Сычева Евдокия Ивановна
Конспект познавательного занятия с детьми подготовительной группы «Строим дом для гномов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы.
Тема: Строим дом для гномов.
Цель: Вызвать у детей интерес к разнообразному миру камней, желание познать его.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить детей с многообразием природных камней, их свойствами.
- расширить представление об использовании камней человеком в процессе познавательно - экспериментальной деятельности;
Публикация «Конспект познавательного занятия с детьми подготовительной группы „Строим дом для гномов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
- дать представление детям о таких социальных понятиях, как доброта, милосердие, отзывчивость.
2. Развивающие:
- развивать познавательный интерес у детей, умение самостоятельно подбирать необходимое оборудование и материал для проведения экспериментов, делать выводы, анализировать полученную информацию.
- развивать мелкую моторику.
3. Воспитательные:
- воспитывать умение работать вместе, распределять обязанности, оказывать помощь товарищу.
- воспитывать у детей чуткость, доброжелательность, отзывчивость, желание совершать добрые поступки.
Оборудование:
Иллюстрация с изображением горы, картинки иллюстрированных домов из разного материала: лед, солома, кирпичи, дерево, камни; два гнома, лупы, тиски, молоточки, пластилин, картон.
Предварительная работа:
- Экскурсия по территории детского сада «Что у нас под ногами»;
- Рассматривание образцов горных пород;
- Чтение художественной литературы (стихотворение Е. Новичихиной «Помощники»).
1. Вводная часть.
Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста «Что такое милосердие, доброта, отзывчивость?» (Ответы детей).
Воспитатель: «Доброта – это ласковое, заботливое, дружеское отношение к кому-либо. Давайте поделимся с друг с другом, как вас ласково называет папа или мама. (Ответы детей). Человека, который совершает добрые поступки, дела, еще называют отзывчивым. А тех, кто помогает старым, больным или людям, которые очень сильно в чем - то нуждаются, называют милосердными.
Вспомните, какие добрые дела, поступки совершили вы, в каком случае проявили отзывчивость? (Ответы детей).
- А для чего нужно творить на земле добрые дела? (Приносить пользу и радость себе и другим людям.)
Помочь человеку или животному, попавшим в беду или испытывающим какие-либо трудности не сложно. Для этого надо быть внимательными к окружающим людям. Вокруг нас много людей, которым постоянно нужна наша помощь. Поэтому надо воспитывать у себя эти качества: доброту, отзывчивость, милосердие».
Чтение рассказа «Два гнома».
Дети сидят полукругом на ковре, воспитатель предлагает детям послушать рассказ: «В одном лесу стояла высокая каменная гора, а в этой горе была небольшая пещера, в которой жили два гнома. Каждый день, в жару, холод, мороз, дождь, гномы брали лопатки и отправлялись….
Воспитатель: «Как вы думаете, дети, куда отправлялись эти гномы и зачем?»
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно гномы отправлялись в подземелье, добывать разноцветные камни, а вечером гномы возвращались домой, в уютный теплый домик и рассматривали добытые камешки.
Но однажды случилась беда. Вернулись гномы домой, а вместо горы лежит груда больших и маленьких камней, очень расстроились гномы. Они не могли понять, куда подевалась гора.
Беседа – рассуждения по содержанию рассказа.
Воспитатель: «Дети, как вы думаете, что произошло с горой? От чего она рассыпалась?»
Вывод: под действием солнца, мороза, воды и ветра, горы разрушаются.
Игра – превращение:
Воспитатель предлагает поиграть в игру – превращение: «Я буду читать стихотворение, а вы при помощи рук, мимики, жестов передайте содержание стихотворения.
Стоит гора – старушка,
До небес макушка
Её ветер обдувает,
Её дождик поливает,
Стоит гора, страдает, камешки теряет
И каждый день, и каждую ночь.
Катятся, катятся камешки прочь.
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы!
2. Проблемная ситуация
Воспитатель: «Как же нам помочь гномам?»
Ответы детей. (Построить для них новый дом).
Воспитатель: «А какой можно построить дом и из чего лучше это сделать?»
Ответы детей.
Игра «Хорошо – плохо» (с элементами ТРИЗа).
На доске расположены изображения различных домов из разного материала (например – ледяной домик из сказки «Заюшкина избушка», домики трех поросят, деревянный дом из сказки «Кошкин дом»).
Задание: Каждому ребенку выбрать понравившийся домик для гномов и объяснить, почему он выбрал именно этот дом. Например – ледяной домик – он красивый, прозрачный, сверкающий.
Воспитатель, обращается ко всем детям с вопросом «сделаем домик изо льда для гномов?»
Ответы детей. (Нет, этот дом холодный, а летом растает).
Рассматриваем с детьми все предложенные варианты дома для гномов.
Дети должны самостоятельно прийти к выводу, что самый крепкий, надежный дом – каменный.
Экспериментирование
Воспитатель предлагает детям рассмотреть выложенные перед ними камни гранита (у каждого ребенка лупа).
Воспитатель «Дети, как называется этот камень?» Ответ детей – гранит.
Воспитатель предлагает рассмотреть внешний вид камня: цвет, форму, имеет ли камень какой – ни будь запах, какой он на ощупь.
Дети рассматривают камень при помощи лупы, комментируют свои наблюдения.
Воспитатель: «Дети, вы утверждали, что лучше всего построить дом из камня, так как он самый прочный. Попробуйте доказать, что это действительно так, вы можете использовать оборудование из нашей лаборатории».
Каждый ребенок берет камень и проводит эксперимент. (Дети сдавливают камень при помощи рук, тисков, стучат молоточком, пытаются камень разбить).
По итогу окончания эксперимента дети делятся впечатлениями, приходят к выводу, что домик будут строить из камня – гранита, так как он очень прочный.
Игровая ситуация «Мы – архитекторы».
Воспитатель: «Дети, мы выбрали материал, из которого мы будем строить дом. Как вы думаете можно ли сразу приступать к работе?» (Ответы детей).
Воспитатель: «Нам сначала нужно сделать план или проект, а затем используя этот проект сделать макет дома».
Пальчиковая гимнастика «Строим дом».
Целый день тук да тук -
Раздается звонкий стук.
Молоточки стучат,
Строим домик для ребят.
Вот какой хороший дом,
Как мы славно заживем.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель напоминает детям, чтобы они по желанию выбрали, чем и на чем они будут делать свой проект дома (например, можно использовать мольберт, бумагу, планшет для рисования и т. д., можно использовать карандаши, мел, фломастеры и т. д.)
Во время работы воспитатель напоминает детям, какие части есть у дома, соблюдение пропорций.
По завершению работы над проектами, воспитатель предлагает рассмотреть все проекты. Воспитатель: «Какой следующий наш шаг по постройке дома?» (Ответы детей – макет дома).
Воспитатель: «Правильно, теперь надо сделать макет дома, то есть маленькую копию нашего дома для гномов. Из чего вы будете делать выбирайте сами, посмотрите, какой есть материал в лаборатории и можете приступать».
Каждый ребенок самостоятельно выбирает материал и приступает к работе.
По итогу работ всех детей, воспитатель и дети отмечают наиболее удачные варианты, которые могут подходить для проживания гномов.
Практическая работа.
Воспитатель: «Ребята, теперь у нас заключительный этап нашей работы, строим дом из камня. Проект и макет у нас уже есть, Что еще нужно нам для работы? Камни разного размера, картон, материал для окон. Чтобы работа была быстрее, предлагаю распределить обязанности каждого ребенка, то есть какую часть дома каждый будет выполнять».
Дети по желанию выбирают себе работу, подбирают материал и приступают к изготовлению частей дома, а затем соединяют все части дома. В конце работы воспитатель предлагает рассмотреть, «полюбоваться» результатом своего труда и «пригласить» гномов на новоселье.
3. Заключительная часть «Новоселье гномов».
Появляются гномы, радуются новому домику и благодарят детей за прекрасное жилье. А в знак благодарности дарят волшебную шкатулку с камнями самоцветами.
Рефлексия.
Воспитатель: «Дети, как вы думаете, мы проявили милосердие к гномикам?» Ответы детей.