Папки-передвижки

Конспект занятия в подготовительной группе «Кладовая гномов» (исследовательская деятельность с камнем)

Татьяна
Конспект занятия в подготовительной группе «Кладовая гномов» (исследовательская деятельность с камнем)
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия в подготовительной группе на тему :

«Кладовая гномов»

(исследовательская деятельность с камнем)

Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные задачи:

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Кладовая гномов“ (исследовательская деятельность с камнем)» размещена в разделах

Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам.

Развивающие задачи:

Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление. Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

Воспитательные задачи:

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.

Воспитывать любознательность, желание достигать цели в проблемной ситуации, желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности : игровая, познавательная, коммуникативная.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Наглядные: иллюстрации, шкатулка с камнями.

Практические: физминутка, исследование предметов.

Предварительная работа: беседа об образовании гор. Беседа о профессиях (геолог, шахтёр). Чтение (английская народная сказка «Три поросёнка»; Братья Гримм. «Белоснежка и семь гномов»; Г. Х. Андерсен. «Огниво»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»; Н. А. Рыжова. «О чём шептались камешки»).

Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: керамзит, лаборатория, известняк, аметист, малахит, яшма, гранат, агат,

Форма проведения: познавательно - исследовательская деятельность.

Используемые современные технологии: здоровьесберегающие, личностно - ориентированные и т. д.

Оборудование: речные камни, увеличительное стекло (лупа) прозрачный стакан с водой, ложка, цветной картон, декоративные камни для аквариума, камни из коллекции, лимон, мел.

Ход занятия

Учёные нам говорят,

Что много лет назад,

В ужасном беспорядке,

В земле возникли складки.

Хребты, отроги и утёс.

И камень, о который ты разбил сегодня нос.

- Ребята, о чём это стихотворение? камнях). Где можно найти камни? Вспомните, как называлась сказка, которую написали братья Гримм, где главные герои добывают камни в подземелье? (Белоснежка и семь гномов).Кто вспомнит, как зовут гномов? Сегодня гномы у нас в гостях. Показ на мультимедийной презентации.

- Я предлагаю гномов назвать нашими именами, более простыми, например по дням недели. Согласны?

Гном по имени Понедельник любит строить и всё знает о камнях - строителях (демонстрирует булыжник, известняк). Вспомните, из чего построили свои домики три брата поросёнка из английской народной сказки, которую мы читали на прошлой недели?

Давайте вместе вспомним, как и из чего строят дома люди? Всё правильно, дома можно строить из чего угодно, но самые надёжные дома получаются из камня.

А теперь давайте поиграем.

Игровое упражнение «Что лишнее?» (на столе лежат булыжник, кирпич). Найти объект, который не похож на остальные (по форме, по употреблению).

Что общего между кирпичом и булыжником? Чем они отличаются? (булыжник создала природа, а кирпич сделал человек).

Какой следующий гном к нам пожалует?

Гном по имени Вторник по натуре своей исследователь. Он предлагает нам проверить ощущения, которые проявляются при исследовании камней.

Игра «Ящик ощущений» (в ящике только камни). Я буду описывать камень, а вы его на ощупь отыщите среди других образцов. Найдите самый маленький, круглый, гладкий камень, похожий на пуговичку, овальный камень, самый лёгкий. Найдите самый тяжёлый, самый шершавый камень.

Вторник спрашивает: когда камень бывает мокрым? блестящим? горячим? шипящим? интересным? привлекательным?

Выслушиваются и обсуждаются все ответы детей, какими бы парадоксальными они ни оказались.

Гном по имени Среда приглашает вас в свою лабораторию для проведения научных экспериментов. Он предлагает тщательно вымыть руки и надеть белые колпаки: у него в лаборатории всё стерильно.

Опыт 1. «Какими бываю камни Рассмотреть внимательно, найти самый большой и самый маленький (самый красивый и самый не выразительный). Обосновать свой выбор.

Опыт 2. Выложить камни в ряд – от самого большого к самому маленькому (знакомство с множеством, от самого шершавого до самого гладкого (упражнения на сенсорику) и т. п.

