Татьяна
Конспект занятия в подготовительной группе «Кладовая гномов» (исследовательская деятельность с камнем)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе на тему :
«Кладовая гномов»
(исследовательская деятельность с камнем)
Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Кладовая гномов“ (исследовательская деятельность с камнем)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам.
Развивающие задачи:
Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление. Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
Воспитательные задачи:
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
Воспитывать любознательность, желание достигать цели в проблемной ситуации, желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности : игровая, познавательная, коммуникативная.
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, художественное слово.
Наглядные: иллюстрации, шкатулка с камнями.
Практические: физминутка, исследование предметов.
Предварительная работа: беседа об образовании гор. Беседа о профессиях (геолог, шахтёр). Чтение (английская народная сказка «Три поросёнка»; Братья Гримм. «Белоснежка и семь гномов»; Г. Х. Андерсен. «Огниво»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»; Н. А. Рыжова. «О чём шептались камешки»).
Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: керамзит, лаборатория, известняк, аметист, малахит, яшма, гранат, агат,
Форма проведения: познавательно - исследовательская деятельность.
Используемые современные технологии: здоровьесберегающие, личностно - ориентированные и т. д.
Оборудование: речные камни, увеличительное стекло (лупа) прозрачный стакан с водой, ложка, цветной картон, декоративные камни для аквариума, камни из коллекции, лимон, мел.
Ход занятия
Учёные нам говорят,
Что много лет назад,
В ужасном беспорядке,
В земле возникли складки.
Хребты, отроги и утёс.
И камень, о который ты разбил сегодня нос.
- Ребята, о чём это стихотворение? (о камнях). Где можно найти камни? Вспомните, как называлась сказка, которую написали братья Гримм, где главные герои добывают камни в подземелье? (Белоснежка и семь гномов).Кто вспомнит, как зовут гномов? Сегодня гномы у нас в гостях. Показ на мультимедийной презентации.
- Я предлагаю гномов назвать нашими именами, более простыми, например по дням недели. Согласны?
Гном по имени Понедельник любит строить и всё знает о камнях - строителях (демонстрирует булыжник, известняк). Вспомните, из чего построили свои домики три брата поросёнка из английской народной сказки, которую мы читали на прошлой недели?
Давайте вместе вспомним, как и из чего строят дома люди? Всё правильно, дома можно строить из чего угодно, но самые надёжные дома получаются из камня.
А теперь давайте поиграем.
Игровое упражнение «Что лишнее?» (на столе лежат булыжник, кирпич). Найти объект, который не похож на остальные (по форме, по употреблению).
Что общего между кирпичом и булыжником? Чем они отличаются? (булыжник создала природа, а кирпич сделал человек).
Какой следующий гном к нам пожалует?
Гном по имени Вторник по натуре своей исследователь. Он предлагает нам проверить ощущения, которые проявляются при исследовании камней.
Игра «Ящик ощущений» (в ящике только камни). Я буду описывать камень, а вы его на ощупь отыщите среди других образцов. Найдите самый маленький, круглый, гладкий камень, похожий на пуговичку, овальный камень, самый лёгкий. Найдите самый тяжёлый, самый шершавый камень.
Вторник спрашивает: когда камень бывает мокрым? блестящим? горячим? шипящим? интересным? привлекательным?
Выслушиваются и обсуждаются все ответы детей, какими бы парадоксальными они ни оказались.
Гном по имени Среда приглашает вас в свою лабораторию для проведения научных экспериментов. Он предлагает тщательно вымыть руки и надеть белые колпаки: у него в лаборатории всё стерильно.
Опыт 1. «Какими бываю камни?» Рассмотреть внимательно, найти самый большой и самый маленький (самый красивый и самый не выразительный). Обосновать свой выбор.
Опыт 2. Выложить камни в ряд – от самого большого к самому маленькому (знакомство с множеством, от самого шершавого до самого гладкого (упражнения на сенсорику) и т. п.
Внимательно рассмотрите самый круглый камень (гальку). Почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок - острые углы постепенно исчезают, камешки становятся округлыми). А раньше углы были? Можно взять несколько камешков в ладони, потрясти их и послушать, как они стучат друг о друга.
Опыт 4. «Что видно на камне?». Рассмотреть разные камни через лупу. Что вы видите? (кристаллики, трещины, узоры).
Опыт 5. В одну руку взять камешек, в другую - пластилин. Сжать обе ладони. Сравнить, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему? Попробуем постучать комочком пластилина о камень и двумя камнями друг о друга. В чём разница?
Опыт 7: «Тонет - не тонет». Что произойдёт, если мы положим камень в воду? Может ли он плавать? Возьмём гальку и окатыш керамзита, сравним их по весу, затем одновременно опустим в воду. Что произошло с каждым из них? Почему? Что стало с керамзитом? Желательно, чтобы дети сами сделали вывод, что в керамзите много пузырьков воздуха. Поэтому он не тонет. Какой стала галька? Чем она отличается от сухой? Какого цвета мокрые камешки. По сравнению с сухими?
