Татьяна Афанасиадий
Конспект занятия «Праздник тишины» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия : развитие и обогащение музыкально-интеллектуального кругозора детей, их эмоционального потенциала, способности к невербальному общению; развитие слухового внимания и слухового воображения, перевод бытовых впечатлений в эстетические.
Задачи:
• Создать ситуацию, в которой дети прислушиваются к тихим звукам, окружающим их;
• Развивать навыки тихого пения, игры на инструментах, тихой речи;
• Выявить глубинные смыслы слова «тишина» : покой, паузу, умиротворение;
• Обратить внимание детей на жизненные ситуации, в которых присутствует тишина : ночь, раннее утро, поздний вечер;
Публикация «Конспект занятия „Праздник тишины“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
• Учить детей невербально общаться в игровых ситуациях, развивать пантомимические возможности, способность к эмпатии.
ЗАХОДИМ В ТИШИНУ.
Дети входят тихонько колонной в зал и шепотом ритмично декламируют слова: Тихо, тихо, тихо, тихо Мы идем на праздник в зал И не слышно даже слова, Чтобы кто-нибудь сказал. Наша группа в коридоре Совершенно не слышна, Потому что мы решили: Будет всюду ТИШИНА! Слова являются аккомпанементом для шага детей, они организуют движение в едином темпе и характере. Стихи нужно выучить с детьми заранее и попробовать двигаться ритмично со словами, мягко шагая на цыпочках
Где живет тишина?
Поманить детей пальцем к себе и предложить сесть на стулья в круг, заранее приготовленный. Общаться только пантомимой, напоминая, что должно быть тихо. Когда все рассядутся, выдержать паузу, чтобы установилась полная тишина, покой и внимание. В этот момент кто-то заглядывает в дверь и удивляется, увидев детей: «Ой, а я думала здесь никого нет!» Увидев знаки тишины на дверях, «нарушитель» тихонько удаляется. Для детей это лучшая похвала за их усилия.
Слушаем сказку. «Милая тишина» (Реетта Ниемеля)
«Давайте послушаем тишину», - шепчут кроты перед тем как заснуть. Тишина может о многом рассказать. Если тишина где-нибудь спрячется, то найти ее очень сложно. Повсюду звуки, они никак не хотят замолчать. Особенно маленькие звуки: сопят, пыхтят, стучат, шипят, жужжат, визжат, перешептываются, постукивают, свистят, хрустят, скрипят, шумят, ворчат, брюзжат, шлепают, и грохочут… В трубе, на крыше, в гриве у пони, внутри контрабаса, в улыбке ручья, в листве деревьев и в теплых подземных переходах. Тишина прячется в своей норке и сидит там тихо-тихо. Милая тишина. Где-то совсем рядом. Под самым носом. Какая она, тишина? Сколько у нее ног? Сколько ей лет? Длинные ли у не уши? Выращивает ли она редиску? Любит ли она собирать грибы? Ходит ли она в библиотеку? Нравятся ли ей стих? Попробует ли она вырастить розы из ягод шиповника? Есть ли у нее бабушка? Пьет ли она воду из луж? Замечает ли следы крота на снегу?
Предложить детям ответить на эти фантастические вопросы.
Предложить детям послушать тишину и ответить, какие звуки они услышали.
А может ли быть абсолютная тишина?
Когда она бывает? (Ночью? Ранним утром)
Может быть, в тишине безмолвно разговаривают друг с другом деревья и кусты, туча и гора, росинка со звездочкой? (Ответы детей)
Ребенок читает стихотворение:
Шепот и шорох с утра до утра: Шепчется с тучей большая гора Шепчется туча с далекой зарей, Шепчется солнце с высокой горой, Шепчется птица, под небом паря, С тучей, зарей и горою, А я, Как ручеек, пробираясь в камыш, Слушаю шепот их. Слышите?. Ш-ш-ш! (М. Карем)
Предложить детям пофантазировать, о чем разговаривают туча с горой, росинка со звездочкой.
