Кира Поляруш
Конспект занятия «Растения гор родного края» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе
на тему
«Растения гор родного края»
Цель: Закреплять представление о многообразии растительного мира данного ландшафта; воспитывать у детей любовь и интерес к природе родного края.
Задачи:
Образовательные:
• дать начальные сведения о растениях гор: какие бывают растения, о их особенностях;
• формировать знания о природных богатствах родного края.
• расширить знания детей о растительности гор в Оренбургской области.
Темочки:
- В мире растений. Конспекты
- Горы. Знакомим детей с горами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Растения. Изучаем мир растений
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Развивающие:
• развивать мыслительную деятельность;
• умение образовывать однокоренные слова, речь, память.
Воспитательные:
• воспитывать эстетические чувства
• учить видеть красоту родного края;
• формировать бережное отношение к растениям;
Методы и приёмы: наглядный (просмотр слайд-шоу, словесный (беседа, практический (дидактическая игра).
Оборудование: ноутбук, презентация, листья деревьев, аудиозапись Д. Лолей “Одинокий пастух”.
Предварительная работа: беседы о родном крае, чтение художественной литературы, рассматривание альбомов.
Ход занятия:
Организационный момент:
Звучит мелодия «В мире животных».
Воспитатель:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года
Это все вокруг-Природа!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сегодня я приготовила для вас картину.
-Скажите, пожалуйста, что на ней изображено? (Ответы детей)
- А как это все назвать одним словом? (Ответы детей)
- А что такое природа? (Ответы детей)
Воспитатель: Природа - это то, что создано и существует само по себе, без помощи человека.
- Назовите, что относится к природе?
Ответы детей: Воздух, вода, растения, небо, облака, река, камень, животные
Воспитатель: Молодцы.
Как вы думаете, горы относятся к природе? (ответы детей)
Воспитатель: Верно. А кто знает что такое горы?
Дети: Горы – это поверхность земли, которая сильно возвышается над окружающей местностью.)
- Кто живет в горах? (ответы детей)
- А какие растения растут в горах вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Климат гор достаточно суров и не все горные травы радуют глаз своей красотой. В основном, это многолетние травы, низкорослые кустарники, лишайники и мхи. Присаживайтесь на стульчики и посмотрим на экран.
1 слайд: «Мать-и-мачеха»
Воспитатель:
Что за странный цветок
Цветок золотистый!
Вот головка, стебелёк…
Где же твои листья?
Будут, будут листья –
Большие лопушистые,
Сверху гладкие,
Снизу пушистые.
- Знаете ли вы о каком цветке это стихотворение? (ответы детей)
Воспитатель: Да, это мать – и мачеха. Рано весной сразу вслед за таянием снега, а то и прямо из-под него появляются золотисто – желтые цветочки. Это и есть мать – и – мачеха. У этих растений цветки желтые, похожи на маленькие солнышки, а стебель опущенный, побеги покрыты чешуйками.
Мать – и – мачеха один из самых ранних цветов. Но цветет он недолго всего одну неделю. И только после этого, как отцветут цветы, появятся крупные темно-зелёные листья. Листья сверху гладкие, прохладные на ощупь. Листья мать-и-мачеха служат для всех грудных сборов. Отвар из листьев помогает избавиться от кашля, его пьют и полощут горло. Чистый, свежий листок мать-и-мачеха, немного помятый накладывают, как компресс при укусах насекомых. Вот поэтому мать-и-мачеха относят к лекарственным растениям.
2 слайд: «Земляника»
Загадка:
На земле, в траве краснеет
Слаще делается, спеет
Вкусная, да невеличка
Ягодка та ….(земляничка).
Воспитатель: Да, ребята, это земляника. Еще ее называют – кладовая витаминов.
Земляника – самая ранняя ягода. Созревает раньше других ягод. Словно огоньки зажигаются ягодки в траве. Есть такая пословица: «Ради земляники не раз земле поклонишься». Подумайте, как вы ее понимаете? (ответы детей).
- Доводилось ли вам собирать на полянке, прогретой солнышком, алые ягоды земляники?
Посмотрите на кустик земляники, что вы видите? (ответы детей).
Воспитатель: Невысокое травянистое растение, земляника, имеет стебель, листья, цветы (до созревания) и ягоды. Обратите внимание на побеги, они ползучие, длинные – это усы. Усы тянутся по земле и пускают корни. Сверху листья светло-зеленые, внизу – серебристо-серые. В конце мая раскрываются цветы: пять белых лепестков окружают небольшое зеленовато-желтое сердечко.
