Светлана Долгих
«Что такое шоколад?» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Место НОД в изучении темы: плановое занятие по познавательно-экспериментальной деятельности в рамках тематической недели «Почемучек».
Цель занятия : Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи приоритетной образовательной области.
«Познавательное развитие»
• Развивать стрмление к поисково-исследовательской деятельности.
• Расширить и обобщить знания детей о шоколаде и его свойствах.
Публикация «„Что такое шоколад?“ Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Шоколад, День шоколада
- Шоколад. Конспекты занятий
- Темочки
• Развивать мыслительную активность, умение делать выводы по результатам исследования.
• Закреплять умение читать схему и выполнять соответствующие ей действия.
• Развивать интересы детей, познавательную мотивацию, любознательность.
• Закрепить умение составлять целое из его частей.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей.
«Речевое развитие»
• Развивать речь детей через умение формулировать свой вопрос, умение сравнивать и обобщать.
• Закреплять умение вести диалог с воспитателем, сверстниками.
• Закреплять умение отгадывать загадки, опираясь на существенные признаки предмета.
• Активизация словарного запаса детей.
«Социально-коммуникативное развитие»
• Продолжать формировать интерес к познанию окружающего мира.
• Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, готовность прийти на помощь;
• Воспитывать умение работать в группе, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
«Физическое развитие»
• Способствовать снятию мышечной напряжённости, стабилизации эмоционального состояния.
• Развитие координации речи с движением.
• Развитие мелкой моторики руки.
Цель применения ИКТ:
• активизация внимания дошкольников;
• способствовать лучшему усвоению материала через включение каналов восприятия детей (зрительного, слухового, эмоционального);
• способствовать развитию навыка самопроверки у детей.
Планируемые результаты НОД: дети проявляют инициативу, самостоятельность во всех видах деятельности, проявляют любознательность, активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками. Умеют вести диалог, рассуждать, делать выводы. Владеют элементарными исследовательскими навыками.
Предпосылки УУД: коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности; познавательные – умение применять правила и пользоваться инструкцией; умение узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности; регулятивные – умение слушать взрослого и выполнять его инструкцию; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение контролировать свою деятельность по результату; личностные – умение прийти на помощь другу, герою сказки.
Используемое оборудование.
Мультимедийная установка, презентация «Что такое шоколад? Узнать об этом каждый рад», оборудование, необходимое для изучения свойств какао (одноразовые стаканчики по количеству детей, одноразовые ложки по количеству детей, порошок какао, молоко, кипячёная вода, салфетки); продукты и оборудование для приготовления шоколада (сгущенное молоко, сливочное масло, порошок какао; ёмкость для взбивания, миксер); пособие для организации дидактической игры «Собери квадрат. Составь машину».
Ход занятия.
Вводная часть 5 минут
Цель: вызвать у детей интерес к предстоящей деятельности, настроить на выполнение предстоящих заданий.
Настрой на занятие.
(Дети проходят в зал и встают в круг.)
Ты мой друг и я твой друг!
Становись скорее в круг.
Чтобы умными нам стать
Надо очень много знать.
Мы будем все внимательны,
А ещё старательны.
Ждут нас чудо-чудеса.
Вперёд! Смелее! В путь, друзья!
( Выполняют словесные инструкции:
Встают в круг, берутся за руки.
Ходьба на месте.
Повороты туловища влево-вправо.
Наклоны влево-вправо.
Прыжки на двух ногах на месте.
Ходьба на месте.)
Воспитатель обращает внимание детей на письмо, которое пришло в детский сад. Дети смотрят на экран.
Слайд 1 (анимация)
Ой, ребята, посмотрите, в детский сад письмо летит!
Хочется узнать, ребята, что оно в себе таит.
(Слушают. Пытаются отгадать, от кого пришло письмо.)
Слайд 2 (звуковое письмо)
Я тепла чуть-чуть боюсь.
Нет, прохладней будет пусть!
Если будет слишком жарко,
Стану липким я и марким.
Таять я могу и течь –
Форму трудно мне сберечь!
И ношу я две одёжки –
К яркой, красочной обложке
Добавляется фольга –
От жары и от врага.
Весь в металле я, как рыцарь.
А ещё могу гордиться
Тем, что каждый мой кусочек
Кто-то скушать очень хочет. –
Я ведь – лакомство для всех!
Есть во мне изюм, орех,
Вафли, разная начинка,
Что положат в серединку.
Мне любой бывает рад –
Все очень любят …
(Дети договаривают слово шоколад.)
Слайд 3 (звуковая анимация)
Маша: Всем привет! А вот и я!
Узнаёте вы меня?
Это я письмо прислала.
Вместе с Мишкою писала.
Про шоколад узнать хочу.
Вы поможете? Прошу!
(Смотрят, слушают.)
Воспитатель: Ну, конечно, нам не сложно.
Всё тебе узнать поможем.
(Выражают готовность помочь Маше.)
Проектор выключен.
