Ирина Билюшова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В стране родственных слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Учить детей образовывать родственные слова, упражнять в выделении главного и «лишнего» слов в группе родственных. Обогащать словарный запас детей. Развивать мелкую моторику рук, координацию речи и движений, память, внимание. Воспитывать чувство коллективизма, умение оценивать сверстников. Продолжать воспитывать доброжелательные отношения.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Материал и оборудование: Набор вырезанных из картона букв разной высоты (З,И,М,А,карточки для упражнения «Третий лишний» на каждого ребенка, набор предметов одежды «Времена года» для педагога, корзина, предметные картинки (снег,снегурочка,снегирь,мороженое,подснежник,снеговик).Аудиозапись музыки.
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы отправимся в необычную страну. В ней много домов,и в каждом доме живут слова.
Вы знаете, в какое время года мы попадем в Страну слов?
Дети: -Нет.
(На доске набор вырезанных из картона букв разной высоты З, И, М, А)
Воспитатель: Чтобы выяснить это, нам нужно построить буквы «по росту».
(Дети выстраивают буквы «по росту»)
-Прочитайте, пожалуйста, какое слово получилось?
Дети:- Зима.
Воспитатель: -Ой, это мое любимое время года. Я хочу превратиться в Зиму, но вы мне должны помочь.
(Дети помогают выбрать зимнюю одежду для воспитателя. Воспитатель наряжается в зимнюю одежду, поворачивается вокруг себя и «превращается» в Зиму.
Воспитатель: -Я, Зимушка-зима, в гости к вам пришла. Хочу с вами поиграть. Я буду задавать вам вопросы,а вы будете отвечать.
-Как назвать одним словом одежду, которую одевают зимой? Летняя? Осенняя?
-Верно, зимняя.
-Какие птицы остаются с нами зимой? (Ответы детей. Зимующие)
-Как называется хлеб, который посадили под зиму?(Озимый)
-Что сделали звери, которые пережили холодную зиму? (Перезимовали)
-Как вы назовете зиму ласково? (Зимушка)
Ребята, в своих ответах вы называли слова, которые родились от одного главного слова «зима».
Зимняя, зимующие,озимый, перезимовали, зимушка все эти слова родились от главного слова зима. Такие слова называются родственными. Эти слова похожи по звучанию и по значению.
Ребята, произнесите это слово «родственные».
(Дети хором произносят это слово)
Давайте поиграем. Мы говорим сегодня о зиме, и я предлагаю вам вспомнить зимние игры-забавы. Остановимся на снежках.
Физкультурная минутка
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальцы начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили (меняют положение ладоней-лепят)
Круглый, крепкий (соединяют кончики согнутых пальцев обеих рук)
Очень гладкий (гладят ладонью одной руки кисть другой руки)
И совсем-совсем не сладкий (грозят пальцем)
Раз –подбросим. (подбрасывают воображаемый снежок, смотрят вверх)
Два-поймаем. (приседают, ловят воображаемый снежок)
И …сломаем. (топают).
Воспитатель: Молодцы, поиграли, а теперь отгадайте загадку.
Подморозило вчера.
Налетела мошкара.
И от этой мошкары
Стали белыми дворы. Верно, снег.
Воспитатель: -Я приготовила целую корзину снега. Сейчас вы возьмете по одной снежинке и под музыку покружитесь. Когда музыка закончится, станьте полукругом и назовите, что нарисовано на ваших снежинках. (Дети берут из корзины снежинки, в центре которых нарисованы картинки и кружатся под музыку и называют картинку -снег,снежинка,снеговик,снегокат,снегурочка,подснежник,мороженое.)
Воспитатель: -Ребята, вы назвали много слов я назову их еще раз (перечисляет, делая акцент на слове «мороженое»).Как вы думаете, нет ли здесь лишнего слова?
-Правильно, это слово мороженое. Давайте, мы пока эту снежинку отложим в сторону и подумаем от какого главного слова родились: снег, снежинка, снеговик, снегокат, снегурочка, подснежник,
-Это слово –снег. Молодцы!
-Ой! Посмотрите, а снежинка с мороженым загрустила. Ей, наверное, стало обидно, что для слов «зима» и «снег» мы подобрали родственные слова, а для слова «мороженое» нет. Давайте и к слову «мороженое» подберем слова похожие по звучанию и значению. А я помогу вам вопросами. (Дети садятся за столы.)
Воспитатель:-Когда на улице очень холодно, говорят: трескучий, лютый … (мороз)
В каждом холодильнике есть специальный отдел, в котором замораживают продукты. (морозильник, морозильная камера).
Как зовут героя сказки, который награждает Настеньку-старикову дочку сундуком золота, а старухину дочку-сундуком с воронами? (Морозко)
Воспитатель:-А теперь подумайте, от какого главного слова родились слова: мороженое, Морозко, морозильник? Правильно, ребята, мороз.
Воспитатель: У меня для вас есть еще одна игра. Называется «Третий лишний». Я раздам вам карточки. Посмотрите внимательно на картинки и скажите какая из них лишняя. Например, морозилка, мороженое, снегурочка. Лишняя- снегурочка, потому что слова «морозилка» и «мороженое» родились от слова «мороз», а «снегурочка» от слова «снег».
(Дети поочередно называют все картинки на своих карточках, выделяют лишнюю и объясняют свой выбор.)
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием!
Ребята, подошло время возвращаться в детский сад. Вам понравилось занятие? Кто приходил на занятие? Как называются слова, которые родились от одного главного слова и похожи по звучанию и значению? (Ответы детей).
Занятие окончено. Спасибо.