оксана лихачева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей 5–6 лет «Введение в программу по экологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей 5-6 лет.
Тема: «Введение в образовательную программу».
Цель: развивать познавательный интерес к окружающему миру.
Задачи:
1. Расширять представление о компонентах природы (живой, неживой, закрепить свойства живого организма;
2. Дать представление о предметах, созданных руками человека («не природа») ;
3. Развивать логическое мышление; навыки сотрудничества;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей 5–6 лет „Введение в программу по экологии“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
4. Воспитывать у детей бережное отношение к объектам природы, чувство коллективизма, взаимопомощи, желание помогать сверстнику.
Оборудование:
Слайдовая презентация по теме занятия, компьютер, мяч, набор картинок с изображением объектов живой и неживой природы, предметами рукотворного мира, письмо, камень и растение, лейка, тряпочка, удобрение, палочка, альбомные листы, клей, ленточка.
Методические приемы:
1. Проблемная ситуация «Поможем Крошу сделать подарок для Ежика».
2. Беседа «Что такое природа?». Рассматривание модели «Свойства живого организма» (на примере опыта).
3. Дидактическое упражнение с мячом «Живое – неживое».
4. Дидактическое упражнение «Отгадай картинки».
5. Вопросы к детям поискового характера.
6. Эколого – психологический тренинг «Прогулка в природу».
7. Продуктивная деятельность детей – изготовление альбома «Мир природы».
8. Подведение итогов занятия.
I. Организационный момент (1 мин.)
- Собрались все дети в круг, я - твой друг, и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
(Дети берутся за руки, друг другу улыбаются)
Педагог: А теперь улыбнитесь нашим гостям и поздоровайтесь с ними. (дети здороваются)
Педагог: И вам, ребята, я скажу:
- Здравствуйте, милые дети! Вы прекрасней всех на свете!
Меня зовут Оксана Валентиновна, и я хочу познакомить вас с живой и неживой природой.
Узнать об окружающем нас мире новое и интересное хотите?
Тогда проходите.
II. Проблемно – игровая ситуация: (1 мин.) слайд №
- Сегодня на наш адрес пришло письмо от Кроша. (показать письмо). Давайте его прочитаем. «Здравствуйте, дорогие ребята. Вы знаете, у моего лучшего друга Ёжика скоро день рождение. И мне хочется подарить нужный и полезный подарок. Я собрал много картинок и хотел сделать альбом о природе, но запутался. Я не могу разобраться, какие картинки относятся к природе, а какие – нет. Помогите мне, пожалуйста». (1 мин.)
Беседа «Что такое природа?». Рассматривание модели «Свойства живого организма».
- Вы хотите помочь Крошу приготовить подарок для Ёжика?
- Какой альбом хочет сделать Крош? (о природе)
- А что же такое природа? (ответы детей)
- А какая бывает природа? (ответы детей)
- Чем живая природа отличается от неживой? (ответы детей)
II. Объяснение нового материала. (5 мин.)
Опыт с растением и камнем.
- Помочь Крошу мы еще не можем. Давай проведем опыт. Я на занятие принесла цветок. Даша, полей его, пожалуйста. Ребята, а для чего надо поливать цветы? А сейчас я внесу удобрение, подкормлю цветок. А теперь, Юля, протрет аккуратно листья цветка тряпочкой. (для чего) А теперь, что я делаю? (рыхлю палочкой землю).
А, что случится с цветком, если его не поливать, не ухаживать за ним? (ответы детей). Значит, цветок относится к какой природе? (ответ детей).
У вас на столах лежат ракушки. Возьмите их в руки. Ракушки- это природа.
А вот у меня на столе –камень. Это природа? А надо ли его поливать, удобрять, будет ли ему больно, если его уронить (ответы).Правильно, хоть, он и тоже объект природы, но не живой.
Микровывод: природа может быть живая (цветок и показать на него) и неживая (показать на камень).
А, теперь я предлагаю вам поиграть в игру. Внимание на экран.
Игра «Живое – неживое».( 1 мин.) слайд №
-Белая, пушистая, по небу летает,
– На всех садится, никого не боится.
– Снег (снежинка). Неживая природа.
– Ползун ползет, иглы везет.
– Ежик. Живая природа.
– В воде под мостиком виляет хвостиком.
– Рыба. Живая природа.
– Белые кораблики по небу плывут, белые кораблики дождики везут.
– Облака. Неживая природа.
Педагог: Замечательно! Мы справились!