Опыт 8. Потрогать разные камни : холодные они или тёплые? Зажать камешек в кулаке: стал ли он теплее? Подержать под лампой: что изменилось?
Опыт 9. Могут ли камни издавать звуки? Постучим разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются, или чем-то отличаются? А может ли камень шипеть? Возьмем кусочек мела и капнем на него соком лимона. Что происходит? (камень злиться, «Шипит» - ему не нравится лимонный сок).
- Гном по имени Четверг интересуется камнями, которыми можно писать. Ребята, а кто назовёт мне камни, которыми можно поискать и рисовать? (мел, уголь). Ими действительно легко рисовать на асфальте. А как они появились? А на бумаге чем вы рисуете? Если быть точными, грифелем, изготовленным из графита - тёмно- серого мягкого минерала.
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять! (Дети выполняют повороты влево - вправо.)
Будем строить и играть! (приседания.)
Дом большой, высокий строим (встать на носки и тянуться руками вверх).
Окна ставим, крышу кроем (прыжки на месте).
Вот какой красивый дом! (указательным жестом вытягивают руки вперёд.)
Будет жить в нём старый гном! (приседания) (2 раза).
- Гном по имени Пятница изучает камни, образовавшиеся из растений и животных. Это уголь, янтарь, жемчуг, коралл (демонстрация камней). Ребята, покажите пожалуйста, знакомые для вас камни и расскажите чем они вам запомнились? (как зародилась жемчужина (из песчинок) и т. д.)
- Какие вы знаете сказки, в которых говориться о камнях? Какие орудия труда помогают гномам добывать камни? Где можно найти камни в современной квартире?
Вернёмся к нашим друзьям гномам. Гном по имени Суббота увлекается астрологией, наукой, изучающей влияние небесных тел на судьбу и здоровье человека.
Астрологи утверждают, что каждый драгоценный камень принадлежит к определённому знаку Зодиака, т. е. камень-талисман: например, у Рака это изумруд, жемчуг; у Льва - янтарь, топаз, У Девы- нефрит. Дети, кто может поделиться секретом и рассказать, у кого какой камень- талисман. (3-4 ответа). Какие вы молодцы, что знаете, так много камней. Талисман охраняет своего владельца от дурных влияний, защищает от несчастий, недугов, дурного глаза, от злых чар и т. д.
Загадочным блеском сверкают каменья,
Таят человека черты.
Камень надежды,
Камень терпенья,
Камень мечты.
Камень рассвета,
Камень заката,
Камень ночей. (Б. Дубровин).
- Гном по имени Воскресенье всё своё время посвящает драгоценным камням. Он знает о камнях все мифы, легенды и сказания. Заботится о камнях, сторожит их. Воскресенье просит нарисовать ему помощниц - ящерок, охраняющих подземные кладовые сокровищ.
Организуется рисование манной крупой по клейстеру с использованием трафарета.
Ребята, я предлагаю каждому из вас поместить свою змейку на камень, который она будет охранять. В каждой стране существовали хранители подземных богатств - сказочные герои народов мира (показ картинок). Мы с вами уже познакомились с ними. Но самая красивая хранительница подземного царства живёт в русских преданиях. Кто мне подскажет, как зовут самую красивую хранительницу подземных богатств? (Хозяйка медной горы). Правильно. А где жила эта чародейка? (на Урале). Верно. Сказочник Павел Бажов рассказал нам о Хозяйке Медной горы, жившей в Уральских горах - самом сердце России. Не каждому доводилось повстречать зеленоглазую красавицу, одетую в роскошное малахитовое платье, кокошник, украшенный драгоценными каменьями. Зелёный цвет малахита в особом почёте у Хозяйки Медной горы. Говорят, тот, кому удалось найти малахит, пришёлся ей по нраву. Значит - добрый, честный да чистый душой человек. А злых, жадных, да нечестных Хозяйка жестоко наказывала, заманивая их, и дороги назад не указывая. Помните, мы об этом читали?
Так вот сама Хозяйка Медной горы пожаловала к нам и рассказала о том, что по нраву мы пришлись ей. И хочет одарить нас своими сокровищами, но до этого мы должны рассказать о том, что интересного мы сегодня узнали о камнях, что интересного делали и чем мы можем поделить с Хозяйкой Медной горы (дети рассказывают о свойствах камней, том, что им понравилось, что запомнилось и т. д.).
- Хозяйка Медной горы благодарит вас за рассказ, и дарит вам свои сокровища (вручение конфет из малахитовой шкатулки). А ещё давайте поблагодарим наших проводников-гномов, за очень интересное путешествие. На этом наше занятие окончено. До новых встреч.