Ирина Кравченко
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Образование сложных слов.
Цели занятия : учить детей образовывать сложные слова путём слияния имен существительных с глаголом «разводить», вводить эти слова во фразы, упражнять детей в употреблении имен существительных в разных падежах; закрепить знания детей о значениях слова «золотой» в устойчивых словосочетаниях «золотые руки», «золотая голова», «золотое сердце». Воспитывать уважение к труду.
Оборудование: сюжетные картинки, предметные картинки, наборное полотно, доска.
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
Предварительная работа: усвоение значений поговорок «мастер на все руки», «мастер – золотые руки», заучивание стихотворения Коркина «Золотые руки».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед : Сядет тот, кто назовет домашнее животное или его детёныша.
2. Рассматривание сюжетной картины «На молочной ферме». Беседа по картине.
Логопед : - Что вы видите на картине?
Дети:- На картине нарисована ферма.
Логопед :- Кого выращивают на фермах?
Дети:- На фермах выращивают домашних животных.
Логопед :- Кто трудится на фермах? Какую работу они выполняют?
Дети:- На фермах трудятся доярки. Доярки доят коров, коз, овец.
- На фермах работают телятницы. Телятницы выращивают маленьких телят.
- На фермах работают свинарки. Свинарки выращивают свиней.
- Пастухи пасут домашних животных.)
Логопед :- Доярку, телятницу, свинарку, пастуха называют животноводами. Животноводы – это люди, которые разводят животных. Животноводы выращивают домашних животных, ухаживают за ними. Так кто же работает на фермах?
- На фермах работают животноводы.
Логопед :-Чем занимаются животноводы?
- Животноводы разводят животных.
3. Рассматривание картины «В саду».
Логопед :- Чем заняты эти люди?
Дети:- Они собирают урожай фруктов.
Логопед :- Где растут фрукты?
Дети:- Фрукты растут в саду.
Логопед :- Подумайте, животных разводят животноводы, а кто разводит сады?
Дети:- Сады разводят садоводы.
Логопед :- Чем занимаются садоводы в садах?
Дети:- Садоводы сажают деревья.
- Садоводы ухаживают за деревьями.
- Садоводы выращивают урожай фруктов.
- Садоводы собирают урожай фруктов.
Логопед :- Правильно, животноводы разводят животных, а садоводы разводят сады.
4. Образование сложных слов по аналогии с опорой на предметные картинки.
На наборном полотне выставлены картинки: сад, цветы, овощи, чай, пчёлы, олени.
Логопед : - Ребята, посмотрите на картинки и скажите, кто это разводит.
Дети: - Сад разводят садоводы.
- Цветы разводят цветоводы.
- Овощи разводят овощеводы.
- Чай разводят чаеводы.
- Пчел разводят пчеловоды.
- Оленей разводят оленеводы.
5. Употребление сложных слов в предложениях.
Логопед : Ребята, возьмите картинки, которые лежат у вас на столах, и найдите каждой картинке место на доске.
Ребё нок: У меня на картинке овощевод. Овощевод сажает и выращивает овощи на полях и огородах. (Ребенок ставит свою картинку на наборном полотне под картинкой «овощи».
(Аналогично дети рассказывают про другие картинки и выставляют их на наборном полотне.)
6. Игра «Кому что нужно для работы?»
Логопед : А теперь поиграем в игру «Кому что нужно для работы?» Я буду показывать картинки, а вы должны назвать предмет и сказать, кому из этих людей и для чего он нужен. Логопед по очереди демонстрирует детям картинки: нарты, улей, лопату, пилу, корзину, улей. Дети рассказывают кому и для чего нужен каждый предмет и ставят картинку на наборном полотне под нужной профессией:
- Улей нужен пчеловоду. Пчеловод разводит в улье пчел.
- Корзина нужна садоводу. Садовод собирает в корзину фрукты. И т. д.
7. Работа над многозначностью слова «золотой».
Логопед : Скажите, ребята, нужны все эти профессии людям?
Дети: Да, нужны.
Логопед : Что дают нам садоводы?
Дети: - Садоводы выращивают для нас вкусные фрукты.
- Овощеводы выращивают полезные овощи.
- Пчеловоды дают полезный сладкий мёд.
- Чаеводы дают душистый чай.
Логопед : - Доброй славой пользуются в народе хорошие работники. Как называют людей, которые хорошо трудятся?
Дети: - Мастер на все руки. Мастер «золотые руки».
Логопед : - Какие руки называют «золотыми»?
Дети: - «Золотые руки» - это руки трудолюбивых, умелых людей.
Логопед : Какое стихотворение мы учили с вами про «золотые руки»?
Любой ребёнок по желанию рассказывает стихотворение.
Золотые руки
Золотые руки –
Руки не из золота.
Золотые руки
Не боятся холода.
В ссадинах, в мозолях
Руки эти.
Самые нужные
Руки на свете. (Коркин.)
Логопед : -Вот какие руки называются «золотыми». А о каком человеке говорят: «У него «золотая голова»?»
Дети: - Так говорят об очень умном человеке.
Логопед : - А как говорят об очень добром, отзывчивом человеке?
Дети: - У него «золотое сердце».
Логопед : - Как видите, словом «золотой» мы называем самое хорошее, самое нужное: «золотые руки» - трудолюбивые, «золотая голова» - умная, «золотое сердце» - доброе. Вот как много значений у слова «золотой", как будто раскололи кусочек золота, чтобы на все хватило.
8. Итог занятия.
О каких профессиях мы сегодня говорили?
9. Оценка ответов детей:
Сегодня на занятии хорошо работали …
Правильно строили предложения …
Старались правильно выговаривать все звуки …