Получи документы

Конспект занятия «Сыктывкар — столица Республики Коми»

Валентина Трошева
Конспект занятия «Сыктывкар — столица Республики Коми»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Познакомить детей с главным городом Республики Коми Сыктывкаром, его историческим прошлым и настоящим.

Задачи:

Образовательная область «Познание»

Расширять и систематизировать представление детей об облике старого и современного города.

Формировать представление о Сыктывкаре, как о столице нашей Республики.

Образовательная область «Речевое развитие»

Публикация «Конспект занятия „Сыктывкар — столица Республики Коми“» размещена в разделах

Формировать диалогическую речь во время работы с иллюстрациями о Сыктывкаре, умение давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы.

Продолжать обучать детей составлять рассказ по фотографии из личного опыта.

Воспитывать в детях любовь, интерес к столице и к его достопримечательностям.

Предшествующая работа:

Рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, книг, энциклопедий, чтение, беседы, рисование.

Материал:

Иллюстрации с видами Усть-Сысольска, Сыктывкара, фотографии (улицы, учебные заведения, памятники, достопримечательности и т. д., музыка, карта России, энциклопедии, разрезные картинки.

(Дети увидели в группе новую карту – карту России).

Воспитатель: Кто знает, как называется страна, в которой мы живём? (Россия) Карта может много рассказать о стране. Мы видим, что Россия большая страна, в ней много городов, рек, лесов, полезных ископаемых, зверей (животных, птиц.

(читает стихотворение)

На карте Мира не найдёшь,

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной, Мы не найдём на карте той.

Но мы всегда на ней найдём,

Свою страну – наш общий дом.

Воспитатель: Ребята! Есть много пословиц о Родине. Кто из вас знает пословицы о Родине?

1.)Человек без Родины, что соловей без песни.

2.)Чужбина – калина, Родина – малина.

3.)Родимая сторона – мать, а чужая мачеха.

4.)Человек без Родины – что земля без семени.

5.)Человек на родной стороне – что медведь в лесу.

6.) Чужбина – не родная мать: хлеба не даст.

Воспитатель: Ребята, а в какой республике мы живём? (сначала найти Коми на карте России, а потом показать её в увеличенном виде)

В каждой республике есть главный город – столица?

Хотите отправиться в путешествие во времени? А куда мы отправимся, вы узнаете, если правильно выполните задание.

Возьмите лепестки с цифрами и встаньте по порядку, начиная с цифры 1.

А теперь переверните, что видите на обратной стороне – буквы. Подходите к доске по очереди, будем составлять слово.

Читаем, какое получилось слово? (Сыктывкар)

И так, куда мы с вами отправляемся? (прошлое Сыктывкара)

А почему же выбрали этот город?

Сыктывкар столица Коми республики. Каждый образованный человек, любящий свою республику, должен знать историю своей столицы.

Подумайте, на каком транспорте можно поехать в Сыктывкар?

Дети: на автобусе, поезде, машине и т. д.

Воспитатель: Ребята, нам лучше поехать на автобусе. (музыкальное сопровождение)

И сегодня мы постараемся заглянуть в самое далёкое прошлое нашей столицы.

Ведь наша столица – не всегда была такой красивой. Да и название города было совсем другое.

А началось это много веков назад. Когда ещё не было ваших дедов, прадедов, прапрадедов, т. е. очень давно.

Первое поселение появилось очень давно, аж 430 лет назад. Это было небольшое поселение людей, которое называлось Усть-Сысола. Оно было так названо, потому что находилось в устье реки Сысола. Там была деревянная церковь, 3 двора церковных служителей и 6 крестьянских домов.

Поселение росло очень медленно, крестьяне были очень бедны. Они занимались земледелием, охотой, скотоводством, рыбной ловлей, хлебопашеством.

Шли годы, поселение Усть-Сысола развивалось, строилось и стало самым большим. В то время жила императрица Екатерина 2 и по её указу поселение Усть-Сысола стало называться городом Усть-Сысольск.

Хоть назвали Усть-Сысольск городом, но он мало походил на него. (показ иллюстраций с видом старых улиц и домов)

Это был маленький город с деревянными одноэтажными домами, только на центральных улицах мы видим двухэтажные деревянные и каменные здания.

Улицы узкие с деревянными тротуарами по краям. Дороги были мало проезжими, грязными. В городе не было электричества, школ, театров, детских садов, больниц, но было много церквей. Улицы назывались по названию церквей и православных праздников.