-Дети, вы немножечко устали и, поэтому, все встали. Будем в мячик мы играть, на вопросы отвечать.
Дидактическое упражнение с мячом «Живое – неживое» (2 мин.)
А сейчас давайте поиграем в игру «Живое – неживое». Я вам называю предметы природы, а вы мне отвечаете – живая это природа или неживая.
(Педагог называет слова – ворона, солнце, ветер, береза, ежик, воздух, камень, цветок, рыба, жук, облака, земля, трава, белка, песок, вода) .
Эколого – психологический тренинг «Прогулка в природу» (1 мин.)
Ребята, повторяйте за мной (звучит музыка – звуки природы, а на экране- изображение лесной поляны)
Давайте немного отдохнем: закроем глаза и представим, что мы с вами на лесной полянке. Раннее утро и на полянке еще всё спит (дети сидят на корточках, головы опущены). Начинается новый день. Восходит солнышко. (дети, поднимаясь, делают круг руками). Вдруг упала дождинка, потом еще одна, еще и еще, и начался сильный дождь. (дети плавно опускают то одну руку, то другую - сначала медленно, потом быстрее). Дождь стал утихать, а потом совсем прошел. Посмотрите, какая радуга появилась на небе, у всех отличное настроение. Смотрим на экран, глазами следим за солнышком, облаками и повторяем за мной движения.
Игра- гимнастика для глаз «Крошка Енот». (слайд шоу) (1 мин)
- Хорошо мы отдыхали, в мячик с вами поиграли,
А потом мы погуляли, за енотом наблюдали.
А, теперь, пришла пора, продолжить занятие, детвора.
Игра «Природа –неприрода». (2 мин.)слайд №
Что вы видите на этой картинке? (дети перечисляют). Все ли предметы мы отнесем к природе? (ответы) Почему мы их не относим к природе? (их сделал человек). Педагог обращает внимание детей на картинки природы.
- А деревья, животных, воду, солнце тоже делает человек? (ответы детей). (они появились без помощи человека, их создала природа) .
Микровывод:
Природа – это, то что существует без помощи человека, а «не природа» - это, то что сделано руками человека.
IV. Продуктивная деятельность детей – изготовление альбома «Мир природы» (5 мин) .
- Ребята! Сколько сегодня много мы узнали о природе. Мы вспомнили, что такое природа, что относится к живой и неживой природе, - это то, что природа создала без помощи человека. А предметы созданные руками человека, не являются природой.
- Теперь мы сможем помочь Крошу, создать альбом в подарок Ежику?
Вы будете работать в парах. Давайте рассмотрим картинки, которые прислал нам Крош и разложим их. На зеленый лист мы положим картинки с изображением живой природы, а на белый лист – картинки с изображением неживой природы.
5. Вопросы к детям поискового характера. (3 мин.)
Педагог обращает внимание детей, что на столе остались лишние картинки.
- Назовите, какие картинки у нас остались (ответы) Почему эти картинки вы не разложили? Являются они природой? Почему? (ответы детей) .
-Откуда появились эти предметы? (ответы детей). (их сделал человек) .
- А чтобы Крош понял, какие предметы не относятся к природе мы из оставшихся картинок сделаем коллаж – предметы, сделанные руками человека.
А, теперь картинки,которые вы разложили, можете приклеивать на лист.
Организуется самостоятельная работа детей, в процессе которой педагог ведет индивидуальную работу.
После завершения работы детьми, педагог предлагает детям соединить отдельные листы в единый альбом. Совместно с детьми оформляется титульный лист альбома «Мир природы».
V. Подведение итогов занятия : (1 мин.) слайд №
- Посмотрите, какой у нас получился альбом. Как вы думаете, понравится ли он Крошу и Ежику? О чем узнают,Крош и Ежик, рассматривая этот альбом? Почему оставшиеся картинки мы наклеили отдельно? (посуда, одежда, инструменты, машины). Мы об этом будем говорить в течении всего года.
- Ребята, вам сегодня было интересно? Что вам больше всего понравилось?
Ну, а впереди нас ждет увлекательное путешествие в окружающий мир.
Слайд №
Посмотри, мой милый друг,
Как прекрасно все вокруг!
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Птицы, звери и леса,
Человек и время года-
Это все вокруг (природа)
Кстати, чуть не забыла. Крош с письмом прислал для вас еще и посылочку, с благодарностью за вашу помощь! (раздаю детям сладкое угощение).
Слайд №.
До новых встреч, ребята!