. Рефлексия
Дети закрывают глаза и слушают аудиозапись “Звуки природы”.
Слова логопеда : «Ласково улыбается людям, животным, птицам и растениям весеннее солнышко. От его тепла всем становится тепло. Настроение прекрасное и хочется делать добро.» (все открывают глаза).
- С приходом весны всё меняется. Вспомним, что узнали сегодня о весне. Каждый раз, называя примету весны или изменение в природе, будем добавлять лучик нашему солнцу на доске.
Свой ответ начните словом – «Весной.».