Наталья Попова
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Знакомство с историей родного города — Рязани»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель.
Расширить и уточнить знания детей об истории родного города, его названии.
Задачи.
Уточнить знания детей о родном городе, его историческом пришлом.
Формировать у детей познавательный интерес к своей малой Родине.
Упражнять в разгадывании кроссворда, развивать мышление, речь, внимание, память, активизировать словарный запас детей.
Воспитывать любовь к своему городу и гордиться его защитниками.
Активизация словаря. Старая Рязань, Переславль - Рязанский, монголо- татары, ряска, Русь, Евпатий Коловрат.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе „Знакомство с историей родного города — Рязани“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Подготовительная группа
- Рязанская область, Рязань
- Темочки
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, аудиозапись «Песня о Рязани» (Ю. Баранов, изображение герба г. Рязани, кукла-бибабо старик.
Содержание:
Слайд 1.
Воспитатель предлагает послушать «Песню о Рязани»
Ребята, сегодня я приглашаю вас поговорить о нашем городе. Как называется город в котором мы с вами живем? (Рязань)
Город наш очень древний, старинный. А расскажу я вам, ребята, как Рязань – город строился. И было это очень давно.
Слайд 2.
Пришли древние люди на рязанскую землю, увидели большую реку Оку, всплеснули руки и сказали - "Еки", что означает – большая и остались.
Давайте произнесем это слово (дети поднимают руки вверх и произносят -еки)
На высоком берегу р. Оки застучали топоры, новый город стали строить.
Строили избы, терема, церкви. Как вы думаете из чего дома строили?
Ответы детей (из дерева)
Все дома были деревянные. Мудрые были наши предки, город построили там, где все было
Слайд 3.
- с одной стороны защищал город от врагов холм высокий с другой стороны реки и озера, где можно было брать воду.
Этот город назывался Старая Рязань, столица Рязанского княжества.
Но что же случилось с этим древним, старым городом?
В те далекие времена не спокойно на Руси было. Русь - это старинное название нашего государства - России. Напали на Рязань монголо - татары о главе с ханом Батыем.
Слайд 4.
Рязань первая оказалась на их пути. Рязанцы отважно сражались, но когда погибли все защитники города, Рязань запылала огнями и была сожжена полностью.
Слайд 5.
Те, кто остался в живых, люди убежали в леса. К ним присоединился воевода, рязанский боярин Евпатий Коловрат, которого во время нападения в городе не было. Евпатий Коловрат собрал небольшой отряд из уцелевших рязанцев и бросился в погоню за ханом Батыем и его войском. Долго они сражались, но были окружены в глухое кольцо, и многие погибли. Хан Батый был удивлен и испугался, откуда взялись воины. Пораженный их бесстрашием, Батый велел отпустить оставшихся в живых дружинников. Навсегда в памяти людей останется герой и защитник земли рязанской - Евпатий Коловрат.
Слайд 6.
За этот подвиг ему поставили памятник в нашем городе на улице Почтовой.
Подумайте, какими словами мы можем охарактеризовать Евпатия Коловрата - он какой? (высокий, крепкий, сильный, отважный, храбрый, бесстрашный, смелый, мужественный, могучий)
А вы хотите стать такими же сильными, храбрыми, любящими свой город?
Физкультминутка
Все, ребята, дружно встали
И на месте зашагали
На носочках потянулись
А теперь назад прогнулись
Ну-ка плечи распрямите
Поднимите, опустите
Вправо, влево повернулись.
Как пружинки мы присели
И тихонько на место сели.
Слайд 7.
Восстановить город после пожара не смогли, и через некоторое время центр княжества был перенесен в славный город с красивым названием Переславль. А построен он был на болотистой местности, кругом одна вода с ряской. А суша была лишь местами, вода ее как будто резала, Переславль так и назвали Резанским.
А вы знаете, что такое ряска?
Ряска – это водоросли, которые растут на болоте.
Слайд 8.
Спустя несколько лет, дали ему название Рязань. Букву ” е” поменяли на букву “я”. Место для города было выбрано расчетливо, С возвышенности хорошо просматривались окрестные луга и поля, а р. Ока и ее притоки – Трубеж и Лыбедь – становились преградами для врагов.
Слайд 9.
Самая древняя часть Рязани – это рязанский Кремль, одна из главных достопримечательностей нашего города. С Кремля начинается город.
У каждого города есть свой отличительный знак, своя эмблема.
Хотите узнать об истории рязанской эмблемы?
Давайте на “машине времени”, отправимся в далекое прошлое. Но чтобы наша” машина” заработала, нам нужно взяться за руки и закрыть глаза. Благодаря нашей крепкой дружбе “машина времени” нас отнесет в далекое прошлое.
Слайд 10.
-Появляется старичок –
- Здравствуйте, ребята. Что вас сюда привело?
Дети. Мы ищем герб.
Старичок. Поведаю вам историю о гербе, если вы выполните мое задание. (Загадывает кроссворд).
Слайд 11.
Кроссворд (разгадать по первым звукам зашифрованное слово)
(на интерактивной доске высвечивается табло)
Говорят, в Рязани они с глазами? (грибы)
Как зовут богатыря, который храбро сражался с ханом – Батыем? (Евпатий)
Водоросли на болоте? (ряска)
На каких инструментах играли скоморохи? (балалайка)
Дети читают ключевое слово (герб)
Г Р И Б Ы
Е ВПАТИЙ
Р Я С К А
Б АЛАЛАЙКА
Молодцы, разгадали - наверное устали
Слайд 12.
Физкультминутка «А у нас в Рязани»
А у нас в Рязани (выставление ноги на пятку)
Все грибы с глазами (сгибание пальцев рук)
Их едят, они глядят (имитация ресниц)
А у нас в Рязани (выставление ноги на пятку)
Мы всё на свете знаем (наклоны в стороны)
Знаем в космос мы пути (подняться на носочки)
И сквозь землю как пройти (наклоны вперёд)
И где север, и где юг (прикладывание ладоней ко лбу, посмотреть налево и направо)
Всё расскажем тебе друг (повороты вокруг себя)
Вот тут, вот тут, дети умные живут (руки вперёд, встать прямо)
Отдохнули? Продолжаем наш рассказ.
Слайд 13.
Это герб Рязани – давайте познакомимся с ним (показывает герб).
Много пришлось испытать рязанцам. Приходилось стоять в дозоре, поэтому здесь изображен воин на золотом поле.
-Как вы думаете, почему? Что означает желтый цвет? (ответы детей)
-Это цвет солнца и спелого колоса, потому что” хлеб всему - голова”
-Во что одет воин? (красный плащ)
-Что означает красный цвет? (символ мужества)
-Платье зеленого цвета, как вы думаете, что означает этот цвет? (жизнь, надежда, радость)
- Что воин держит в руке? (меч)
- Для чего он нужен? (чтобы защищаться)
-К чему призывает этот воин? (к миру, покою)
- А про каких людей говорят: кто к нам с мечом придет, тот от него и погибнет? (про тех, кто к нам пришел со злом)
А чем добрых людей встречают? (хлебом-солью)
Слайд 14.
-Но коль вы ко мне пришли с добром, дарю вам герб, пусть он будет у вас в группе, до свидания.
(дети на машине времени возвращаются в группу)
Вот и закончилось путешествие в прошлое нашего города.
Рефлексия.
- О чем мы сегодня говорили?
- Что вам больше всего понравилось?
- С чем мы сегодня познакомились?