Земляника - это плодово-ягодное растение. Земляника содержит полезные вещества (эфирная смазка, магний, железо, фосфор) и витамины (группы В, С).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю отдохнуть.
Физминутка.
3 слайд: «Клевер»
Воспитатель:
Клевер в разнотравье
Розовый цветет,
В воздухе мельканье-
Бабочек полет.
В вихре кружит весело
Красок карусель,
Слух ласкает песенкой
Мне жужжащий шмель.
- Клевер горный произрастает на горных и низменных лугах, травянистых склонах. Это лекарственное и многолетнее растение. Оно имеет многочисленные прямые стебли. Листья тройчатые, ярко-зеленого цвета. Цветет клевер яркими розовыми или темно-красными головками. Как правило, цветение клевера можно увидеть начиная с начала весны и заканчивая концом осени.
4 слайд: «Шалфей»
Воспитатель:
Перед вами растение, которое называется «шалфей». Еще у него есть второе имя — «сальвия». Но в нашей местности принято использовать название «шалфей».
Шалфей - светолюбивое, теплолюбивое и засухоустойчивое растение. Оно любит свет, тепло и хорошо переносит отсутствие влаги — не боится засухи.
На вид он грубоват - с широкими листьями и сильным стеблем с фиолетово-синими цветками. Шалфей цветет, правда, недолго, но ароматны у него не только цветы, но и листья, и в старину эти листья продавали на вес золота.
Листья шалфея в свежем и сушеном виде широко используются в кухнях разных народов для приготовления напитков, сыров, сладостей, блюд из мяса и рыбы. При благоприятной тёплой и влажной погоде шалфей обильно выделяет пахучий нектар. Кроме нектара, выделяет клей, который собирают пчёлы.
5 слайд: «Ежевика»
Загадка:
На колючих стеблях длинных,
Зреет черная малина.
Хоть вкусна, но очень дика,
И зовется … (ежевика).
Ежевика (ожина) - это лекарственное растение Оренбургской области. Это кустарник с шипами и темно-фиолетовыми ягодами из костянок. Очень часто ежевику можно встретить на склонах гор. У растения длинные зеленовато-серые ветви, усеянные острыми твердыми, загнутыми вверх шипами. Листья ежевики некрупные, темно-зеленые, красивой формы, напоминают малиновые.
Весной на кончиках ветвей распускаются белые невзрачные цветы, а в конце лета — начале осени заросли ежевики радуют нас ароматными, очень нежными, сочными, необыкновенно вкусными ягодами.
На вид они почти черные, но на самом деле черными эти ягоды только кажутся, окрашены они в густой темно-фиолетовый цвет.
Из ягод ежевики получают очень вкусные варенье, джем, желе.
6 слайд: «Мох»
Так же в горах можно встретить мхи. Они растут во влажных местах. Они имеют стебли, листья, но корней, цветков и плодов с семенами у них не бывает. Издалека мхи напоминают мягкий плюшевый ковер, который так и хочется погладить руками.
Послушайте стихотворение:
Мы по лесу шли, гуляли
И полянку увидали.
А полянка зелена,
Ковром устлана она.
Мы узнали — это мхи,
Как красивы и мягки!
Мы присели на пеньки
И разглядывали мхи.
Словно елочки-малютки,
Выросли они для шутки.
Мхи не стали мы срывать —
Будут землю укрывать.
Что-то в них от сказки есть,
Пусть растут подольше здесь.
7 слайд: «Деревья»
Воспитатель: Посмотрите ребята как много деревьев прорастает в лесистых массивах гор (рассматривание изображения).
- А сейчас я предлагаю поиграть в игру и узнать, какие именно деревья растут в лесистых массивах нашего родного края.
Дидактическая игра «С какого дерева лист».
Воспитатель: Вот такие разнообразные растения гор. Ну а нам пора возвращаться в группу.
Воспитатель:
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какие растения гор вы сегодня запомнили? Молодцы.
Воспитатель: А теперь, давайте отдохнем, закроем глаза, послушаем музыку.
Аутотренинг: (звучит запись Д. Лолей “Одинокий пастух”)
“Ярко светит солнце, дует легкий ветерок. Я вдыхаю чистый свежий воздух. Колышутся травы, звонко поют птицы Мне хорошо и приятно. Я хочу жить в мире с природой. Мы нужны друг другу. Я буду другом и защитником всему живому”.