Основная часть – 22 минуты
Цель: способствовать развитию познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность; развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы; закреплять умение вести диалог.
Постановка проблемы.
Ребята, а где мы с вами можем узнать всё про шоколад?
Отправляемся на кондитерскую фабрику.
Но на чём мы туда доберёмся?
(Дети предлагают свои варианты ответов.)
Дидактическая игра «Сложи квадрат. Собери машину». Проектор включён.
Цель: развитие наглядно-образного мышления, мелкой моторики.
Слайд 4 (звуковая анимация)
Маша: На фигуры посмотрите,
Из них квадраты соберите.
Фигуру надо разрезать так,
Чтоб потом собрался квадрат.
А из квадратов составим машину
И поедем на фабрику на лимузине.
(Смотрят на экран, слушают задание.)
На время выполнения задания проектор выключен.
Воспитатель предлагает каждому ребёнку взять по 2 фигуры и при помощи ножниц разрезать их на 2 части; совместить эти части так, чтобы получились квадраты, а потом изо всех квадратов составить лимузин по предложенной схеме.
( Выполняют задание: выбирают фигуры, разрезают их на 2 части, составляют из полученных частей квадраты. Когда все квадраты будут собраны, составляют вместе из них лимузин, добавляя круги-колёса.)
Проверка задания. Проектор включён.
Слайд 5
Воспитатель предлагает детям посмотреть на экран и сравнить лимузины. Если машина составлена правильно, то появляется изображение настоящего лимузина.
(Сравнивают свою машину с изображением на слайде.)
В машине прошу всех занять я места.
В путь отправляться пришла нам пора.
(Рассаживаются на стульчики, имитирующие салон лимузина. Воспитатель занимает место шофёра.)
Чтобы в пути нам не скучать.
Про какао хотелось побольше узнать.
А что вы хотели бы узнать, ребята?
( Ответы детей: где и как растёт какао, на что похож его плод, как собирают какао.)
Слайд 6 (звуковая анимация)
Маша: Я вам в этом помогу,
Об этом рыбку попрошу.
-Рыбка, рыбка, помоги!
Фильм про какао покажи.
(Смотрят, слушают.)
Слайд 7 Документальный видеофильм «Где растёт какао?» - 3мин. 41 сек.
Проектор выключен. Беседа по вопросам.
Цель: уточнить, как дети поняли содержание документального фильм
-Где растёт какао?
-На что похож его плод?
-Что находится внутри плода?
- Что делают с зёрнами какао, прежде чем отправить их на кондитерскую фабрику?
(Ответы детей.)
Проектор включён.
Слайд 8 (кондитерская фабрика)
Мы подъехали к проходной кондитерской фабрики «Красная Заря»
Слайд 9 (в лаборатории)
Прежде чем побывать в цехах фабрики, пройдём в лабораторию и выясним, какими свойствами обладает какао из которого и делают шоколад. Прошу надеть вас фартуки и колпаки, и приготовиться к проведению исследований.
(Принимают игровую задачу.)
Опыт «Свойства какао.» Проектор выключен.
Цель: путё м исследовательской деятельности выяснить свойства какао-порошка: цвет, запах, вкус, растворимость.
Подойдите к столикам, где находятся стаканчики с какао. Определите цвет порошка какао. Какого он цвета? Почему?
(Рассматривают, отвечают.)
Имеет ли порошок какао запах? Как узнать?
Напоминаю, что определять запах вещества нужно очень осторожно: слегка подгоняя ладонью его пары в свою сторону.
(Ответы детей. Демонстрируют, как правильно определить запах вещества.)
Как определить, какой вкус имеет какао? Что нужно сделать?
(Ответы детей.)
Возьмите ложечки, наберите на кончик ложечки порошок какао и попробуйте его. Что же можно сказать о его вкусовых качествах?
(Проводят исследование. Делают вывод.)
Ну а теперь попробуйте растворить порошок какао сначала в стаканчике с водой, а потом с молоком.
Что вы можете сказать о растворимости какао?
(Проводят исследование. Делают вывод.)
Проектор включён.
Слайд 10 (свойства какао – схема)
Глядя на таблицу, сделайте выводы о свойствах какао.
( Делают вывод: порошок какао коричневого цвета, имеет вкусный ароматный запах шоколада, горький на вкус, хорошо растворяется в жидкости.)
Проектор выключен.
-Ребята, тогда ответьте на вопрос, а почему же шоколад сладкий, если его делают из горького какао-порошка?
( Ответы детей: сладкий вкус шоколада определяется количеством сахара.)
-Не только, ребята, от количества сахара зависит сладкий вкус шоколада. Чем больше в шоколад добавляют какао-порошка, тем шоколад становится более горьким и тем самым более полезным. Предлагаю в этом всем убедиться и самим приготовить шоколад в нашей лаборатории.
Но сначала разомнём наши пальчики.
(Слушают. Принимают поставленную задачу.)