Вскоре был утверждён генеральный план застройки Усть-Сысольска. И с тех пор город застраивался точно по плану.

Постепенно появлялись здания городских учреждений и торговых заведений, строились школы, больницы, детские сады, театры, церкви.

И Усть-Сысольск был переименован в г. Сыктывкар, название которого переводится с коми языка, как город на Сысоле: Сыктыв – Сысола, кар - город. А через 6 лет Сыктывкар становится столицей Коми республики.

Ребята, что вы (запомнили) можете рассказать о старом городе (Усть-Сысольск).

1.)Как называли город раньше? (Усть-Сысольск)

2.)Какие дома были раньше в городе?

3.)Как выглядели улицы раньше?

Воспитатель: Ребята, не хотите поиграть в игру «Где мы живём?»

(После игры показ иллюстраций современного Сыктывкара)

Воспитатель: Сейчас Сыктывкар – современный город с залитым асфальтом улицами, многоэтажными жилыми домами с красивой архитектурой, с красивыми общественными зданиями. Много разных предприятий и много интересных достопримечательностей. Много скверов, парков, памятников, музеев, театров, школ, детских садов. В городе живут и работают люди разных национальностей.

Наша столица не только выросла и стала красивой, но она стала известна во всех уголках нашей страны и за границей. В Сыктывкаре работает наше правительство, которое принимает важные законы, по которым живёт наша республика.

В Сыктывкаре строится много новых зданий, памятников, потому что это главный город республики, и должен быть самым красивым.

О городе сложено много стихов и песен.

О том, каким стал Сыктывкар, рассказал коми поэт П. Образцов.

Не узнаешь Сыктывкар,

Как он вырос – чудеса.

На местах домишек старых,

Новых зданий корпуса.

Там, где грязь и лужи были,

Гладь асфальтовых дорог.

Легковых автомобилей,

Нескончаемый поток.

Шире улицы, светлее,

Как зелёные аллеи.

Хорошеет с каждым днём,

Город наш, где мы живём.

Воспитатель: Сыктывкар имеет свой герб. Изображение на гербе отражает историю, географию и культуру нашего народа.

Подумайте и скажите, почему на гербе изображены ёлки, медведь, извилистые линии.

Дети: Ёлочки – знаки хвойного леса (большую часть территории Коми республики занимают хвойные леса) и раньше Сыктывкар окружали густые ельники.

Дети: А медведь, знак того, что такого рода зверей в окрестных городах находится много. Медвежий угол – глухой, далёкий, труднодоступный край – таким был Усть – Сысольск в то время.

Дети: А извилистые линии – линии рек Сысола и Вычегда.

Воспитатель: Кто из вас, ребята, бывал в Сыктывкаре?

Расскажите о своих впечатлениях, что, вам, особенно запомнилось? (Дети показывают фотографии и рассказывают о Сыктывкаре из личного опыта)

Воспитатель: Ну, а кто ещё не побывал в Сыктывкаре, не расстраиваетесь, всё ещё впереди! Вы обязательно побываете в нашей столице.

Воспитатель: Кто знает, что значит достопримечательности? (ответы детей)

Дети: Достопримечательности – это, что отличает один город от другого, что запомнилось гостям больше всего.

Воспитатель: Ребята, какая улица в Сыктывкаре самая главная?

Дети: Коммунистическая. На этой улице много важных, значимых зданий, жилых домов, памятников.

1.)Железнодорожный вокзал

2.)Гостиница «Сыктывкар»

3.)Университет

4.)Педагогический институт

5.)Музыкальный театр оперы и балета

6.)Стелла «Монумент трудовой славы», визитная карточка города Сыктывкара. Она создана в честь трудящихся.

7.)Памятник Ивану Алексеевичу Куратову

Воспитатель: Что вы знаете о Иване Алексеевиче Куратове?

Дети: Иван Алексеевич Куратов был первым коми поэтом, написавшим первые стихи на своём родном, коми языке. Он хотел, чтобы коми народ узнал больше о нашей Коми земле, всей стране. Мы гордимся первым коми поэтом, прославившим Коми край, свой язык.

8.) Воспитатель: Мемориал воинам, погибшим в борьбе с фашистами. Имена и фамилии героев написаны на гранитных плитах. Все они родились в Сыктывкаре.