Внимательно рассмотрите самый круглый камень (гальку). Почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок - острые углы постепенно исчезают, камешки становятся округлыми). А раньше углы были? Можно взять несколько камешков в ладони, потрясти их и послушать, как они стучат друг о друга.

Опыт 4. «Что видно на камне. Рассмотреть разные камни через лупу. Что вы видите? (кристаллики, трещины, узоры).

Опыт 5. В одну руку взять камешек, в другую - пластилин. Сжать обе ладони. Сравнить, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему? Попробуем постучать комочком пластилина о камень и двумя камнями друг о друга. В чём разница?

Опыт 7: «Тонет - не тонет». Что произойдёт, если мы положим камень в воду? Может ли он плавать? Возьмём гальку и окатыш керамзита, сравним их по весу, затем одновременно опустим в воду. Что произошло с каждым из них? Почему? Что стало с керамзитом? Желательно, чтобы дети сами сделали вывод, что в керамзите много пузырьков воздуха. Поэтому он не тонет. Какой стала галька? Чем она отличается от сухой? Какого цвета мокрые камешки. По сравнению с сухими?

Опыт 8. Потрогать разные камни : холодные они или тёплые? Зажать камешек в кулаке: стал ли он теплее? Подержать под лампой: что изменилось?

Опыт 9. Могут ли камни издавать звуки? Постучим разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются, или чем-то отличаются? А может ли камень шипеть? Возьмем кусочек мела и капнем на него соком лимона. Что происходит? (камень злиться, «Шипит» - ему не нравится лимонный сок).

- Гном по имени Четверг интересуется камнями, которыми можно писать. Ребята, а кто назовёт мне камни, которыми можно поискать и рисовать? (мел, уголь). Ими действительно легко рисовать на асфальте. А как они появились? А на бумаге чем вы рисуете? Если быть точными, грифелем, изготовленным из графита - тёмно- серого мягкого минерала.

Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять! (Дети выполняют повороты влево - вправо.)

Будем строить и играть! (приседания.)

Дом большой, высокий строим (встать на носки и тянуться руками вверх).

Окна ставим, крышу кроем (прыжки на месте).

Вот какой красивый дом! (указательным жестом вытягивают руки вперёд.)

Будет жить в нём старый гном! (приседания) (2 раза).

- Гном по имени Пятница изучает камни, образовавшиеся из растений и животных. Это уголь, янтарь, жемчуг, коралл (демонстрация камней). Ребята, покажите пожалуйста, знакомые для вас камни и расскажите чем они вам запомнились? (как зародилась жемчужина (из песчинок) и т. д.)

- Какие вы знаете сказки, в которых говориться о камнях? Какие орудия труда помогают гномам добывать камни? Где можно найти камни в современной квартире?

Вернёмся к нашим друзьям гномам. Гном по имени Суббота увлекается астрологией, наукой, изучающей влияние небесных тел на судьбу и здоровье человека.

Астрологи утверждают, что каждый драгоценный камень принадлежит к определённому знаку Зодиака, т. е. камень-талисман: например, у Рака это изумруд, жемчуг; у Льва - янтарь, топаз, У Девы- нефрит. Дети, кто может поделиться секретом и рассказать, у кого какой камень- талисман. (3-4 ответа). Какие вы молодцы, что знаете, так много камней. Талисман охраняет своего владельца от дурных влияний, защищает от несчастий, недугов, дурного глаза, от злых чар и т. д.

Загадочным блеском сверкают каменья,

Таят человека черты.

Камень надежды,

Камень терпенья,

Камень мечты.

Камень рассвета,

Камень заката,

Камень ночей. (Б. Дубровин).

- Гном по имени Воскресенье всё своё время посвящает драгоценным камням. Он знает о камнях все мифы, легенды и сказания. Заботится о камнях, сторожит их. Воскресенье просит нарисовать ему помощниц - ящерок, охраняющих подземные кладовые сокровищ.

Организуется рисование манной крупой по клейстеру с использованием трафарета.