А какое время суток самое тихое?
Скажите, а какое время года можно назвать самым тихим?
Показать детям иллюстрацию заснеженного леса.
Поем и озвучиваем «В доме моем тишина»сл. И муз. Т. Боровик.
Предложить детям спеть песню и озвучить всех ее необычных героев. Постучать и пошуршать деревянными палочками и бумажными султанчиками. «Бурчунчиков» изобразить языком, тихонько поболтав им, а «скрипунчики» поскрипят пальцем о стул, книгу.
Позови друга. Коммуникативная игра. Поставить рядом с собой лишний стул и, ничего не объясняя, позвать кого-нибудь из ребят сесть рядом. Дальше каждый ребенок, возле которого справа освободился стул, может позвать пантомимически любого другого к себе. Эта игра развивает способность понимать друг друга без слов.
Декламируем. (Читаем стихи вполголоса.) Утро всегда начинается с птиц – С пения зяблика, свиста синиц. С треска будильника, с боя часов С топота, хохота и голосов. Утро грохочет, шепчет и свищет – Вечером в доме у нас ТИ-ШИ-НА, Но и она почему-то слышна, (Р. Заславский)
А знаешь, к нам, А знаешь, к нам Приходит в дом По вечерам Что-то Очень Тихое! И хочешь, верь, А хочешь, нет, - Закроет дверь, Потушит свет И мне прикажет не играть, А только тихо Лечь в кровать. Вот такое Тихое! А знаешь, к нам, А знаешь, к нам Приходит в гости По утрам Что-то Очень Звонкое! Оно врывается В окно, Свистит оно, Поет оно И мне приказывает –Пой – И солнце вводит За собой Вот какое Звонкое! (И. Пивоварова)
Тихо, тихо, тихо, тихо Мы по комнате пройдем, На диване тихо-тихо Мы усядемся вдвоем. Посидим с тобою тихо, Может, час, а может, два. Говорить мы будем тихо Очень тихие слова. За окошком тихо-тихо Клен о чем-то шелестит. Всюду тихо, очень тихо, Потому что мама спит. (В. Орлов)
Ребята, так когда же нужно вести себя тихо? (Ответы детей)
Предложить детям поставить стулья обратно к стене так тихо, чтобы «не разбудить маму».
Музыка и пауза. Танцуем и замираем.
Без слов позвать детей к себе. Рассказать, что в музыке бывает тишина, которая называется «пауза» - это когда музыка не звучит. Пауза может быт в танце, когда он неожиданно останавливается.
Предложить поиграть в игру: после свободного движения под музыку замереть, когда наступит тишина. Музыкальный руководитель играет музыку различного характера (вальс, полька, марш, делая неожиданные остановки, достаточные, чтобы дети могли услышать не только внешнюю, но и внутреннюю тишину.
Тихонько поем и слушаем звуки.
«Много разных звуков». Подозвать к себе детей без слов и предложить сесть на пол в круг. Начать петь песенку, знаками предлагая детям подключиться. Исполнив песню первый раз, предложить четверым детям по очереди произвести какие-нибудь звуки ртом, руками (разные фонемы, в том числе и сложные, хлопки, притопы носком, покашливание и т. д.). Далее песня снова исполняется как рефрен, и следующие 4 человека по очереди издают тихие звуки. В конце игры все дети «звучат» вместе, но тихо (Песня «Что рождается в ночи» МП № 7,6,2010,с. 9)
Озвучиваем стихотворение. Предложить детям представить, какие звуки можно услышать в ночной тишине, когда, кажется, все спят. Послушать стихотворение и воспроизвести звуки по тексту. Будильник в каждом куплете звучит как остинато «тик-так», на которые накладываются остальные звуки. Инструменты предлагаю выбрать детям самим из тех, которые выложены на столе заранее. Можно исполнить как ритмодекламацию под музыку.
«Было тихо» Было тихо, очень тихо: Ночь на всей земле. Лишь будильник робко тикал На моем столе. Было тихо, очень тихо, – Тихий, тихий час… Лишь будильник тихо тикал, Мышь в углу скреблась. Было тихо, очень тихо, – Дрема без забот… Лишь будильник робко тикал, Мышь скреблась, Сверчок пиликал, Да мурлыкал кот. Было тихо, очень тихо: Тихий час теней… Лишь будильник тихо тикал, Мышь скреблась, Сверчок пиликал, Козлик мекал, Кот мяукал, Поросенок дерзко хрюкал В тихий час теней. (Н. Матвеева)
Тихие и громкие «Игра с дирижером» Жестом предложить детям встать на ноги и объяснить правила игры в «тихое и громкое» : нужно внимательно следить за дирижером и стараться его понять. Сложить ладони рук перед собой горизонтально так, чтобы средние пальцы были направлены к детям. Это знак внимания и тишины. Дальше, рассказывая детям сказку, объяснить все правила игры в оркестре «громко-тихо» по сигналу дирижера.
Утром проснулся ветерок и пошевелил травинку: сделать едва заметное колебание пальцами (очень тихо) Травинка задела соседние – и вот уже по лесу полетел легкий шорох: пошевелить пальцами более заметно (тихо). Ветерок поднялся выше – и вот уже задышали кусты: медленно поднять кисть правой руки и опустить в ритме дыхания (маленькое крещендо и диминуэндо) Ветерку надоело сидеть внизу, и он сразу залетел на самые верхушки деревьев, устроив там настоящую бурю: резко развести руки на большое расстояние вертикально и сделать энергичное тремоло кистями (очень громко). Но вдруг он снова решил пошутить, спрятался на земле под листиком и затих: резко сомкнуть ладони без движения (тишина, конец, пауза). Потом ветерок решил забраться наверх постепенно, как по лесенке, но добравшись до середины, упал: постепенное крещендо руками, разводя их, и полная тишина.
По сигналу дети начинают производить любые звуки, как в предыдущей игре, реагируя на знаки дирижера и исполняя форте или пиано и паузу. В конце игры должна быть полная тишина.
Явление Тишины. Появляется в полной тишине в конце игры.
• Кто это? Тишина улыбается, жестами рассказывает, кто она, где живет. Когда дети догадаются, предлагает им поиграть.
Танец Тишины. Дети становятся в круг и повторяют движения, которые показывает им Тишина, по принципу «показ-повтор», т. е. как «эхо». Игра проводится в полной тишине. Задаваемые движения должны быть очень простыми, чтобы их мог выполнить любой ребенок, но показаны красиво.
Тон. Тон. Тон. Тишина знаками просит сыграть ей что-нибудь на музыкальных инструментах. Дети играют заранее выученную композицию. В ее озвучивании принимают участие пятеро детей: четверо по очереди озвучивают текст и играют на инструментах, один исполняет партию ксилофона: Кто так тихо стучит? Это я, кленовый лист! Кто так тихо стучит? Это я, маленький гномик! Кто так тихо стучит? Это я, лунный свет! Кто так тихо стучит? Это я, ТИШИНА! На последней фразе Тишина, плавно танцуя, безмолвно уходит, попрощавшись жестами, послав воздушный поцелуй.
Все звучит!
Ребята, но как хорошо слышать разные звуки, а не только все время находиться в тишине. Послушайте об этом стихотворение.
Звуки Жизнь была бы скучной, Если б жизнь была беззвучной… Как прекрасно слышать звук: Шум дождя и сердца стук! Мы кричим, смеемся, дышим, Мы слова и мысли слышим, Слышим даже тишину… Как гуляет кот по крыше, Как шуршат за стенкой мыши, Волки воют на Луну, Рев слонов и мух жужжанье, Топот, свист, мычанье, ржанье… Вечером в доме у нас ТИ-ШИ-НА, Но и она почему-то слышна. (А. Усачев)
Музыкальный руководитель подводит итог занятия и предлагает веселую музыку, чтобы дети могли свободно и весело потанцевать.