Дети: Вечный огонь – это значит вечная память народа, что подвиг защитников Родины не забыт жителями города. Скульптура «Скорбящий воин», посвящена воинам, погибшим в военных конфликтах в мирное время.

9.) Дом быта

10.)Универмаг

11.)Это главная площадь в Сыктывкаре

Воспитатель: Как она называется? (Стефановская)

Как вы думаете, почему площадь называется Стефановская?

Дети: На этой площади раньше был построен собор. Она была названа в честь Стефана Пермского, православного миссионера, принёсшего христианство в Коми край. Здание собора в прошлом было практически полностью разрушено и отреставрировано заново лишь в 2002 г.

Воспитатель: Почему Стефановская площадь является главной?

Дети: На Стефановской площади находится Дом правительства, который руководит всей Коми республикой. Здесь работает глава республики Коми Гайзер Вячеслав.

На площади проходят парады, праздничные мероприятия, концерты, массовые гуляния, соревнования, встречи знатных людей.

12.) Воспитатель: Здание администрации МО «Город Сыктывкар» является одним из самых интересных зданий города. По форме оно напоминает развивающиеся полотнища флага.

13.) Дети: Это Пожарная Каланча. Старинное здание, является памятником архитектуры. Десятиметровая каланча с часами, выполненная в форме восьмигранника.

14.) Воспитатель: Национальная библиотека. Здание построено в 50 годах.

Ребята, в Сыктывкаре ещё есть много интересных и занимательных мест: музеи, театры, храмы и т. д.

Но об этом мы поговорим в следующем путешествии.

(Музыкальное сопровождение)

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы наша столица и вся республика стала ещё лучше, краше, богаче? (ответы детей)

Послушайте, ребята, какими тёплыми словами сказали поэты К. Рыжов и Г. Хонин о Сыктывкаре.

А увидишь этот город,

Сам он в песню просится,

Сыктывкар, Сыктывкар.

Здесь, в этом городе,

Плохо приживаются,

Те, кто с песнею не дружен и душою стар.

И в морозы, и в метели,

Шуткой согреваются,

Сыктывкар, Сыктывкар.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Красноярск-столица края» Цель: расширить и систематизировать знания детей о родном городе. Задачи: 1. Обобщить, уточнить и систематизировать представления детей.

Наш коми уголокНаш коми уголок Мы в своей группе оформили Коми уголок. Мы очень творчески подошли к работе, постарались создать все условия по приобщению детей к Коми.

Фотоотчёт. Экскурсия на Лосеферму Печоро-Илычского Государственного заповедника Республики КомиФотоотчёт. Экскурсия на Лосеферму Печоро-Илычского Государственного заповедника Республики Коми Печоро-Илычский заповедник обладает уникальным и интересным объектом как «Первая в Мире лосиная ферма».Воспитателями нашей группы была организована.

Фотоотчет «День Республики»Фотоотчет «День Республики» «Откуда родом ты?» - меня спросили. И я ответил гордо: «Из России, А, если говорить точней – С Урала я. Там родина – Башкирия моя». 12.

Коми уголокКоми уголок В нашем саду прошёл конкурс на лучший Коми уголок. В се воспитатели очень творчески подошли к работе. В нашей группе мы тоже постарались.

Конспект НОД по краеведению в подготовительной к школе группе по теме «Путешествие по городам республики Коми». Цель: систематизация и обобщение знаний о городах республики Коми. Задачи : Образовательные: расширять представления детей о городах республики.

Познавательно-речевое занятие «Москва — столица» Познавательно-речевое занятие «Москва – столица» Задачи: - уточнить и систематизировать знания детей о столице России, -формировать представление.

Познавательное развитие в старшей группе «Кызыл — столица Республики Тыва» Тема: «Кызыл – столица Республики Тыва» Программное содержание: Закрепить представление детей о том, что Кызыл –главный город Республики.

Празднование Дня Республики. Карелии-95!Празднование Дня Республики. Карелии-95! День Карелии. Республика Карелия отмечает 95-летие. Город Сортавала в этом году принимает гостей со всех районов Карелии. Программа праздника.

Проект «Птицы нашей республики» Проект «Птицы нашей республики». Возраст детей: 4 - 5 лет. Тип проекта: познавательно – игровой. Участники проекта: дети средней группы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Сыктывкар — столица Республики Коми»
Опубликовано: 20 октября 2015 в 21:22
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Сыктывкар — столица Республики Коми»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Трошева (УИ 379801) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД