Алгаев Валентин Петрович
Конспект открытого занятия «Введение в программу кружка резьбы по дереву»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект открытого урока.
Тема занятия: «Введение в программу «Резьба по дереву»»
Цель: заинтересовать и ознакомить учащихся с программой дополнительного образования «Резьба по дереву»
Задачи занятия:
Обучающие: 1. Ознакомить с основными видами резьбы по дереву;
2. Научить основам художественной обработки древесины в технике контурной и геометрической резьбы;
Развивающая: 1. Развивать пространственное воображение, техническое мышление.
Публикация «Конспект открытого занятия „Введение в программу кружка резьбы по дереву“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Воспитательные:1. Способствовать воспитанию чувства патриотизма, уважения к защитникам Отечества.
Оборудование к занятию: чертежные принадлежности, резцы по дереву - «косяки», дощечки, компьютер, проектор, экран, образцы резьбы по дереву.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
-Проверка необходимого оборудования.
-Знакомство педагога с детьми в свободной, непринужденной форме. Небольшой рассказ о себе, своей работе и увлечениях.
Слайды № 1,2,3,4,5,6,7
Здравствуйте ребята! Меня зовут Валентин Петрович. Я педагог дополнительного образования. Приехал из северо-восточного района РМЭ, а точнее из Кукнурского поселения Сернурского района-родины первого марийского скульптора Шабердина. Наш край славится еще тем, что здесь находится фазенда марийского Деда Мороза - Йушто Кугыза (демонстрация скульптуры Деда Мороза). Увлекаюсь живописью, плетением, росписью, но больше всего люблю заниматься резьбой по дереву. Работы делаю для украшения своего дома и на продажу.
2. Подготовительный момент
Слайд №8,9,10,11,12
В Доме детского творчества веду кружок «Резьба по дереву». Здесь занимаются дети с 10 лет. В первый год обучения знакомятся с геометрической резьбой, во втором занимаются скобчатой и контурной резьбой, а в третьем –знакомятся плоскорельефной, рельефной и объемной резьбой).
Слайд №13
Активно участвуют на выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня. Имеют хорошие результаты. Например, самые свежие показатели успешности: в начале марта участвовали на республиканских выставках «Территория детства» -1,2 места, «Яналовские чтения» в номинации «Декоративно-прикладное искусство» -1 место.
Я уверен, что каждый из вас имеет свои увлечения и каждый из вас имеет определенные успехи. Мне бы хотелось, чтобы моим любимым делом занимались и вы. Поэтому я здесь. Сегодня мы с вами проведем занятие по художественной отделке древесины-резьбе по дереву.
3. Основной этап
Выполнение практической работы.
1. Вводный инструктаж. Показ приемов резьбы. Правила техники безопасности.
2. Организация рабочего места.
3. Выполнение резьбы по дереву.
4. Текущий инструктаж в течение работы.
5. Инструктаж по завершению работы.
Слайд №14У марийцев была традиция: пятилетнему мальчику торжественно вручали поясной ремень-кузанушто, где на красиво украшенном чехле висел именной нож. С этим ножом он больше никогда не расставался. Он являлся инструментом и оружием защиты. Старшие учили безопасно ими пользоваться.
На ваших столах тоже ножи, но специальные ножи-резцы по дереву. Для резьбы используются разные резцы и стамески. Каждый имеет свое предназначение. Перед вами основные резцы и стамески. При работе режущими инструментами необходимо соблюдать ТБ
Давайте рассмотрим основные правила безопасной работы.
Слайд №15
• Надеть и привести в порядок спецодежду.
• Осмотреть режущий инструмент и убедиться в его исправности.
• При выполнении резьбы заготовка должна занимать устойчивое положение на верстаке.
• Нельзя резать на весу, коленях, упираясь заготовкой в грудь.
• Нельзя передавать нож из рук в руки острием вперед, проверять остроту пальцем и класть в карман.
• Во время резьбы левая рука должна находиться сзади или в стороне от движения ножа.
Теперь всем окончательно стало ясно, чем будем заниматься в течении 25-30 минут. Конечно же резьбой по дереву, а конкретнее…-контурной резьбой.
Слайд №16
Контурная резьба представляет собой нанесение на заготовку двухгранных или полукруглых выемок. Рисунок контурной резьбы может состоять из прямых, извилистых или ломаных линий, которые складываются во всевозможные, обычно резко выраженные, орнаменты и сюжеты. Контурная резьба является самым простым видом резьбы.
Слайд №17
Эту технику широко применяют в народной резьбе: при изготовлении посуды, мебели, наличников и т. п.
Здесь используют ножи-резаки, ножи-косяки и различные по форме и размеру стамески.
Вам, как начинающем резчика рекомендую мягкую породу древесины т. к. режутся они гораздо проще и без усилий. С приобретением нужного опыта можно переходить на твердые породы древесины.
Слайд №17,18
Сейчас мы ознакомимся с технологией резьба косяком.
• Резьба косяком — это фактически два приема: надрезание и подрезание.
• Косяк располагают лезвием на себя, несколько наклонно.
• Лезвие косяка вводят в древесину и ведут по линии рисунка.
• После надрезки линии с одной стороны выполняют подрезку.
• При подрезке положение ножа не меняют, но рука наклоняется в противоположную сторону.
• Надрезка и подрезка выполняются с некоторым усилием, необходимым для того, чтобы из-под ножа вышла трехгранная полоска-соломка.
• Чтобы получить закругленный контурный рисунок, необходимо воспользоваться косяками или резаками с небольшим углом заточки клинка. Такими ножами можно резать во всех направлениях.
• Резьбу начинают носком косяка.
Работа над изделием «Сувенирная медаль»
А теперь, после нескольких пробных упражнений перейдем к выполнению основного задания : изготовлению сувенирной медали в честь значимого для всего советского народа…---праздник Великой Победы-9 мая.
Слайд №19
Подскажите пожалуйста, с чего начинается любая работа? Конечно же с идеи. Посмотрите на следующий слайд. Здесь план нашей практической работы.
Слайд №20
План практичекой работы:
1. Выполнение эскиза;
2. Подготовка основы;
3. Перевод рисунка на основу;
4. Процесс резьбы;
5. Отделка лаков.
Во время самостоятельной работы звучит музыка военных лет.
В конце практической работы физкультминутка (встряхнули ручки, ножки, потоптали на месте).
4. Рефлексивный момент.(проводится во время физкультминутки)
Оценка учащимися успешности в достижении задач занятия (как работали, что узнали, чем овладели)
Ну ребята, чему научились, что освоили? Как работалось?
5. Контрольный момент.
Оценка работ учащихся с их анализом.
Слайд №21
Тестирование.
Ребята, давайте отвлечемся от работы и проведем небольшой тест на проверку внимания и памяти. Вставьте пожалуйста пропущенные слова в предложении.
1. При выполнении элементов резьбы ___ руку держать перед.
2. Работать следует только хорошо ___инструментом.
3. Отделка древесины резьбой придает изделию ___вид.
4. То, что сделано с любовью, приносит.
Если наша встреча с вами принесла хоть какую-то пользу -я буду рад.
6. Итоговый момент.
Выставка работ.
А теперь поставьте пожалуйста свои работы в ряд. (просмотр выставки работ)
Молодцы! Все справились. Я считаю, что все работы достойно смотрятся и будут хорошими подарками на день Победы.
7. Информационный момент.
Если будет желание сделать подставку под сувенирную медаль, можете использовать для этого тренировочную дощечку. Я буду рад увидеть ваши работы на своей страничке в контакте по адресу: https://vk.com/id334597119.
Спасибо за работу. До свидания!