Динамическая пауза. Пальчиковая гимнастика «Готовим шоколад»
Цель: снять физическое и эмоциональное напряжение с детей, настроиться на выполнение задания.
Если взять сгущёнки банку
И горячий шоколад,
Взять немножечко орехов,
Земляничный мармелад.
Взять халвы четыре ложки,
Вафельной добавить крошки,
Хорошо всё размешать,
От такого шоколада
Нас потом не оторвать
(Пальцы обеих рук соединяют в круг.
Изображают, как льют шоколад.
Стучат кулачок о кулачок.
По очереди соединяют пальчики рук с большими пальцами в колечко.
Загибают по очереди 4 пальца руки.
Показывают, как сыпят крошку.
Изображают, как мешают.
Хлопают в ладоши.
Гладят по животу. Выставляют большой палец вверх.)
Проектор включён.
Слайд 11 (звуковая анимация)
Маша: Как приготовить шоколад?
Узнать, наверно, каждый рад.
Рыбка, рыбка, помоги!
Рецепт скорее подскажи.
Игровое упражнение «Загадки – отгадки»
Цель: закреплять умение отгадывать загадки, опираясь на существенные признаки предмета. Цел
Слайд 12 (звуковая анимация)
Рыбка: Чтобы шоколад создать,
Загадки надо отгадать.
1-я загадка. В железной банке сладости.
Для ребяток радости.
В молоке «Бурёнка»
С сахаром… (сгущёнка)
Появляется изображение сгущёнки.
2-я загадка. Плод срубили с дерева,
Порошка наделали.
Этот чудо-порошок
Превратят в конфет мешок!
Ещё и в шоколадки.
То- то будет сладко. (какао)
Появляется изображение какао.
3-я загадка. Мы на хлеб его намажем,
А ещё добавим в кашу.
Для торта в крем его взбиваем.
Как же его мы называем? (Масло.)
Проявляется пачка сливочного масла.
Рыбка: Все загадки отгадали.
Вам рецепт я подарю
И как делать расскажу.
Практическая часть «Варим сами шоколад»
Цель: получение шоколадной массы из пищевых продуктов: сгущенное молоко, сливочное масло, какао.
Слайд 13 (звуковая анимация)
Чистую чашку возьмите, друзья.
Пусть каждый сгущёнку добавит туда.
Всыпьте какао туда порошок,
И масла кусочек добавь, мой дружок.
Миксером это нужно всё взбить,
И смесь поскорее в формы разлить.
Поставить на холод на 2-3 часа,
И будет готов шоколад, друзья!
(Слушают, смотрят, выполняют действия в соответствии с инструкцией.)
(Миксером работает воспитатель, дети наблюдают за его работой.
Формочки смесью заполняют дети с помощью половника.
Заполненные формочки помощник воспитателя уносит в холодильник.)
Проектор выключен.
Ребята, мы с вами сейчас приготовили простой рецепт шоколада. На кондитерской фабрике готовят различные сорта шоколада и шоколадных конфет. Я думаю, что нам всем было бы интересно узнать, как это происходит. Маша, может быть ты попросишь рыбку помочь нам ещё раз.
Проектор включён.
Слайд 14 (звуковая анимация)
Маша: Рыбка, снова помоги!
По фабрике кондитерской
Нас проведи!
(Просмотр документального фильма «Как делают шоколад» - 4 мин. 26 сек.)
Проектор выключен.
Заключительный этап. Рефлексия. – 5 мин.
Цель: подвести итог занятия, вызвать у детей желание продолжить изучать особенности шоколада, его свойства.
Ребята, где же мы с вами сегодня побывали?
Что увидели и узнали?
О чём другим хотелось бы вам рассказать?
Чем удивить, что показать?
(Дети делятся своими впечатлениями о занятии, что их заинтересовало, что нового узнали.)
Проектор включён.
Слайд 15 (звуковая анимация)
Спасибо тебе, Маша, что вместе с тобой мы провели такое увлекательное путешествие.
Маша: И вам, ребята, спасибо. Вы все такие молодцы! Как много вы знаете и умеете.
Я тоже вместе с вами многое узнала, будет что Мишке рассказать. Мы теперь с ним столько шоколада наварим!
Машенька, подожди, не торопись. Давай мы сначала с ребятами выясним, в чём польза, а в чём вред шоколада, а потом вам с Мишкой об этом расскажем, а вы уж решите сами, стоит ли варить вам много шоколада или нет. Согласна?
Маша: Согласна. До свидания, ребята! До новых встреч!
(Слушают, смотрят, принимают условие помочь Маше, продолжить свою поисковую деятельность.)
Прощаются с Машей.
Проектор выключен.
Да и нам пора возвращаться в детский сад.
Занимайте места в машине.
Едем в сад на лимузине.
Новое задание мы получили.
Теперь придётся его выполнять.
Про пользу и вред шоколада узнать!
(Занимают места в «машине», возвращаются в детский сад.
Звучит песня «Про сладости»)