Оксана Васильева
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Введение в науку астрономию»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Уточнить и конкретизировать имеющиеся у детей сведения о Солнечной системе.
Раскрыть перспективу познания: «Сегодня я вам расскажу о самой древней из наук – астрономии».
Передать определенные неизвестные или ранее познанные факты и сведения о древней науке астрономии : «Что за наука астрономия?», «Что изучает астрономия?», «Что такое звезды?», «Как называют людей, которые изучают астрономию?».
Расширить словарь детей на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом понятий.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе „Введение в науку астрономию“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Введение слов, обозначающих элементарные понятия: астрономия, телескоп, астронавты, небесные тела, девиз.
Методические приемы:
Словесные:
а) проблемные вопросы;
б) уточняющие вопросы;
в) рассказ педагога;
г) домашнее задание: придумать свой собственный девиз.
Практический: рисование в технике граттаж.
Наглядный: изображение звездного неба.
Ход:
Приветствие:
Приглушается свет, все садятся в круг. Начинаем обратный отсчет: 5,4,3,2,1 пуск – подпрыгиваем, садимся на свои места.
I часть
Дети, кто-нибудь из вас уже знает о Солнечной системе? Что Солнце – это… (огромная звезда, шар, а наша Земля – это… (планета). Она круглая, как и другие планеты. У Земли есть спутник, это - … (Луна).
II часть
Дети, а вы знаете, какая наука изучает Солнце, звезды, планеты и другие космические тела? Как вы думаете, что такое планета? Звезда? Спутник? Что люди знают об их строении? Сколько всего планет в нашей Солнечной системе? А хотите, чтобы я вам рассказала про это?
Сегодня я и расскажу вам о самой древнейшей из наук – астрономии, которая изучает звезды, Солнце, планеты и другие космические тела.
Пальчиковая гимнастика «Космос»
Мы космический отряд
Очень дружных пять ребят
- Гагарин
- Титов
- Леонов
- Комаров
- женщина, а не мужчина
Терешкова Валентина
III часть
Демонстрация презентации «Солнечная система», педагог сопровождает рассказом.
Астрономия – это самая-самая древняя из наук. В далекие времена, когда наши предки еще жили в пещерах, они, как и мы, каждую ночь смотрели на небо. Над их головами в темной вышине сверкали многочисленные точки, медленно проходя свой круг с одного места небосвода на другое. Они исчезали к утру, чтобы вновь появиться следующей ночью. А там, где днем сверкал огромный яркий круг Солнца, ночью разгоняя тьму, сверкала Луна. Небо было нужно человеку во всем и всегда. Небо заменяло тогда и компас, и часы, и календарь. По звездам путники находили направление. У звезд спрашивали, скоро ли утро. По звездам определяли, когда придет весна. Люди подолгу смотрели на небо, как зачарованные, любовались, удивлялись и думали, думали, думали… Что такое звезды? Как они появились на небе? Почему они рассыпались по небу именно так, а не иначе? Почему светит Солнце?
Но на эти вопросы не могли найти ответа. Поэтому астрономия из всех остальных наук многие тысячелетия жила со словами: «смотри и думай»!
Как вы считаете, почему? (ответы детей)
Большие расстояния отделяют человека от звезд, планет и Солнца. До них не долетишь, не дойдешь, а тем более – не дотянешься рукой, не проведешь ни опытов, ни экспериментов под названием: «Рождение звезды». Можно было только вглядываться в глубину небес и сравнивать с тем, что видели вчера.
Как же люди на земле узнали, что такое черное небо, что такое Луна, что такое звезды, что такое Солнце? Ведь сколько не смотри на небо, хоть всю ночь на пролет, все равно небо кажется потолком, Солнце и Луна – плоскими светлыми блинами, а звезды – просто яркими точками.
Правильно, люди изобрели специальный прибор для изучения и наблюдения за звездами, Солнцем, планетами – телескоп.
Физкультминутка «Космонавты»
Один, два, три, четыре, пять
Отрываюсь от земли
Долетаю до луны
На орбите повисим
И опять домой спешим Ходьба на месте
Соединить руки над головой
Подпрыгнуть
Руки в стороны, покружиться
Покачать руками вперед-назад
Ходьба на месте
А как называют людей, изучающих Солнце, звезды, планеты? (астрономы).
Впервые телескоп использовал итальянский ученый-астроном Галилео Галилей. Почти 400 лет назад он построил мощный телескоп, с помощью которого ему удалось открыть многое из того, о чем раньше никто не догадывался. Оказалось, что Солнце – огромный шар, и Луна – тоже огромный шар, и звезды – тоже огромные шары. Бывает же так, что большой уличный фонарь кажется точечкой, когда до него много километров. Все, что есть в космосе, называется небесными телами. Все они очень разные.
Вот так наука астрономия прошла длинный путь от непонятного, неизведанного к первым открытиям.
Сейчас астрономы пользуются более мощными телескопами, позволяющими еще лучше изучать небесные тела. Напомните мне, что это за небесные тела?
А для исследования далеких планет, ученые сконструировали специальные устройства: ракеты, самоходные аппараты, искусственные спутники, которые позволяют астрономам, не покидая своей планеты, узнать о небесных телах. О них я расскажу в дальнейшем.
IV часть
Творчество:
Выполнение рисунка в технике граттаж.
V часть
Вопросы:
С какой древнейшей наукой мы сегодня познакомились?
Что изучает эта наука?
Как называются люди, изучающие небесные тела?
Почему девиз древних астрономов звучал так : «Смотри и думай!»?
Домашнее задание: Предлагаю вам каждому придумать свой собственный девиз для полёта к звёздам (можно с мамой или папой).
А хотите еще узнать что-то новое, интересное о науке астрономии?
Прощание: «Будем в космосе летать". (Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)
1,2,3,4,5. (Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)
Будем в космосе летать.
(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)
1 – комета.
2 – планета.
3 – луноход.
4 – звездолет.
5 – земля, пока!
(Дети машут кистью руки, прощаясь)
До свидания друзья!