Альбина Степановна Смирнова
Конспект занятия в подготовительной группе «Городец — музейная столица»
▼ Скачать + Заказать документы
«Городец-музейная столица»
Цель. Продолжать формировать у детей любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему.
Задачи:
1. Уточнить и закрепить знания детей о том, что Городец является музейной столицей Нижегородской области.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Городец — музейная столица“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
2. Систематизировать предоставления детей о музеях Городца : краеведческий музей, детский музейный центр, музей «Городецкий пряник», музей самоваров, а также о правилах поведения в музеях : нельзя громко разговаривать, нужно внимательно слушать экскурсовода.
3. Совершенствовать навыки монологической и диалогической речи детей, умение делать выводы.
4. Воспитывать бережное отношение к культурному наследию нашего города.
Работа над словарем: музей, экспонаты, экскурсовод, шлем, гривны, лапти.
Материал к занятию : папки – раскладушки с фотографиями музеев и их экспонатов, мяч, Городецкие пряники, свистушки, самовары, деревянные игрушки, коробки для Городецких пряников, печатная доска.
Совместная деятельность: экскурсии в краеведческий музей, в детский музейный центр, заучивание стихотворений о родном городе, изготовление альбомов «Мой любимый город», «Воскресный день со всей семьей ходили мы в музей», «Достопримечательности г. Городца».
Взаимодействие с семьей: беседа «Зачем идем в музей», рассматривание старинных предметов дома и рассказ «Как они появились».
Ход занятия:
- Ребята, давайте встанем в круг, покажите свои ладошки, потрите их друг о друга, что вы чувствуете?
- Тепло добрых рук и добрых душ.
- Возьмитесь, пожалуйста, за руки и передайте свое тепло своим друзьям.
Утро настает, солнышко встает
Все собираемся, в добрый путь отправляемся.
Друг на друга поглядим
Про себя проговорим
Кто у нас хороший, кто у нас пригожий
(дети поочередно называют себя ласковыми словами).
- Мне очень приятно, что вы такие ласковые, умные, добрые ребята. С такими детьми и беседовать приятно (дети садятся на свои места).
- Сегодня мы с вами будем говорить о нашем старинном городе Городце, о его музеях. Городец – очень красивый город. А что вам нравится в нашем городе?
- Мне нравится парк, мы там гуляем с родителями.
- А мне нравятся дома на улице Купеческой, они красивые как игрушки.
- А мне нравятся памятники Александру невскому, памятник купечеству.
- Очень красивые церкви в Городце.
- А мне нравятся что дома украшены резьбой.
- Вот видите город наш не очень большой. А сколько в нем есть всего, что может нравиться.
(Ребенок читает стихотворение)
В Городце мы родились, и гордимся этим.
Нет красивее и роднее города на свете.
Парки, дворики, сады,
Улочки прямые – все они для нас детей
Милые, родные.
- Стоит над рекой Волгой веселый древний Городец. А почему веселый? Да потому что дома в городе украшены богатой резьбой. Живут в Городце мастера, делающие игрушки из дерева и глины, художники Городецкой росписи, рисующие коней. Украшают их яркими цветами.
Городецкий конь бежит
Вся земля вокруг дрожит
Птицы яркие летают
И кувшинки расцветают.
Вырезают Городецкие мастера пряничные доски, с помощью которых пекут знаменитые Городецкие пряники. Посмотреть на эту красоту к нам приезжают туристы. Да не только из России, но из других стран. Ведь не даром называют наш город Городец – музейная столица. Ребята, вспомните в какие музеи мы с вами ходили?
- Мы ходили в краеведческий музей.
- На какой улице находится музей?
- Музей находится на улице Купеческой.
- Ребята, вспомните, что интересного показала нам экскурсовод в зале археологии.
- Она показала нам старинные замки, ключи. Таких замков и ключей нет.
- Она ещё показала нам шлем. Такой шлем носили раньше князья.
- А мне понравились старинные гребни. Ими раньше женщины причесывали волосы.
- А еще она нам показала старинные гривны.
- Ребята, а что вам понравилось в зале крестьянского быта?
- Мне понравились лапти. В них раньше ходили люди.
- Экскурсовод еще показала нам деревянный плуг и борону. Мастер так сделал борону, что не вколотил ни одного гвоздика.
- А что еще интересного видели в этом зале?
- Мы еще видели там картину. Прямо посмотришь – увидишь Святого Духа, справа посмотришь – увидишь Бога отца, а слева посмотришь – увидишь Иисуса Христа.
- Какие музейные экспонаты вы еще увидели в музее?
- Мы видели старинное оружие, чучела диких животных, которые живут в нашем крае: волк, медведь, лиса, заяц, рысь.
- А какая святыня храниться в нашем музее?
- Икона Фёдоровской Божьей Матери.
- Нижегородский поэт писал :
Мастеров народных братство
Сохраняет для друзей
Городецкое богатство
Краеведческий музей.