Ребята, я предлагаю каждому из вас поместить свою змейку на камень, который она будет охранять. В каждой стране существовали хранители подземных богатств - сказочные герои народов мира (показ картинок). Мы с вами уже познакомились с ними. Но самая красивая хранительница подземного царства живёт в русских преданиях. Кто мне подскажет, как зовут самую красивую хранительницу подземных богатств? (Хозяйка медной горы). Правильно. А где жила эта чародейка? (на Урале). Верно. Сказочник Павел Бажов рассказал нам о Хозяйке Медной горы, жившей в Уральских горах - самом сердце России. Не каждому доводилось повстречать зеленоглазую красавицу, одетую в роскошное малахитовое платье, кокошник, украшенный драгоценными каменьями. Зелёный цвет малахита в особом почёте у Хозяйки Медной горы. Говорят, тот, кому удалось найти малахит, пришёлся ей по нраву. Значит - добрый, честный да чистый душой человек. А злых, жадных, да нечестных Хозяйка жестоко наказывала, заманивая их, и дороги назад не указывая. Помните, мы об этом читали?

Так вот сама Хозяйка Медной горы пожаловала к нам и рассказала о том, что по нраву мы пришлись ей. И хочет одарить нас своими сокровищами, но до этого мы должны рассказать о том, что интересного мы сегодня узнали о камнях, что интересного делали и чем мы можем поделить с Хозяйкой Медной горы (дети рассказывают о свойствах камней, том, что им понравилось, что запомнилось и т. д.).

- Хозяйка Медной горы благодарит вас за рассказ, и дарит вам свои сокровища (вручение конфет из малахитовой шкатулки). А ещё давайте поблагодарим наших проводников-гномов, за очень интересное путешествие. На этом наше занятие окончено. До новых встреч.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Выращивание кристаллов соли»Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Выращивание кристаллов соли» Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе (декабрь 2020)Тема: «Выращивание кристаллов соли» Введение Кристаллы.

Познавательная исследовательская деятельность в подготовительной группе «Изучаем свойства бумаги»Познавательная исследовательская деятельность в подготовительной группе «Изучаем свойства бумаги» Изучаем свойства бумаги Познавательная исследовательская деятельность в подготовительной группе Шелохвостова Екатерина Сергеевна Цель:.

«Лёд, вода, пар». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе Цель: закрепление представлений об агрегатных состояниях воды. Задачи: 1. Способствовать усвоению значений символов льда, воды и пара,.

Конспект познавательного занятия с детьми подготовительной группы «Строим дом для гномов»Конспект познавательного занятия с детьми подготовительной группы «Строим дом для гномов» Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы. Тема: Строим дом для гномов. Цель: Вызвать у детей интерес к разнообразному.

Конспект занятия «Чудесная вода». Познавательно-исследовательская деятельность в средней группеКонспект занятия «Чудесная вода». Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе Цель: Способствовать обобщению представлений детей о свойствах воды. Задачи: -Развивать внимание и наглядно-действенное мышление. -Воспитывать.

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе «Паровозик с вагончиками для гномов»Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе «Паровозик с вагончиками для гномов» Программное содержание: Создать условия для закрепления у детей знаний и навыков по работе с бумагой. Учить делать объемные игрушки из.

Перспективное планирование «Познавательно-исследовательская деятельность» в подготовительной группеПерспективное планирование «Познавательно-исследовательская деятельность» в подготовительной группе «Экскурсия в детскую лабораторию» Уточнить представление о том, кто такие ученые, познакомить с понятием «наука», «гипотеза», о способе.

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Жидкие и сыпучие вещества»Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Жидкие и сыпучие вещества» Тема: «Жидкие и сыпучие вещества» Вид занятия: Познавательно-исследовательская деятельность. Цель: Создать условия для овладения детьми.

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе «Маленькие волшебники» Цель: развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и уметь делать выводы. Задачи:.

Этот удивительный зрачок (познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе)Этот удивительный зрачок (познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе) Цель: показать, что зрачок глаза меняет свой размер в зависимости от освещения. Ход экспериментирования: Ребята, покажите где находится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Кладовая гномов» (исследовательская деятельность с камнем)
Опубликовано: 12 октября 2021 в 13:25
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в подготовительной группе «Кладовая гномов» (исследовательская деятельность с камнем)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД