наталья Басаргина
Конспект занятия в подготовительной группе по познанию Что такое ветер.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. Продолжать развивать логическое мышление, воображение. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности любовь к природе.
Материалы: глобус, стакан с водой, карточки с объектами живой и не живой природы,портрет «злого» и «доброго» ветра, таз с водой и маленький кораблик.
Воспитатель: Посмотрите, что я вам принесла.
Дети: Глобус.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по познанию Что такое ветер,» размещена в разделах
Воспитатель: Посмотрите, как много воды на нашей планете. Назовите океаны. О которых мы с вами говорили на прошлых занятиях.
Дети: Северный, Ледовитый, Тихий, Индийский и Атлантический.
Воспитатель: Сколько океанов омывает сушу?
Дети: Четыре.
А я хочу вам рассказать вам одну тайну. Мы с вами тоже живем на дне океана- пятого океана. Вы со мной согласны? Давайте проверим, правда это или нет. Что это? (показывает стакан)
Дети: Стакан.
Воспитатель: В стакане что-то есть?
Дети: Ничего нет, Стакан пустой.
Воспитатель: Вы уверены в правильности своих ответов? Может быть у вас есть другие предположения?
Дети: В стакане воздух.
Воспитатель: Приятно иметь дело со знающими детьми. Именно так и называется пятый океан, в котором мы с вами живем. (Наливает в стакан воду, накрывает его бумагой.) Что произойдет, если стакан перевернуть?
Дети: Вода выльется, вытечет.
Воспитатель: Давайте проверим. (Переворачиваает стакан, вода перемещается вниз но не вытекает.) Почему вода не вытекает? Воздух давит на бумагу и не дает ей вытекать. Вы об этом подробнее узнаете в школе.
Воспитатель: А что такое воздух?
Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные.
Воспитатель: А я воздуха не вижу. А вы его видите (Ответы детей.) Поиграем? Поймайте воздух ладонями?
Дети: Как это сделать? Он везде, но невидим. Поймать его нельзя!
Воспитатель: Нам воздух нужен?
Дети: Да, нужен.
Воспитатель: Зачем?
Дети: Чтобы дышать.
Воспитатель: Давайте проверим. Закройте плотно рот, а нос зажмите пальцами.
Дети: Дышать трудно, без воздуха можно задохнуться!
Воспитатель: Кому ещё нужен воздух? (Дети называют объекты живой природы)
Воспитатель: Сделайте соответствующие отметки на своих карточках. (Дети работают индивидуально, анализируя правильность и неправильность выполнения работы)
Воспитатель: Лиза ты уверена, что у Алины правильно?
Лиза: Да, Алина сделала правильно. Она красным карандашом отметила объекты живой природы, а объекты неживой природы синим.
Воспитатель: Вы согласны?
Дети: да.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку?
Он бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но бывает,
Груши с веток обрывает
Так порою он сердит.
Только что он был везде,
Миг – и нет его нигде.
Что это?
Дети: Ветер.
Воспитатель: А что такое ветер?
Дети: Ветер - это движение воздуха.
Воспитатель: Почему ветер называют Неведимкой?
Дети: Ветер нельзя увидеть глазами его можно только почувствовать.
Воспитатель: Какой бывает ветер?
Дети: Ветер бывает сильный, слабый, холодный, злой, колючий, нежный, освежающий, северный, южный, теплый.
Воспитатель: Как можно узнать, дует ли на улице ветер?
Дети: Нужно посмотреть в окно, если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит ветер есть. На улицу можно взять с собой султанчики и вертушки. Если султанчики гнуться, а вертушки крутятся, значит, ветер дует. Можно открыть форточку, сильный ветер заставит занавески качаться, может сдуть бумажки со стола.
Воспитатель: А что умеет делать ветер?
Дети: Гудеть в трубе, освежать, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде.
Воспитатель: Много разных дел умеет делать ветер и плохих и хороших. Вообще-то увидеть сам ветер невозможно. Вы об этом сказали. Но в некоторые времена жил на свете один художник, у которого были волшебные очки. В этих очках он мог разглядеть любого невидимку. Однажды художник решил нарисовать ветер. И вот что у него получилось. (Воспитатель показывает детям два «портрета» ветра.) Как вам кажется, на каком портрете нарисован ветер, делающий добрые дела, а на каком ветер, от которого одни несчастья? (Дети определяют, какой портрет изображает «злого» ветра, а какой «доброго». Объясняют, почему они так решили. Педагог кладет перед собой два обруча и помещает в каждый один из портретов ветра) Есть у меня картинки, на которых нарисованы дела ветра. Нужно догадаться, о каком ветре идет речь- о добром или о злом. Игра «Ветер добрый, ветер злой».
Воспитатель: У меня есть волшебная палочка- превращалочка. Она может превратить вас в кого угодно. Встаньте свободно.
Чики-чики- чикалочка,
Игра- превращалочка.
Вокруг себя повернитесь
И в деревья превратитесь!
(Дети превращаются в деревья.)
Дети и воспитатель:
Наши ноги - это корни,
Наше туловище – ствол,
Наши руки – это ветви,
Наши пальцы – это листья!
Имитационная игра «Дерево».
Звучит музыка.
Воспитатель: Подул легкий ветерок – зашелестели листочки на деревьях. (Дети шевелят пальчиками.) Усилился ветер - затрепетали, закачались веточки. (Дети шевелят кистями рук.) Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону.) Ну вот ветер утих, выглянуло солнышко отдыхают деревья от бури. (Дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками.)
Воспитатель: (взмахивает палочкой) Пусть деревья станут ребятами! А теперь отправимся к нашему маленькому морю. (Все подходят к столу, на котором установлен таз с водой.)
Воспитатель: Какое сейчас море?
Дети: Спокойное.
Воспитатель: Почему вы так решили?
На море нет волн, вода не движется.
Воспитатель: Можно ли сделать так, чтобы на море
Появились маленькие волны?
Дети: Надо подуть на воду.
(Воспитатель предлагает детям подуть на воду. Образуются «волны»)
Воспитатель: Ветер заставляет воду двигаться, гонит волны.
(Воспитатель предлагает спустить на воду легкий игрушечный кораблик с парусом. Кораблик не тонет и не падает, стоит на месте.)
Воспитатель: Почему же кораблик не плывёт?
Дети: Потому что нет ветра.
Воспитатель: Что должно произойти, чтобы кораблик поплыл?
Дети: Надо, чтобы подул ветер. (Дети дуют на воду. Кораблик начинает двигаться.)
Воспитатель: Парус- это ловушка для ветра. Ветер надувает парус и заставляет кораблик двигаться своей силой. Паруса человек придумал давным-давно. Давайте вспомним стихотворение А. С. Пушкина про кораблик.
Дети: Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах.
На раздутых парусах….
Воспитатель: Но ветер- не только друг морехода. Что может случиться с корабликом, если подует очень сильный ветер и на море начнется шторм?
Дети: Ветер может перевернуть кораблик, может погнать его к скалам, посадить на мель.
Воспитатель: Это так на парусных кораблях плавали отважные люди, которые решались рисковать своей жизнью. Сегодня плавание под парусом превратилось в вид спорта. А по океану плавают большие надежные корабли, которые приводятся в движение не ветром, а мотором. Мы с вами сегодня поговорили о ветре. Ветер - это что?
Дети: Движение воздуха.
(Внезапно слышится шум ветра)
Воспитатель: Закройте глаза и почувствуйте какой дует ветер? А ветер-то оказался добрым, внимательным, ласковым. И дарит вам сундучок с подарками.