- А сейчас послушайте загадку:
Неприметный дворик не простой,
Домик светлый, расписной,
Но какая в доме красота
Разбегаются глаза.
Постарались мастера.
Из глины сделаны игрушки:
Свистульки, барыни,
Их целый шкаф.
Здесь и соломенные куклы
С улыбкой на ребят глядят.
Заходите к нам скорей
В наш весёлый (дети договаривают) в Детский центр музей.
- Дети, что показал нам экскурсовод в детском музейном центре?
- Она нам показала старые игрушки: куклы, мишки, игрушки, сделанные из дерева. Нажмешь на кнопочку – медведь рубит дрова.
- Ещё нам показали старые парты, за которыми сидели раньше дети, чернильницу - непроливайку, промокашку. Если капнет ученик кляксу в тетради, можно помакнуть промокашкой.
- Экскурсовод показала нам игрушки, сделанные из соломы: куклы, лошадки. Такими игрушками мы сейчас не играем.
- А мне понравились дымковские игрушки, сделанные из глины. Они такие красивые.
- Дети, мы с вами были в краеведческом музее и в детском музейном центре. В краеведческий музей часто приезжают ученые: читают лекции. Этот музей больше подходит для взрослых. Не всё в этом музее вам понятно. А вот детский музейный центр специально сделан для детей. Там вам всё знакомо и понятно: старые игрушки: куклы, мишки, посудка. Время течёт быстро. И ваши игрушки тоже могут устареть и попасть в детский музейный центр.
- А сейчас поиграем в игру «Что вы знаете о своем родном городе».
- Как называется улица, на которой ты живешь?
- На какой улице находится детский сад?
- Что находится рядом с детским садом?
- Чем славится наш город?
- Какие памятники есть в нашем городе?
(игра проводится в кругу, воспитатель по очереди кидает мяч детям).
- Есть ещё у нас в Городце интересный музей. Музей самоваров. В этот музей ходила Алина со своими мамой и папой. Она сейчас нам о нём расскажет. Музей самоваров находится в голубом красивом доме, окна украшены белыми наличниками. Этот дом принадлежал купцу Гришаеву. В музее много самоваров. Они разные. Есть очень большие, есть поменьше и очень маленькие. Есть самовары похожие на паука, на тыкву, на бутылку. Самовары стоят на полках, на столиках. Они все блестят. В музей приезжают много туристов посмотреть на эту красоту. Это очень интересный музей, сходите в него со своими родителями.
Самовар пыхтит, искрится.
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица он своею добротой.
Лучше фактора любого
Лечит скуку и тоску.
Чашка вкусного крутого
Самоварного чайку.
(читает ребенок)
- Спасибо, Алина, тебе за интересный рассказ. Ты была настоящим экскурсоводом.
- А сейчас опять игра. В каких музеях ты бы расположил эти предметы? (на столе разложены свистульки, самовары, деревянные игрушки, пряники, коробки из-под пряников). Дети подходят к столу.
- Дети, у меня на столе музейные экспонаты. Назовите их (дети называют).
- В какой музей вы бы поместили свистульки?
- В Детский музейный центр.
- А в какой музей вы бы поместили самовары?
- В Музей самоваров.
- В какой бы музей отнесли бы вы икону Фёдоровской Божьей Матери?
- В краеведческий музей.
- Как вы думаете, в какой музей нужно поместить Городецкие пряники?
- В краеведческий музей.
- Да, дети, в краеведческом музее мы с вами видели выставку Городецких пряников, но у нас в Городце есть ещё один интересный музей – это музей Городецкого пряника. В этом музее мы с вами не были ещё. Но Диана со своими родителями и братом ходила туда. Она сейчас нам об этом музее расскажет.
- Мне очень понравился этот музей-музей Городецкого пряника. Когда входишь в музей, сразу чувствуешь сладкий запах, так пахнут пряники. Их в музее очень много. Они разные: и очень большие, а есть и маленькие. В музее есть выставка печатных досок. Они с разными узорами. Нам рассказали, как делают пряники: сначала делают тесто, потом накладывают его на резные доски, чтобы получился узор, а потом перекладывают на противни и пекут.
Пряник вкусный, медяной
С запахом корицы.
Весь расписанный, резной.
То как птица, то, как рыба.
Городецкий пряник
Знает вся огромная страна.
Любят наши пряники
И взрослые и детвора.
(читает девочка)
- Вот и закончилась наша беседа о городе Городце и его музеях.
- Как вы думаете, почему Городец называют музейной столицей?
- Потому что в Городце много музеев.
- Вы, молодцы. Вы много знаете о нашем городе, о музейных экспонатах. Очень интересно рассказывали о них.
- В «Городецком вестнике» я недавно прочитала, что у нас в Городце ещё будет музей валенка и музей народных промыслов.
А сейчас приглашаю всех на чай
С пряниками, сушками,
С вкусными ватрушками!